Указом № 591 “Об изменении границ Минского района” от 3 октября 2006 г. город Заславль как административно-территориальная единица включен в состав Минского района, что явилось предпосылкой для пересмотра принципиальных подходов к его градостроительному развитию. Отнесение Заславля к категории городов районного подчинения и изменение границ Минского района соответствует задачам, определенным Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.
УП “БелНИИПградостроительства” по заданию Комитета по архитектуре и строительству Минского областного исполнительного комитета в соответствии с планом разработки проектно-планировочной документации по Минской области выполнен генеральный план города.
Краткая характеристика градостроительного развития
В пределах Полоцкой земли киевским князем Владимиром Святославичем в конце 70-х – середине 80-х гг. X в. был основан город, названный в честь сына Изяслава от жены Рогнеды – дочери полоцкого князя Рогволода (ориентировочно 985 г.).
Развитие поселения Заславль как города проходило на протяжении многих веков. Структура средневекового Заславля, как и большинства городов этого периода, состояла из трех основных частей: замок, посад, торг.
С конца XIII в. Заславль входит в состав ВКЛ как великокняжеский город. С середины XIV в. он был отдан в частное владение великому князю литовскому Явнуту Гедиминовичу, сыновья его уже именовались князьями Заславскими. Герб города – “Лев”.
С XVI в. после длительного перерыва возобновляется территориальный рост города. Происходят существенные изменения в социальной топографии Заславля. На смену старой структуре (городской замок – посад) пришла новая: владельческий замок – город. Укрепленный замок становится собственностью владельцев города.
После 1583 г. произошла генеральная перепланировка Заславского замка: была расширена его западная часть, сооружены бастионные укрепления и кирпичные брамы. На замковой территории возводятся кирпичные здания реформаторского храма и дворца. Прилегающая к замку местность с помощью плотин на Свислочи и Чернице была затоплена водами искусственного озера, превратившего замок в островное укрепление.
Как и многие города на территории Беларуси, Заславль пострадал в войну 1654–1657 гг. Были разрушены кирпичные брамы и дворец на территории замка. Эти постройки уже не возобновлялись, а в южном проезде замка была сооружена деревянная брама. Согласно “Инвентарю графства Заславского” 1698 г., в планировочную структуру города входили четыре улицы: Минская (ул. Великая), Радошковичская (ул. Белова); Раковская (ул. Советская, от площади на северо-запад) и Рынковая (ул. Замковая).
Число жителей на протяжении XVII–XVIII вв. оставалось практически неизменным. Основной причиной, препятствующей развитию Заславля, был его статус частновладельческого города. В этот период он являлся центром графства, состоящего из четырех войтовств с 28 деревнями, 6 фольварками и 13 застенками.
Владельцы Заславля наведывались сюда редко, они предпочитали передавать его и графство в аренду, что отрицательно сказывалось на благосостоянии и развитии города. В 1750-х гг. графство приобрел Антоний Пшездецкий, который существенно изменил облик имения Заславль, расположенного северо-западнее города. Дворец, флигель и ворота были построены из кирпича, имелись оранжереи и два парка – верхний и нижний, разбитый в долине речки Княгиньки, позднее в нем устроили искусственные пруды. Напротив усадебно-паркового комплекса к югу от дороги на Раков – Вильно (существующая ул. Советская) располагалась хозяйственная часть имения с суконной фабрикой, кирпичным и винокуренным заводами, действовали пять мельниц.
С развитием имения сам город стал приходить в упадок. В XIX в. в Заславле вновь сократилось количество дворов и жителей, он окончательно превратился в аграрное местечко.
С 1793 г. Заславль входит в состав России. В последней трети XIX в. через город проложили железную дорогу, что благоприятствовало его развитию. К началу XX в. город “перебирается” на правый берег Черницы. На месте имения Заславль вдоль бывшей Виленской улицы (сущ. ул. Советская) появляется жилой район.
Планировочная структура исторической части города сохранилась полностью, а основные дороги-улицы – Великая, Советская, Рабочая, Белова, Почтовая, Набережная – и сегодня имеют ту же трассировку.
Развитие территории повлекло за собой и развитие планировочной структуры, которая подчинялась сложному рельефу местности.
