Союз архитекторов – творческое объединение, суть которого — сконцентрировать профессиональную деятельность архитекторов для создания многоликой и разнообразной архитектурной среды.
В современном мире строительный процесс очень дифференцирован. Он вбирает в себя множество профессий. И архитектор стал одним из “винтиков” в гигантском механизме. Такая универсальность строительного комплекса приводит к обезличиванию среды. А это уже очевидно плохо… Тут общество и говорит: “Пусть будет везде технически универсально “хорошо”, но чуть-чуть отличается от других”. То есть в ключевых точках среды обитания пусть строится что-то стоящее, присущее только этому месту. Вот это “чуть-чуть” и выделяет профессию из общего ряда строительного комплекса. Это “чуть-чуть” и позволяет создавать неповторимые архитектурные ансамбли, запоминающиеся образы, проходящие сквозь века. Именно это “чуть-чуть” выражает суть эпохи. Это то, что остается, когда все уходит. Это то, что потомки пытаются сохранить как национальную вневременную ценность. Союз архитекторов призван помочь создать это “чуть-чуть”.
Брестская областная организация создана в 1963 г. По этапам ее развития пройдем вместе с председателями организации.
Историческая справка. До 1963 г. в Брестской области насчитывалось 4 члена Союза архитекторов: А.А. Шкляр – гл. архитектор области, М.С. Заржецкий – гл. архитектор Пинска, А.Г. Маренич – гл. архитектор Баранович, А.И. Макаров – начальник Барановичского филиала облпроекта. В 1963 г. в Союз вступили Р.Н. Лесь, З.Н Левченко, А.В. Горбачев. В этом же году было принято решение о создании Брестского отделения Союза архитекторов БССР. Возглавил его А.В. Горбачев – главный архитектор г. Бреста. В то время эта должность называлась “уполномоченный Союза архитекторов БССР”.
Анатолий Васильевич Горбачев,председатель Брестского отделения СА БССР с 1963 по 1967 г.
Вся деятельность проходила на общественных началах с разработкой планов работы на кварталы и на год. Основными вопросами, находящимися в компетенции организации, были:
— участие в конкурсах на застройку кварталов, мемориальных мест;
— оказание шефской помощи воинским частям и промышленным предприятиям по благоустройству и озеленению их территорий;
— участие в общественных обсуждениях проектов, где значимость мнения членов Союза была достаточно высока;
— разработка эскизов праздничного оформления города к торжественным мероприятиям;
— выступление со статьями в прессе, подготовка иллюстрированного материала к 950-летию города;
— участие в республиканских семинарах и совещаниях,
— активное участие в съездах архитекторов БССР и на заседаниях республиканского Правления с выступлениями и конкретными предложениями.
Григорий Григорьевич Будько, председатель Брестского отделения СА БССР с 1967 по 1988 г.
Основная направленность работы Союза архитекторов состояла в информировании и ознакомлении общественности с планами развития в области архитектуры и строительства в наших городах, районных центрах и селах. Члены Союза выступали перед общественностью на предприятиях, в школах и воинских частях. Оказывалась активная помощь в подготовке молодых архитекторов как в инженерно-строительном институте, так и в строительном техникуме. У нас была подшефная школа № 10 с архитектурно-художественными классами, которая являлась первой ступенью подготовки молодежи для поступления в вузы с эстетическим уклоном.
Союз принимал активное участие в составлении проектов решений по увековечению памятных мест, в реконструкции памятных знаков с приданием им архитектурной выразительности. Совместно решались вопросы по благоустройству и озеленению. Активными участниками всех мероприятий были Г.П. Чистяков, М.З. Заржецкий, А.Г. Маренич, А.В. Горбачев, В.В. Бабашкин.
В этот период проходило много встреч с творческими делегациями из союзных республик с проведением экскурсий, осмотром достопримечательностей и обменом опытом. Организовывались в Бресте и общереспубликанские семинары и совещания. Неоднократно устраивались встречи с творческими союзами художников, артистов, музыкантов.
В 1983 г. при непосредственном участии головной организации из Минска был открыт Дом архитектора в Бресте. На тот момент количество членов Брестского отделения СА БССР составляло 28 человек.
В 1988 г. при Союзе архитекторов открыта проектная группа “Архпроект”.
Владимир Николаевич Чайковский, избирался председателем Брестской областной организации БСА с осени 1988 г. три срока подряд.
