УДК 712.5
В статье изучается проблема взаимодействия архитектуры и воды, рассматривается исторический опыт и современная практика проектирования и строительства объектов архитектуры и градостроительства во взаимосвязи с водой. Предложена классификация водных устройств, отмечены типологические аспекты архитектурных объектов, сооружаемых в комплексе с водными устройствами и на воде.
This paper studies the problem of interaction between architecture and water, is considered the historical experience and current practice of designing and building water features in architecture and urban planning in relation to water. The classification of water devices, marked typological aspects of architectural projects built in the complex with water devices and on the water.
ВведениеЛюди создавали каналы, бассейны и фонтаны еще в древние времена. Основной задачей водных устройств в древнем мире было снабжение населения водой, также их использовали для стирки. Однако с течением времени вода, ранее почитавшаяся людьми как определяющий фактор физической жизни, становится темой, требующей своего яркого выражения в культуре. По-разному отразили художники, скульпторы, музыканты водную стихию в своих произведениях. На керамических сосудах, в наскальных рисунках, в орнаментах, росписях, ювелирных украшениях народов разных стран волнистая линия, зигзаги и разводы служили символом воды небесной. Но вряд ли можно глубже выразить уважение к воде, чем это сделали зодчие. Древнейшие цивилизации мира возникли вблизи великих водных артерий. Вода стала самым динамичным элементом городского пространства и архитектурной среды. Визитной карточкой многих приморских городов стали «морские» фасады города - их панорамные виды с воды. Водоемы и другие водные устройства - важнейшие элементы, без участия которых невозможно представить себе любой ландшафт: и парковый, и городской, и загородный, и сельский. В связи с возросшими сегодня экологическими проблемами строительство архитектурных объектов во взаимодействии с водой становится все более актуальным.
Основная частьДекоративные качества воды на протяжении всей истории архитектуры вдохновляли великих зодчих на создание водных шедевров, вызывающих и сегодня восхищение. Движение вод во Вселенной, движение их снизу вверх или наоборот сверху вниз, изображалось в виде извивающихся струй, змей, завитков пара. По древним воззрениям вода поступала сверху из чаши небесных вод через зенитное отверстие в небосводе, которое в архитектуре отразилось в виде круглых или квадратных проемов в сводах и куполах. В классическом древнегреческом алтаре волюта представляется небесным сосудом и служит каналом для циркуляции вод [1]. В античном ордере эхин (греч. - «exinos», означает дословно «морской еж») представляет чашу небесных вод, а каннелюры - потоки воды и времени, устремленные вниз на землю. Тема лотосной чаши получила самое широкое распространение в Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии.
Среди дошедших до нас выдающихся произведений архитекторов прошедших эпох немало водных устройств, при создании которых использовались не только символические образы, но и разнообразные декоративные свойства воды, сочетания воды, зелени и архитектуры.
Неотъемлемой частью традиционного китайского сада и центром его композиции являлся водоем, который занимал, как правило, более половины сада. Водоемы имели изрезанную береговую полосу и много островов, что обеспечивало живописную смену видовых композиций при передвижении по саду. Главная функция японского сада - созерцание красот природы, обеспечивалось продуманным размещением террас и прогулочных трасс. Сады имею различную жанровую направленность: сад камней, сад воды, пейзажный сад. Излюбленным элементом сада этого типа является водопад. Для древнеегипетского сада также было характерно наличие водоема как главной части сада. Вода была основным мотивом и в оформлении испано-мавританского сада.
Вода занимала значимое место в жилых домах Помпеи. Обязательным элементом атрия - внутреннего дворика, был имплювий - водная чаша с фонтанчиком и озеленением, который имел важное значение для оздоровления жилого пространства. Выдающиеся сооружения римской империи - акведуки (лат. aqua - вода и duco - вести), - арочные мосты, служили для перевода водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья или долины рек с целью обеспечения населённых мест водой из источников размещенных выше. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальные акведуки. Венеция - целый город с воздушной кружевной архитектурой, которая настолько неразрывно соединился с архипелагом островов, что кажется произведением самой природы, а не человека.
