Тема формирования архитектурной среды берегового пространства звучит почти во всех курсовых архитектурно-дизайнерских проектах при подготовке архитекторов-дизайнеров как частная задача средового проектирования, имеющая своей целью создание эстетически полноценной, экологически сбалансированной архитектурной среды, восстановление экологического равновесия, охрану и изучение ландшафтов. И эта задача рассматривается как работа по созданию ансамбля в целом, как синтетическая архитектурно-дизайнерская задача, в которой частности вытекают из целого, а в отдельных случаях – могут принимать на себя и ведущую роль.
Современный мир архитектурного проектирования как отдельных объектов, так и комплексов делает основной упор на полифункциональность, взаимопроникновение функций и многоуровневость пространства. Данный подход позволяет полнее учесть социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические требования. Естественно, что при таком подходе задача создания комфортной городской среды, имеющей свой индивидуальный, запоминающийся художественный образ, выходит на первый план.
Для этой цели в лучших проектах конца XX – начала XXI в. авторами все чаще используются основные тенденции современного архитектурного дизайна: слияние разных видов дизайна (свето- и интерактивный дизайн, рекламный дизайн и светодизайн, цветовой и ландшафтный дизайн и др.); активное взаимодействие ландшафта и архитектуры, включение в архитектурную среду ландшафтного дизайна как неотъемлемого компонента (широкое использование метода геодезии); экологически направленный дизайн; синтез искусств в проектируемом пространстве; использование возможностей светодизайна для создания нового образа – ночного архитектурного пространства; возникновение динамично изменяющегося “многомерного” пространства.
Каким образом в учебном проектировании студенты, используя архитектурно-дизайнерский подход, пытаются создавать запоминающийся художественный образ проектируемого объекта, можно проследить на отдельных проектах-представителях. Тем более что есть возможность одновременно рассмотреть разные средовые ситуации и соответственно различные пути их решения.
Набережная как градообразующий элемент
Дипломный проект “Архитектурно-дизайнерская концепция “Минск-Сити” (район “Аэропорт “Минск-1”), студенты: А.И. Акулич, О.В. Талюк, руководители: А.А. Литвинова, В.Н. Герус (рис. 1). Гран-при 1-го Республиканского смотра-конкурса лучших дипломных проектов высших архитектурных школ Республики Беларусь в Минске, диплом II степени Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов архитектурных школ, Самара, Россия, 2008 г.
Идея-концепция проекта. Современная архитектура бизнес-сити – это высотная (от 40–60 этажей), высокоплотная застройка с сетью вертикальных и горизонтальных коммуникаций, с многоуровневыми пространствами, современными технологиями, высокой степенью физической и психологической комфортности находящегося в этой среде человека. Функциональные зоны: финансово-деловая, административная, общественно-развлекательная, рекреационная, зона обслуживания. Основой композиционного построения архитектурного пространства является искусственно созданная водная артерия (ответвление Лошицкой водной системы). С одной стороны, это путь водного сообщения, выполняющий прогулочно-экскурсионную функцию, а с другой – важнейший пространственный художественно-декоративный модуль, способствующий формированию своеобразного архитектурно-дизайнерского образа современного городского центра. Композиция застройки берегового пространства разделена на ансамбли, связанные друг с другом тематически и концептуально. Хорошо прослеживается высотная зависимость (разделение на главное и второстепенное, четкое понятие центра композиции), а также дифференциация по площади (чередование больших открытых пространств и плотно застроенных, зеленых насаждений и глади воды).
Среда бизнес-сити сама по себе является довольно агрессивной, и чтобы смягчить это ощущение, избавиться от холодности и чужеродности пространства, максимально задействованы приемы ландшафтного и арт-дизайна. Приоритет отдается солнечному свету и растительности. Контраст “вечности”, материальности, прочности естественного или искусственного камня, холодного металла ограждений лестниц, малых форм и “сиюминутности” впечатлений от воды, травы, цветов, кустарников, деревьев, поддержанных в вечернее и ночное время искусственным декоративным освещением, – вот неполный перечень использованных средств. Отражение зелени в водной глади даст возможность визуального увеличения объема зеленых насаждений, создаст эффект взаимопроникновения водного и земного пространств друг в друга. Например, участок набережной размерами 50х140 м перед спортивным комплексом, служащий местом отдыха и общения молодежи, запроектирован таким образом, чтобы эта территория была не только удобной, но и имела определенный эмоциональный характер и неповторимый образ пространства. Это достигается с помощью приемов геопластики, которая хорошо отразит концепцию места, создаст оригинальную и эргономичную среду для активного отдыха молодых спортсменов. Объекты арт-дизайна, заполняющие этот фрагмент набережной, завершат комплексное формирование среды. Особая роль отведена ансамблевости застройки как гармоничному единству зданий, инженерных сооружений, зеленых насаждений, элементов благоустройства и объектов арт-дизайна.