Это было время распада Советского Союза, время романтических надежд. С одной стороны, наконец-то архитекторы, точнее, та их часть, которая рвалась к свободе творчества, получила ее в виде персональных творческих мастерских. С другой — государство приравняло творческие союзы к коммерческим организациям и лишило их финансовой поддержки в виде отчислений от деятельности проектных организаций. С одной стороны, мы получили возможность общения с нашими коллегами за границей, с другой – у нашего союза начали отнимать помещения, которые были нам ранее переданы. Это был очень тяжелый и болезненный переход от иллюзий к реалиям рыночной экономики в далеко не совершенном государстве с постоянно изменяющимися правилами игры, перестраиваемой экономикой, в государстве, которому было не до творческих союзов и создания условий для их деятельности. Надо признать, что даже в этих условиях наши архитекторы смогли показать свой высокий потенциал. На республиканских смотрах-конкурсах появились свежие, современные проекты. Наконец-то была признана ведущая роль архитектора-творца. Именно архитекторы, несмотря на их ставшую притчей во языцех неорганизованность, смогли создать первые персональные, а затем и частные проектные организации – малые предприятия, которые являются основной формой организации проектного дела в развитых странах. То было время бурного развития нашей национальной архитектуры — как следствие освобождения из жестких рамок, когда для этого развития нам ничего не дали, кроме свободы. Было тяжело, но интересно. Далеко не все архитекторы справились с возросшей ответственностью, с ролью организаторов проектного процесса. Многие творческие мастерские распались. Но в то же время многие окрепли: именно по их проектам построены наиболее интересные здания в нашей республике. Своей задачей в этот период я считал сохранение БСА как творческого союза. Очень жаль, что на данном этапе развития государства не осознана социальная роль нашего Cоюза, и он практически отстранен от решения важнейших вопросов в области строительства: архитектурного образования, организации переподготовки архитекторов и их лицензирования, законотворческой деятельности. На фоне резкого увеличения влияния многочисленных проверяющих и контролирующих органов в проектировании и строительстве роль Союза архитекторов и вовсе сводится на нет. Взгляд проверяющих направлен в прошлое, а будущее наших городов рождается в проектах архитекторов. На мой взгляд, ни к чему, кроме очередного застоя в творчестве архитекторов и отсталости белорусской архитектуры, это привести не может. А так верилось в лучшее в начале 90-х годов! Надежда умирает последней, хочется думать, что в конце концов наше общество осознает роль архитектуры в своей жизни.
Михаил Михайлович Гайдукович,председатель Брестского отделения БСА с 1998 по 2002 г.
Обращаясь в прошлое, нетрудно заметить, что позитивное развитие строительного комплекса в регионе связано прежде всего со становлением в Бресте архитектурной школы.
О ней серьезно заговорили в начале 1980-х годов, когда журнал “Архитектура СССР” по итогам всесоюзных смотров дипломных проектов и достижениям выпускников в международных и всесоюзных конкурсах вывел рейтинг архитектурных школ СССР. Архитектурный факультет Брестского ИСИ оказался выше многих известных школ (на 14 пунктов выше архфака Белорусского политеха). На слуху были имена лауреатов престижных конкурсов и премий — В. Арсеньева, В. Кескевича, Н. Пушкова, Б. Школьникова, В. Гопиенко, О. Ляшука, Б. Тумащика и др. Брестчане становились главными архитекторами крупных городов не только в республике, защищали кандидатские диссертации. Крепла областная организация Союза архитекторов. В ее структуре успешно работали творческие мастерские.
В этот же период по инициативе нового ректората БИСИ и при попустительстве руководства региона началось свертывание подготовки архитектурных кадров. Постепенно прекращалась подпитка архитектурной практики талантливой молодежью.
В середине 1990-х традиционный заказчик ослабел, новый, частный, еще не окреп. В проектных институтах и в ряде творческих мастерских не стало работы. Уменьшилось финансирование Союза. В обстановке неуверенности раздались голоса о его бесполезности. После очередного республиканского смотра лучших проектов стало ясно – регион теряет позиции.
Мы не стали отвечать на вызовы пожарными мерами. Смогли развить два долговременных направления совершенствования своей деятельности.
Во-первых, областная организация убедила Брестский технический университет и структуры Министерства образования возобновить в регионе подготовку архитекторов, а также направила ведущих архитекторов-практиков на преподавательскую работу.
Во-вторых, брестчанами была выдвинута идея фестивалей архитектуры, проводимых в регионах, вместо смотров-конкурсов лучших проектов года, которые традиционно устраивались в Минске в стенах Союза. Нам казалось, что таким образом будут созданы лучшие условия для творческого общения членов Союза, для укрепления их причастности к деятельности профессионального сообщества и более широкого ознакомления общественности с их достижениями и проблемами. Все вместе должно было стимулировать архитектуру регионов. Мы предложили наш город для проведения 1-го фестиваля, 2-й фестиваль проходил в Минске, 3-й – снова в Бресте, 4-й – в Гомеле. Правильность идеи подтвердилась. Аналогичные фестивали начали проводить в России, Украине и других странах.