Согласно Государственной схеме территориальной организации Республики Беларусь, Заславль является центром, который в сложившейся системе поселений относится к малым городам туристско-рекреационного и природоохранного функционального назначения.
Заславль – административный, историко-культурный и производственный центр Минского района, расположен в 27 км от Минска. Через город проходят железная дорога Минск – Вильнюс, республиканские автомобильные дороги Минск – Молодечно – Нарочь (Р-28), Заславль – Дзержинск – Озеро (Р-65). Заславль находится в зоне влияния трансъевропейского коридора Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва.
Заславль входит в состав формируемой зоны “городских интересов” Минска – территория, совместно используемая городами. Так, здесь размещаются объекты малого бизнеса, филиалы, цеха, складские помещения предприятий и организаций г. Минска. Объекты и сети коммунального и энергетического хозяйства Минска расположены как в самом Заславле, так и на прилегающих к нему территориях.
Значительная часть населения занята на предприятиях и в организациях г. Минска и пользуется объектами обслуживания столицы. В то же время отмечается движение минчан на работу в Заславль.
Заславль является одним из основных центров сосредоточения субъектов хозяйствования по Минскому району в части производственных и рекреационных объектов. Немаловажную роль он играет и в реализации рекреационных потребностей населения Минска и организации отдыха его населения. Система природных ландшафтно-рекреационных территорий складывается из озелененных территорий различного назначения, обладающих единством планировочной организации, территориальной и функциональной взаимосвязью элементов. Доминирующую роль в системе озеленения выполняет зона отдыха “Минское море”, примыкающая к Заславлю с южной стороны. Наибольшей популярностью у заславчан и жителей Минска пользуется Заславское водохранилище.
В городе проходят республиканские фестивали белорусской камерной музыки, поэзии, рыцарские турниры, на Заславском водохранилище – соревнования по подледному лову рыбы “Минская блесна”.
Исторический статус – малый город. В городе работает историко-культурный музей-заповедник “Заславль”, относительно сохранен природный ландшафт – важные факторы формирования его туристско-рекреационной привлекательности.
Предыдущий генеральный план (об. 104/93) был разработан УП “БелНИИПградостроительства” в 1994 г. Период первой очереди – 2000 г.; расчетный срок – 2010 г.
Генеральным планом предусматривалось развитие города вследствие расширения производственно-экономических, организационно-хозяйственных и административных функций, дополняющих хозяйственный комплекс главного административного опорного центра европейского значения – г. Минска.
Расчетные параметры не были достигнуты не только из-за несовершенства нормативной базы, на основе которой рассчитывались показатели развития, но главным образом из-за кризисного состояния экономики страны. Прогнозируемое развитие народнохозяйственного комплекса в намеченных объемах не состоялось.
Анализ реализации предыдущего генерального плана показал, что, несмотря на сохранение общей идеи развития города, подавляющее большинство предусмотренных мероприятий по развитию планировочной структуры города не выполнены или осуществляются крайне медленно.
В связи с тем что город не достиг прогнозируемого параметра роста численности населения (к 2010 г. – 21,0 тыс. жителей; на 01.01.2008 г. – 14,1 тыс.), решения генерального плана по архитектурно-планировочной и функциональной организации территории реализованы лишь частично. В городскую черту включены территории населенных пунктов Хмелевка, Дехновка, Загорье.
Не реализованы или частично реализованы предложения предыдущего генерального плана по развитию инженерной инфраструктуры.
Перспективы развития
Генеральный план Заславля рассматривает два периода градостроительного развития:
I этап, которому ориентировочно соответствует 2015 г., – 15,7 тыс. жителей;
II этап – период времени (ориентировочно 2025 г.), в течение которого численность населения достигнет прогнозируемой величины – 18,0 тыс. жителей.
Проектные предложения ориентированы на оптимистический прогноз, который предполагает стабилизацию демографических показателей и рост численности населения.
Параметры численности населения стали основой общей стратегии градостроительного развития Заславля, принятой в генеральном плане.
Проектом решались следующие основные задачи:
- Обоснование направления развития города на основе комплексной оценки прилегающих к городу территорий.
- Формирование логически обоснованной, четкой и гибкой системы архитектурно-планировочной структуры города и создание предпосылок для формирования эстетически выразительной архитектурно-ландшафтной композиции.