Тема воды в парках и создание специальных водных устройств приобретает важнейшее значение потому, что водоемы представляют собой одно из сильнейших композиционных средств пространственной организации садов и парков, придавая им особую индивидуальность и красоту и способствуя оздоровлению окружающей среды. Многие парки получили всемирную известность именно благодаря оригинальным гидротехническим системам. Достаточно назвать такие парковые шедевры как Версаль, Петергоф, Пильниц, Тиволи, где в зеленую архитектуру органично входит дворцовая архитектура, скульптура и водные инженерные и декоративные устройства.
Фонтаны получили широкое распространение в XVII-XVIII веках, когда в садах и парках господствовал регулярный стиль. Водные струи придавали динамику скульптурным композициям. Большой каскад Петергофа имеет 64 фонтана, 255 бронзовых скульптур, барельефов, и многих других декоративных деталей, что ставит Большой каскад в число самых крупных фонтанных сооружений мира. Фонтан четырёх рек Л. Бернини символизирует силу и мощь Италии. Композиция составлена весьма оригинально. Это - четверка самых больших рек мира с каждого континента: Европа - это Дунай, Азия - Ганг, Африка - Нил, Америка - Ла-Плата.
В Йемене поклонение воде определялось, прежде всего, географическим положением и климатическими особенностями страны. На юге Йемен омывается водами Аравийского моря и Аденского залива, на западе - Красного моря. Фасады прибрежных городов формировались с учетом их восприятия с далеких расстояний с водной поверхности. Однако в серединной территории страны недостаток пресной воды традиционно воспитал у йеменцев бережное и уважительное отношение к воде. В архитектуре Йемена отдельную группу составляют и во многом определяют уникальность йеменской архитектуры сооружения, возводимые из камня, для получения и хранения воды. Йеменские города строились вдоль вада и снабжались водой, накопленной во время сезонных дождей и бегущей с гор водой. Строители стремились связывать города надежной системой многочисленных каналов. Одна из таких систем была построена вокруг города Шабва, столицы государства Хадрамаут. Самым главным было водохранилище в городе Мариб. Благодаря Марибской плотине Сабейское царство было столь богато и вело торговлю со многими странами мира на протяжении долгого времени. Наибольшее распространение в Йемене получили 4 типа водных построек: колодцы, джабии, сикаи и ирригационные системы[2] (рисунок 1).
Рисунок 1. Древние постройки для воды в Йемене
Жаркий климат Йемена оказывает активное влияние на формирование жилого пространства. Внутренние пространства жилища приобретают значение озелененных и обводненных оазисов, причем убранство и оформление чаш с водой, водоемов и фонтанов в домах и внутренних дворах йеменцев несомненно представляют культурную ценность.
Водные сооружения и сегодня являются важной составляющей архитектурной концепции в ландшафтном проектировании и градостроительстве, в архитектуре отдельных типов зданий. Современная архитектура часто использует символы воды прошлого, такие как волнообразная форма кровли, волнистая поверхность фасада, имитация воды в малых архитектурных формах, декоративных росписях и конструктивных элементах. Наиболее часто используемые приемы в акваморфологии архитектурных объектов - это подобие таких простых и общеизвестных форм как айсберг, волна, сосулька (сталактит), пузыри, кристаллы и водная гладь. Для достижения эффекта в объектах используются компактность, большая площадь остекления, светлые оттенки, малорасчлененные формы, а также материалы, способные отражать природное окружение и легко вписывающиеся в окружающую среду за счет тонирования, зеркальности, прозрачности, цвета.
Средиземноморский музей современного искусства в Кальяри архитектора Захи Хадид, выполнен по аналогии с пенящейся на берегу волной. Проект «Концертного дома» архитектора Сантьяго Калатравы имеет ярко выраженную форму гребня волны. Большой национальный Театр в Пекине (арх. Поль Андре) в народе часто называют «пузырь» или «капля». Внешний вид «Национального центра окружающей водной среды», построенного по проекту знаменитого архитектора Кнудсена в Дании, напоминает водоворот, словно затягивающий посетителей внутрь морских глубин, где им откроется множество тайн, связанных с их коренными обитателями (рисунок 3). Облицовка здания «Моста-павильона» для Международной выставки (арх. Заха Хадид) вдохновлена чешуей рыбы и должна способствовать созданию оптимального микроклимата внутри (рисунок 2). Молодежный павильон выставки в Дюссельдорфе в 2000 году имел форму кита, кит Моби Дик остается темой жилых коттеджей в Японии на протяжении нескольких десятилетий.