Набережная как один из главных концептуальных постулатов композиционного и дизайн-экологического совершенства реконструируемого урбанизированного пространства в крупном городе
Дипломный проект “Архитектурный дизайн в диалоге “Человек – Urban space”, студентка Е.Г. Козакова, руководитель А.А. Литвинова (рис. 2). Диплом I степени 1-го Республиканского смотра-конкурса лучших дипломных проектов высших архитектурных школ Республики Беларусь в Минске, диплом II степени Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов архитектурных школ, Самара, Россия, 2008 г.
Идея-концепция дипломного проекта. В течение XX в. архитектура исследует различные типы связи с природой. Архитектурно-художественный образ данного комплекса выстроен на ассоциативном решении и символизирует связь искусственной архитектурной формы с природной. Использованы идеи бионической архитектуры и дизайна, цветодизайна, экодизайна, интерактивности в архитектуре.
В связи с расположением объекта проектирования в природоохранной зоне и невозможностью выйти объектами на воду архитектурно-дизайнерская концепция строится на появлении искусственного водоема с набережной, к которому композиционно стремятся все объекты проектируемого комплекса. Это позволяет вывести на более высокий уровень эмоциональную составляющую данного места и усилить впечатления от сохраненной береговой линии р. Свислочь и природной красоты примыкающего через мост небольшого острова.
Искусственный водоем, к которому направлено движение объектов и архитектурного пространства, как бы замыкает композицию, но на уровне планшета. С точки же зрения формирования среды, придает ей дополнительную цветопластику, вносит определенное эмоциональное состояние в это пространство, насыщает его разнообразными эффектами. Торцевые фасады обоих выставочных зданий, ориентированные на искусственный водоем, представляют фасадные плоскости с полифункциональным интерактивным решением. Так как торец второго выставочного здания нависает над водой, будут создаваться интересные видовые эффекты. Из внутреннего пространства вид струящейся воды, накладываясь на перспективу окружающего ландшафта и набережную, создаст ощущение проникновения природного окружения в интерьер. Такой дополнительный план может быть очень выгодно использован при формировании выставочной экспозиции. При взгляде на этот объект с противоположной стороны водоема будет возникать эффект водопада, ниспадающего в спокойную водную гладь. В темное время суток – совсем другая картина. Люди, гуляя по набережной, имеющей двухуровневую прогулочную эспланаду вдоль искусственного водоема с местами для отдыха, летним кафе, испытают только положительные эмоции от этого рекреационного пространства. Все объекты комплекса полностью ориентированы на возможности интерактивной архитектуры и дизайна, и одним из ключевых мест для этого служит набережная искусственного водоема.
Размещение над водным зеркалом интерактивного объекта арт-дизайна способствует закреплению ощущения места, а вечерняя подсветка этой динамичной водной скульптуры как бы ставит финальную точку в семантической организации пространства. Еще один прием, о котором следует упомянуть, – контраст циркульной кривой берегового контура бассейна и грубых очертаний каменных масс с дополнением дощатых настилов характерной геометрии.
Композиция выстроена таким образом, что все здания, эксплуатируемые террасы, даже зенитные фонари на террасах, которые играют роль и функционального освещения, и объектов интерактивного дизайна, стремятся к набережной р. Свислочь. Они прекрасно читаются с разных видовых точек, особенно с набережной. Вкрапление прозрачного материала фонарей в довольно плотную материальную среду позволяет создать дополнительные акцентные точки, которые своим “движением” направляют людей к кульминации композиции – набережным искусственного и естественных водоемов. Переход от выставочного комплекса “МинскЭКСПО” к водной глади Свислочи выстроен на основе создания многоуровневых планов и неожиданности восприятия видового кадра архитектурного пространства. “Путь” как бы проходит через ландшафтный амфитеатр, приглашая остановиться и подумать, пообщаться, полюбоваться открывающимся видом…. Благодаря такому расположению и форме это место общения собирает и увеличивает энергию пространства, которая словно струится вокруг него, спускаясь к набережной искусственного водоема, а затем растворяясь в зелени набережной естественного водоема (р. Свислочь).
Выбор формы искусственного водоема и ландшафтно-дизайнерского решения его берегов полностью подчинен общей концепции проекта, в которой главной задачей архитектурно-ландшафтного проектирования было, с одной стороны, работая над “оформлением” берегов, создать комфортные условия для нахождения на них людей, с другой – максимально сохранить то ценное, что природа дает человеку для бытия.
Набережная как один из интегрированных объектов средовой системы
Дипломный проект “Интегральные варианты композиционных структур в дизайне архитектурной среды” (на примере Логойска), студент А.А. Локотко, руководитель А.А. Литвинова (рис. 3). Диплом I степени Республиканского смотра-конкурса лучших дипломных проектов высших архитектурных школ Республики Беларусь в Минске, 2007 г.