- Разработка и поэтапная реализация комплексных мероприятий по оздоровлению окружающей среды Заславля, охране природы, воспроизводству и обогащению природных ландшафтов путем озеленения, обводнения и рекультивации территории.
- Организация системы отдыха населения Заславля и системы массового отдыха населения г. Минска.
- Дальнейшее совершенствование системы транспортной и инженерной инфраструктур.
Главная цель градостроительного развития города Заславля состоит в обеспечении комплексного, планомерного, экономически целесообразного развития городской инфраструктуры, а также в создании условий, улучшающих жизнедеятельность населения города и пригорода.
При решении вопросов дальнейшего территориального развития был проведен комплексный анализ примыкающих к городу территорий на основе учета геологических, климатических, гидрогеологических условий, природоохранных требований, а также с учетом сложившейся градостроительной ситуации, преемственности в формировании планировочной структуры и функционального зонирования.
Территориальному развитию города препятствуют:
- с севера – санитарно-защитная зона от РУСНПП “БЕЛ ЗОСП”, РУП “Племптицезавод “Белорусский” – 1000 м;
- с юго-востока – Заславское водохранилище;
- с юга – лесопарковая часть зеленой зоны г. Минска УП “Минское лесопарковое хозяйство”, зона отдыха “Минское море”;
- с юго-запада – отработанные карьеры промышленных разработок месторождений гравийно-песчаных смесей;
- с запада – санитарно-защитная зона от полигона ТКО (твердых коммунальных отходов) – 300 м;
- северо-западное направление – железная дорога, канал Вилейско-Минской водной системы.
Генеральным планом определены наиболее перспективные направления территориального развития г. Заславля:
- западное и восточное – для всех видов жилой и общественной застройки;
- юго-западное – для производственных, коммунально-складских объектов.
Однако северное, северо-западное, северо-восточное направления (за пределами санитарно-защитных зон) не исключаются из перспективного территориального развития, хотя оторванность их от основных инженерных коммуникаций потребует дополнительных капиталовложений.
Территория Заславля площадью 1839 га по генеральному плану увеличивается до 2504,2. Новое жилищное строительство предусматривается как на свободных, так и на реконструируемых территориях. Кроме того, на втором этапе планируется присоединение н.п. Кирши.
Предполагается, что в период реализации проектных решений генерального плана производственный комплекс будет развиваться преимущественно в пределах собственных сложившихся границ, и это существенно не скажется на планировочной и функциональной организации территории города.
Планировочная структура города Заславля имеет определенную конфигурацию плана, которая формировалась на протяжении веков под влиянием множества факторов.
Основными планировочными осями являются:
- природная ось – реки Свислочь, Черница, Княгинька, канал Вилейско-Минской водной системы;
- улицы – Советская, Великая, Дзержинская, Путейко;
- республиканские автомагистрали Р-28 (Минск – Молодечно – Нарочь), Р-65 (Заславль – Дзержинск – Озеро);
- железная дорога Минск – Вильнюс.
Исторически сложившаяся планировочная структура города, расчлененная транспортными артериями и обширными поймами водотоков рек, практически исключает возможность формирования в перспективе компактного плана. Это также осложняется наличием отработанных карьеров промышленных разработок месторождений гравийно-песчаных смесей.
Общественный центр города сложился вдоль улиц Советской, Великой, частично на улицах Студенецкая, Дзержинская, Юбилейная, Щербины. На ул. Советской сосредоточены основные обслуживающие объекты – горисполком, Дом культуры, музей, отделение банка, почта, кафе, магазины. По ул. Великой расположены Дом быта, музей, поликлиника, почта.
Многоквартирная застройка представлена жилыми домами в 2–3 этажа вдоль улиц Советская, Дзержинская, Вилейская; 5 этажей – вдоль ул. Советской, в микрорайоне № 1, частично микрорайоне № 2, вдоль ул. Юбилейная; 7–9 этажей – частично в микрорайонах № 1, 2.
Усадебная застройка сформирована в исторической части города, районах “Гуры”, “Кладочки”, “Хмелевка”, “Загорье”, частично в районе “Дехновка”, что соответствует основным положениям предшествующего генерального плана.