Рисунок 2 - «Мост-павильон» для Международной выставки (арх.Заха Хадид)
Существуют и здания, отданные водной стихии. Так, например, экспонаты, макеты и мультимедийные экспозиции Музея воды в Санкт-Петербурге рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, использовании воды в быту, состоянии водных ресурсов. АкваДом в Берлине - это самый большой в мире цилиндрический аквариум с солёной водой. В нем живёт примерно 1500 рыб 97 видов. Архитектурная компания Design Crew for Architecture разработала проект необычного небоскреба: основная функция этого сооружения опреснение соленой воды, превращение морской воды в пресную (рисунок 3).
рисунок 3 - проект компании Design Crew for Architecture небоскреба для опреснения соленой воды
Как правило, строения на воде — это всегда уникальные, штучные произведения архитектуры. Мы находимся на пороге новой эры в архитектуре, в скором будущем новая среда обитания, на воде и под водой станет неотъемлемой частью нашей жизни. Подтверждением этому служат многочисленные концептуальные проекты, многие из которых уже воплотились в жизнь. Среди реализованных проектов плавучих и подводных сооружений немало подлинных шедевров мирового значения, например, знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции, подводные отели в Дубаи (рисунок 4). В Южной Корее планируется построить с нуля гигантский мегаполис под названием City8. Он будет возведен на островах Янг и Муи неподалеку от города Инчхон. Общая площадь города составит 4,85 кв. километра.
рисунок 4 - Проект подводного отеля в Дубаи
Сегодня, в эру высоких технологий, новые устройства датчиков и встроенного «интеллекта» открывают неограниченные возможности создания интерактивной воды для архитектуры. С помощью «цифровой» воды можно создавать бесконечно разнообразные рисунки. Широкое применение в современном городе получают светомузыкальные водные системы. Множество красочных водных струй, динамично изменяющих форму и высоту в такт играющей музыке: вода начинает закручиваться в спирали, причудливо изгибаться во всех возможных направлениях, двигаясь, как живой организм, - зрелище, не оставляя равнодушным самого взыскательного зрителя. Еще одна из самых оригинальных современных водных технологий - акваскрипт - с помощью специального программного обеспечения удается выводить на водный «экран» любые надписи и рисунки, будь то праздничное поздравление, приветствие, название клуба и др. Цифровые, интерактивные водные шоу идеально подходят для оформления ресторана или холла фешенебельного отеля, сцены, элементов фасадов зданий.
Рисунок 5. Водная панорама Кратера - Центральной части г Адена
В современной архитектуре Йемена традиция озеленения и обводнения территорий, внутренних дворов, инте- рьерных пространств бережно сохраняется. В настоящее время большое эстетическое значение уделяется применению водных устройств в общегородских ансамблях, особенно в городских центрах, в комплексе с общественными сооружениями. Примерами могут служить композиции площадей Саба, Кальтекс, Сахад аль Оруд, площади перед аэропортом в г. Адене, парка Королевы Виктории. В центральном пространстве площадей, как правило, располагается бассейн, имеющий правильную геометрическую форму с выразительными многоструйными фонтанами и обрамлением из газонов или цветников, придающих площади особую торжественность и парадность. Оригинальной следует признать декоративную скульптурную группу с порталом и водоемом на месте исторических ворот города. Водоемы в парках, как правило, имеют сложную живописную форму, причем фонтаны в парковой среде часто дополняют архитектурными или скульптурными (однофигурными или многофигурными) композициями. Сады и парки Йемена пышны и зелены. Это свидетельствует об умении жителей сохранять воду и использовать ее в полной мере. Сильное композиционное средство - эффект отражения в воде, было избрано при застройке города вдоль береговой зоны со стороны Аденского залива и центральной части города Адена - Кратера, ресторанами, отелями, развлекательными центрами (рисунок 6).