Идея-концепция дипломного проекта. Метод интеграции композиционных структур помогает создать целостную картину городского пространства, исправляя существующие конфликты (функциональные, транспортные, художественные и т.д.), насыщая его новыми объектами, гармонично увязывая их с существующей средой.
Одна из важных тем, проходящая красной нитью через весь проект, – достижение экологического равновесия: проведение экологической реставрации всех компонентов ландшафтов с использованием ландшафтного дизайна, проведение мероприятий по экореконструкции городской среды, придание зданиям и сооружениям цветоэкологических свойств, позволяющих органично вписываться в природную среду, использование композиционных приемов, характерных для белорусского зодчества.
Пример: средовая система – элитное жилье, строящееся на основании экологического подхода, запроектированное на заброшенной территории, свободной от построек, прилегающей к р. Гайна. По выбранной территории прорывается канал, русло реки раздваивается, что ведет за собой повышение речного течения и улучшение экологической ситуации участка, создается искусственный остров, функция которого – общая рекреационная зона для жителей этого комплекса, где расположены места для отдыха и развлечений: пристани, беседки и др. Береговая линия становится основой для построения фасадной линии. В образе зданий, малых форм, обработке рельефа прослеживаются приемы белорусского зодчества. Интегрирование новой застройки элитного жилья – завершение начатой композиции пространства, в создании нового образа прибрежной зоны центральной части города. Разрабатывается архитектурная пластика жилого дома по образу белорусского традиционного жилища, но в современном дизайнерском ключе, используется прием сочетания контрастных материалов: традиционного дерева и стекла, металла. В проектировании элитной застройки набережной заложена идея экологического жилья, и водяное колесо – это не только образ, но и функция получения электричества из энергии реки.
Таким образом создается новый художественный образ набережной, где сохраняется и восстанавливается исторический культурный слой архитектурного ландшафта, несущий в себе характерную камерность малых городов Беларуси. Гармония архитектурной и ландшафтной среды строится на экологическом и эстетическом осмыслении каждого фрагмента территории с целью сохранения и придания всей архитектурно-пространственной среде качеств, определяющих жизненность и гуманность человеческого окружения.
Набережная как архитектурное пространство для знаковых объектов
Курсовой проект “Досуговый центр”, 4-й курс, студентка В.С. Гаранинова-Лазовская, руководители: А.А. Литвинова, О.В. Телепнева, С.А. Шипилов (рис. 4).
Идея-концепция проекта. Человеческая эволюция обусловлена адаптируемостью и определенными свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиска условий, наиболее соответствующих его внутренним потребностям. Дисгармония человеческого существования порождает потребности, выражающиеся в настойчивом стремлении восстановить единство и равновесие между человеком и остальной природой. Ему приходится стремиться к переживанию единства и общности во всех сферах бытия, чтобы найти новое равновесие. Поэтому всякая удовлетворительная система ориентации подразумевает, что во всех сферах человеческих усилий действия слагаются не только из интеллектуальных элементов, но и из элементов чувств и ощущений, отмечает Эрих Фром. И с этим нельзя не согласиться.
Законы гармонии живой природы могут помочь вскрыть и законы гармонического равновесия между архитектурными комплексами, обогащающимися различием построения форм – полиморфизмом, в возникновении которого большую роль сыграла новая техника. Именно живая природа обладает “умением” приводить к единобразию самые разнохарактерные формы. Появление объектов, особенно вблизи водоемов, в основе которых заложена архитектурная бионика, способно преодолеть однообразие, придать живописность, красочность, жизнерадостность архитектурной среде, наполнить ее гармонией форм живой природы.
Набережная как место
для объектов арт-дизайна
Проекты студентов 1-го курса. Руководители: В.А. Сокол, С.Я. Слаук, А.Н. Колосовская, А.А. Локотко (рис. 5).
Объектами арт-дизайна сейчас принято называть не только малые архитектурные формы, но и все остальное, что помогает сформировать среду, придать ей стиль и образ и с помощью этого повлиять на психологическое настроение потребителя. Так, например, даже по-особому подстриженный кустарник может служить объектом арт-дизайна. Такие объекты могут быть неосязаемыми – это подсветка или соответствующее музыкальное сопровождение, которое может моделировать сам посетитель. Как правило, это относится к арт-объектам интерактивной среды.
Прямое взаимодействие человека с объектами арт-дизайна, возможность изменять их “под себя”, своеобразная игра с ними помогают преодолеть однообразие среды, улучшить ее художественную составляющую. С помощью арт-объектов можно формировать визуальные границы архитектурного пространства, подчеркивать характерную геометрию пространства набережной, закреплять ощущение места, наполняя его определенным символизмом, выявлять кривизну естественного рельефа берегового пространства, модульно разграничивать береговой контур водоема в пешеходном пространстве и т.д.
Появление арт-объектов – от уличной мебели до средовой скульптуры – в разных функциональных зонах набережных привнесет в их архитектурную среду индивидуальность, запоминающийся визуальный образ и оставит в памяти неизгладимый эмоциональный след.