Производственные зоны расположены во всех планировочных районах. Наибольшая концентрация производственных объектов в промышленных узлах по ул. Советской, восточной части города, а также по ул. Дзержинской.
Ландшафтно-рекреационная зона как элемент планировочной структуры в городе практически отсутствует и представлена лишь сквером возле горисполкома и детским сквером вдоль ул. Советской, которые расположены в санитарно-защитных зонах от предприятий.
Город имеет низкий уровень благоустройства, отдельные районы – плохую транспортную связь между собой и центром города.
В пределах существующей границы города отсутствуют свободные территории для массовой жилой застройки.
Проектом генерального плана принят вариант развития города с открытой планировочной структурой в западном и восточном направлениях.
Дальнейшее развитие структуры уличной сети направлено на обеспечение транспортных связей между всеми планировочными районами и районами нового строительства, а также их связи с центром города. Это магистральные улицы № 1, 2, 4, 11, Привокзальная и ряд жилых улиц в новой застройке. По-прежнему важнейшим элементом планировочной структуры является природный комплекс. Зеленые коридоры, образованные поймами рек Свислочь, Черница, Княгинька и каналом Вилейско-Минской водной системы, санитарным озеленением вдоль магистралей и инженерных сетей с вплетенными в них зонами насаждений общего пользования в парках и скверах, образуют единую систему озеленения, выполняющую важную санирующую роль.
Общественная зона города представлена взаимоувязанной системой центров: историческим, общегородским, жилых районов, местных и специализированных.
Для дальнейшего формирования и улучшения облика исторического центра, увеличения его привлекательности для туризма предусмотрены мероприятия по регенерации и реконструкции исторической застройки с организацией мест проведения общественных мероприятий.
Общегородской центр получает дальнейшее развитие от исторического центра по ул. Советской в направлении перспективного развития жилой застройки.
Кроме того, в каждом жилом районе запроектированы местные центры для размещения объектов повседневного обслуживания с учетом обеспечения необходимой доступности.
Развитие зоны специализированных центров предусмотрено за счет организации общегородского спортивного центра со спортивным ядром и другими спортивными объектами на пересечении улиц Советской и Раковской, в районе перспективного жилого и паркового строительства.
Зона многоквартирной застройки получает развитие вдоль улиц Советской и Раковской как на первую очередь, так и на расчетный срок. Проектом предусмотрен снос усадебной застройки в квартале улиц Заречной–Советской–Механизаторов для первоочередного строительства многоквартирной застройки. Кроме массового жилья предлагается строить дома с повышенным уровнем комфортности и нетрадиционной планировкой квартир в районе “Загорье”, оформляя таким образом въезд в город со стороны Минска в южном и восточном направлениях и вид со стороны гребного канала РЦОП по гребным видам спорта.
Кроме того, проектом определены перспективные направления развития этой зоны:
- вдоль ул. Советской по направлению на Петришки;
- вдоль ул. Раковской по направлению на Раков.
Зона усадебной застройки размещается в 1, 4, 5-м планировочных районах. В жилых районах “Хмелевка” (северо-западное направление) вдоль улиц Привокзальной, Проектируемой № 10 и Кирши (юго-западное направление), вдоль ул. Проектируемой № 7 предусмотрено первоочередное усадебное строительство, а также частично в районе “Кладочки” вдоль улиц Высокая, Травеньская, Тихая. Основная масса усадебной застройки на расчетный срок запроектирована в районах “Кирши” (юго-западное направление), вдоль улиц Проектируемых № 1, 4, 7, в районе “Загорье” (восточное направление) вдоль улиц Советская, Комсомольская.
Ландшафтно-рекреационные территории города Заславля и его пригорода предназначены для организации рекреационной деятельности жителей, выполнения природоохранных функций, улучшения состояния окружающей среды. Генеральным планом предусматривается создание системы ландшафтно-рекреационных территорий на основе природного комплекса лесных массивов, водно-зеленых систем вдоль реки Свислочь с Заславским водохранилищем и мелких речек с ручьями-притоками, включая зону отдыха у озера, парковые зоны, лесопарки, лугопарки, скверы, пешеходные аллеи-бульвары. Природный комплекс дополняется урбанизированной структурой транспортных коридоров и инженерных коммуникаций, включая средозащитное озеленение вдоль транзитной железной дороги и автотрассы, санитарно-защитное озеленение промышленной зоны. Предлагается организация различных видов отдыха в природном окружении при максимальном сохранении и использовании уникальности природного комплекса и историко-культурного потенциала местности. Проектом намечается увеличение озелененности территории города до 46,2% при озелененности существующих жилых кварталов не ниже 25%.