Рисунок 6. Студенческие проекты: туристско-оздоровительный комплекс на воде, фонтаны
Однако, справедливости ради, следует отметить, что в Йемене, как, пожалуй, и во многих городах, этому уникальному виду архитектурной практики до сих пор не уделяется должного внимания. Современное состояние акваторий города, неразвитость их инфраструктуры, зачастую нефункциональность использования ресурсов и просто непривлекательный внешний вид многих водных поверхностей требуют немедленного вмешательства. Именно живая природа способна приводить к единообразию разнохарактерные формы. придать живописность, красочность, жизнерадостность архитектурной среде, наполнить ее гармонией.
Изучение опыта проектирования и строительства водных устройств позволяет выявить их отдельные типологические признаки и в соответствии с этим систематизировать их.
Можно выделить также декоративно-художественные, композиционно-пространственные, экологические и климаторегулирующие свойства воды, используемые в архитектуре и градостроительстве.
Применение воды в ландшафтном и градостроительном проектировании, а также при проектировании зданий и сооружений основано на ее физических свойствах и особенностях восприятия водных поверхностей человеком:
- статичность и динамичность;
- отражательная способность воды, изменение восприятия в зависимости от условий освещения (блики, мерцание, отражение, декоративное подсвечивание и т.п.);
- пластические возможности воды (текучесть, способность принятия заданной формы);
- «звучание» воды (журчание, капель, грохот падающей воды и т.п.);
- цветовые оттенки воды;
- экологические и климаторегулирующие свойства воды.
Основные типы водных устройств, используемых в ландшафтном проектировании и при проектировании зданий, следующие: питьевые фонтаны, бегущая вода, бассейны, фонтаны, плавающие фонтаны (в том числе динамические свето-музыкальные), водопад, каскад, «водные стены», «водные сады» и др.
По значимости водного устройства в архитектурной композиции:
- с доминирующим значением элементов воды;
- с подчиненным значением водных устройств.
- уравновешенной ролью воды, других ландшафтных элементов, архитектуры.
Основные типы зданий, посвященных воде: аквариумы, музеи природы и воды, аквапарки, плавательные и оздоровительные бассейны, бани, хаммамы, комплексы талассотерапии, SPA-центры; технические сооружения по очистке и хранению водыи др.
Типология сооружений на воде: отели, рестораны, культурные и досуговые центры, театры, туристско-развлекательные комплексы, города.
Можно также выделить следующие формы взаимодействия архитектурного объекта и воды:
- объект в непосредственной близости от воды - у воды;
- нависание объектов над водой, касание объекта воды;
- перекидывание через водное пространство;
- объект на воде, под водой;
- вода в структуре архитектурного объекта.
Ниже приведены примеры учебных проектов туден-
тов Университета Адена по ландшафтной архитектуре, выполненные под руководством автора, в которых активно использованы водные устройства. Одно из заданий предлагало разработку концепции функциональной организации и благоустройства заброшенных территорий островов в Аденском заливе. На рисунках 7, 8 представлены предложения по созданию на островах Альмоал и Сира туристско-развлекательных комплексов в составе отелей, ресторанов, кафе, развлекательных клубов, театра на воде, водных оздоровительных сооружений и других услуг. В проектах реконструкции парка Альнасер интерес представляют предложенные студентами оригинальные формы фонтанов (рисунок 9, 10).
ЗаключениеКак уникальный компонент в палитре архитектора вода все прочнее завоевывает позиции в благоустройстве города и архитектуре зданий. Ведь если архитектуру прошлого определяют сохранившиеся исторические творения, то архитектуру будущего — сооружения, рационально использующие природные факторы, экологически благоприятные для человека. Поэтому нужны новые идеи и пути развития «водной» архитектуры как отдельного направления. Проблема заключается в том, что отсутствует системный, комплексный подход к строительству архитектурных объектов во взаимодействии с водой, способствующий реализации принципов экологической устойчивости, поддержанию баланса природных и антропогенных компонентов городского ландшафта, реализации рекреационных потребностей городского населения, решению эстетических задач. Проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений архитектуры и воды.
Литература
- Философия архитектуры. - 2013-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp// ]]>www.window.edu.ru]]> - Дата доступа - 21.07.2014.
- Типы построек для воды. - 2013-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp// www. yemen-club. ru>Yemen_club/arxitektura_jemena - Дата доступа - 21.07.2014.
Посупила в редакцию 26.09.2014 г.