Алексей Анатольевич Андреюк,председатель Брестского отделения БСА с 2002 г.
Мы живем в благодатное время (даже слишком благодатное). Кажется, что на этих территориях никогда не было такой свободы у архитекторов. Конечно, сказано громко. Но свобода — понятие относительное, и в настоящее время, на мой взгляд, ее стало больше. Мы можем принимать Решения, если имеем Силу. Право на это появилось, оно есть. Необходимо приобрести Знания и Уверенность, за ними придет Сила, позволяющая исполнить новые замыслы. Былые заслуги – это память. Это сформированная среда, в которой мы живем, в которой мы не растворились и не потерялись, в которой мы есть.
В настоящее время роль творчества в проектном процессе невероятно выросла. Если в 1950–1960-е гг. по индивидуальным проектам строились считанные дома, то теперь по ним ведется практически все строительство.
Все больше требуется знаний, применение которых позволило бы не только удовлетворить утилитарные потребности, но и создать привлекательные объекты. Все больше появляется людей, которым хочется жить красиво. Архитектурный процесс все более персонализируется. Поэтому проектный институт как учреждение, штампующее проектно-сметную документацию, уже не соответствует реалиям времени. Именно поэтому творческие мастерские, более гибко реагирующие на эксклюзивные потребности заказчика, также имеют право на “место под солнцем”. Да и в крупных институтах роль архитектора-личности стихийно возросла. Эксклюзивный заказ идет, как правило, под определенную “личность”, работающую в институте. Может быть, подходит время возрождения (или, точнее сказать, легализации) старого, забытого принципа персональных мастерских в структуре институтов с пересмотром прав, обязанностей и условий труда? Может быть. Жизнь покажет.
А в настоящее время в Союз вливаются новые силы – “молодая кровь”. Это дает уверенность в завтрашнем дне. Дает Надежду.
Брестская архитектурная школа Владимир Кулин
Профессор, кандидат технических наук, академик Белорусской академии архитектуры, член Белорусского союза архитекторов
В 1966 г. был открыт Брестский инженерно-строительный институт (БИСИ). Первым ректором стал Игорь Дмитриевич Белогорцев, с 1956 г. связавший свою жизнь и творческую деятельность с Белоруссией. Сначала он работал в Белорусском политехническом институте на кафедре “Архитектура”, затем заместителем директора Института строительства и архитектуры АН БССР.
В том же 1966 году И.Д. Белогорцев пригласил меня в БИСИ заведующим кафедрой архитектурного проектирования. Здесь был уже сформирован архитектурный факультет, деканом которого стал доцент А.Я. Митянин. То было трудное и прекрасное время организации и становления второго высшего учебного заведения в Бресте. Среди многочисленных проблем, связанных с окончанием строительства главного учебного корпуса БИСИ, общежития, приобретением оборудования, мебели, библиотечного фонда и пр., главной являлась проблема кадров. В новый вуз приглашались преподаватели со всего Советского Союза. Среди них Н.Н. Афанасьев, В.Н. Вараксин, Н.В. Белов, Н.Д. Чурабо, Б.С. Устинов, Т.А. Пересадько. Для чтения лекций и ведения дипломного проектирования привлекались В.А. Король, В.М. Волчек, Г.В. Заборский, Н.С. Саркисов, Ф.П. Зверев, И.К. Елисеев, Н.Н. Маклецова и др.
С 1973 по 1985 г. кафедрой архитектурного проектирования руководил кандидат архитектуры Анатолий Дмитриевич Кудиненко. За этот период подготовлены свои кадры из выпускников Брестского строительного института и Белорусской политехнической академии. На кафедре работали В.М. Соломенник, М.М. Гайдукович, Н.Н. Латан, Л.И. Переверзева, В. Щербина, И.А. Чижик, В.Н. Пересадько, Е.М. Довгайло, М.М. Сутягин, Р.А. Шилай. Молодые педагоги придали новый импульс подготовке архитекторов.
В 1974 г. в Бресте прошел Всесоюзный смотр дипломных проектов по специальности “Архитектура”, который сыграл большую роль в повышении уровня подготовки специалистов. Ежегодный выпуск молодых архитекторов составлял в среднем 75 человек.
К сожалению, в 1987 г. набор на архитектурную специальность был прекращен и возобновлен только в 1995 г. Была сформирована кафедра “Архитектурное проектирование и рисунок”, которую возглавил А.Д. Кудиненко. Для работы на кафедре приглашались выпускники архитектурного факультета Белорусской государственной политехнической академии.
На кафедре создана ассоциация студентов-архитекторов, которая проводит большую работу по участию в конкурсах на въездные знаки города Бреста, благоустройству города, организации выставок летних работ студентов, поездок на республиканские фестивали.
Вот имена лишь некоторых, для кого мир профессии начинался с БИСИ.
Борис Школьников – один из ведущих архитекторов республики; для тех, кто читает “АиС”, комментировать не нужно.
Виктор Арсеньев – ведущий архитектор Бреста 1970—1980-х гг. В настоящее время успешно работает в Санкт-Петербурге.
Александр Асадов (начинал обучение в БИСИ) – один из ведущих архитекторов Москвы.
Валерий Кескевич – ведущий архитектор Бреста. В настоящее время работает в ОАО “Брестпроект”.
Я студент. Закончил архитектурный факультет БИСИ в 1981году. С удовольствием вспоминаю лекции ректора БИСИ Игоря Дмитриевича Белогорцева. Очень свободные, не навязчивые, они больше походили на рассказы об архитектуре. Но они заряжали энергией, вызывали интерес и легкость, как свежее дуновение ветра. Под руководством Игоря Дмитриевича я выполнял дипломную работу на тему “Реконструкция центральной части г. Смоленска”. В этом городе он был одно время главным архитектором. Никакого навязывания своего мнения… Были рассказы о Коненкове, о тайных выходах к Днепру… вроде ничего особенного… Но была свобода, воздух, простор, было новое видение. Было нечто, что трогало душу, позволяло думать, творить.
Игорь Дмитриевич Белогорцев – глыба, непостижимость. Ректор. Неожиданно обаятельный человек. Мастер завораживающего рассказа об архитектуре.
Анатолий Дмитриевич Кудиненко – вечный зав. кафедрой, легенда Брестского образования. Что бы ни творилось вокруг, он всегда спокоен и улыбчив.
Михаил Михайлович Сутягин – апологет архитектурного функционализма. Всегда уравновешен.
Михаил Михайлович Гайдукович – “зеленый архитектор”, устремленный романтик и… кандидат архитектуры.
Евгений Максимович Довгайло – художник от архитектуры, увлеченный и увлекающий человек.
Людмила Ивановна Переверзева – строгое изящество архитектуры.
Я преподаватель. Прошли годы. И вот я снова в стенах своего вуза. Только теперь уже в другом состоянии, в другом качестве. Я – преподаватель, хоть и по совместительству. Теперь можно пытаться сверить свои мысли о формировании школы с реальностью – со студентами. Всегда втайне надеялся, что умный, и думал: мне есть что сказать студентам. Ха-ха… Картина изменилась. Передо мной тридцать пар глаз. Пытаюсь вести свободный рассказ, заинтриговать, пошутить. И понимаю: многим это, к сожалению, не нужно. Чувствую себя навязчивым… Но все-таки есть одна-две пары глаз, в которых горят искры будущих свершений, желание покорить весь мир, быть первым. И это радует. Ради этого стоит снова и снова входить в аудиторию, говорить и мечтать.
Видение сегодняДмитрий Гриднев (год окончания 2001) – спокоен, умен, уравновешен. В архитектурных проектах всегда интересен. Сейчас покоряет Москву.
Наталья Омельчук (год окончания 2003) – необычайно темпераментна, неординарна во всем. Архитектурные проекты экстравагантны и в то же время глубоко продуманы и научно обоснованы. Сейчас аспирантка БГТУ (г. Минск).
Виктор Юрко (год окончания 2004) – немногословен, углублен в себя. Умеет слушать и слышать. Архитектурные проекты широкомасштабны, виртуозны по графическому исполнению. Сейчас архитектор ОАО “Брестпроект”. Лауреат конкурса на решение мемориального комплекса “Тростенец” в Минске.
Евгений Лизогуб (год окончания 2004) – вдумчивый, самостоятельный, неординарный. Сейчас архитектор ОАО “Брестпроект”. Лауреат конкурса на “Архитектурный проект общественного центра фирмы “Маннолиум- процессинг” в Минске, лауреат международного конкурса “Видение Акурейри” (Исландия).
Татьяна Кескевич (год окончания 2002) – творчески очень одаренная. Архитектурные проекты глубоки и оригинальны. Сейчас архитектор ОАО “Брестпроект”. Лауреат международного конкурса “Видение Акурейри” (Исландия).