Физкультурно-спортивную зону города формируют следующие сооружения: гребной канал республиканского значения, четыре спортивных зала только ограниченного пользования и стадионы (спортивные ядра) при гимназии, школе и учебном центре МЧС.
Близость столичного города восполняет недостаток крупных спортивных сооружений для проведения спортивных состязаний, однако для ежедневного обслуживания горожан с соблюдением радиуса доступности для физкультурно-спортивной работы существующих сооружений общего пользования явно недостаточно.
Проектом намечается формирование общегородского спортивного центра площадью 8,8 га на пересечении улиц Советская и Раковская. В его составе предусматривается размещение городского стадиона с трибунами на 3000 мест, отвечающего требованиям УЕФА, зала игровых видов спорта и бассейна общего пользования, комплекса спортивно-игровых площадок, благоустройство и озеленение территории с установкой ограждения и размещением стоянок.
Планируется строительство бассейнов и спортивных залов общего пользования в зоне гребного канала.
Намечается завершение формирования спортивной зоны гребного канала для подготовки спортсменов и проведения соревнований на берегу Заславского водохранилища.
Производственные территории характеризуются значительным удельным весом в общей структуре города и сохраняются в существующих планировочных районах, но развитие получает только южный промрайон.
Проектные предложения по реорганизации и развитию производственных территорий, а также улучшению экологической обстановки заключаются в следующем:
- Для разгрузки города от выбросов стационарными источниками, а также формирования благоприятной среды обитания людей предусматриваются вынос, модернизация, реконструкция или перепрофилирование ряда предприятий, не соблюдающих режим санитарно-защитной зоны. Снижение класса опасности объектов до IV–V.
- Сдерживать территориальное развитие и наращивание мощностей предприятий, расположенных в среде городской застройки.
- Формировать производственные и коммунально-складские территории на базе сложившихся промышленных зон города с частичным их расширением за счет упорядочения границ в соответствии со структурой генерального плана.
- Проводить мероприятия по модернизации производства, сокращению и обустройству санитарно-защитных зон в целях уменьшения негативного воздействия на жилую среду.
- Повышать интенсивность использования производственных территорий, расположенных на магистральных улицах города.
На совещании в Минском районном исполнительном комитете было принято решение о ликвидации полигона ТКО в районе н.п. Кирши с утилизацией ТКО на “Северном” полигоне г. Минска.
Наряду с размещением нового строительства на свободных территориях в генеральном плане большое внимание уделено реконструкции и перспективному развитию сложившихся территорий.
Объемно-пространственное решение
Анализ исторического развития архитектурно-пространственной композиции Заславля выявил ряд принципов его пространственной организации, которые прослеживаются на всех этапах развития города. Это гармоничное сочетание природной среды с застройкой, восприятие силуэтных композиций со стороны поймы рек Свислочь и Черница, железной дороги и автомагистралей, а также раскрытие застройки на открытые пространства. Все эти принципы сохраняются и в настоящем генеральном плане.
В исторической части города роль пространственных доминант принадлежит культовым сооружениям. Иной облик городской среды предлагается формировать в районах новой застройки. Рекомендуется использовать различные типы домов как в многоквартирном, так и в усадебном строительстве для формирования привлекательного силуэта города.
Вдоль магистральных улиц при прохождении через районы усадебной застройки следует уделять особое внимание архитектурному стилю и эстетическому уровню жилых домов, формирующих улицу.
Разнообразие объемно-пространственному решению придают общественные центры, архитектура которых привнесет в жилую застройку живописный характер.
Зоны общественных центров города лишь определяют места размещения соответствующих объектов. Освоение их должно происходить параллельно со строительством жилья по мере необходимости и возможности.
Упорядочение планировочной структуры, максимальное озеленение площадок производственных объектов и создание вокруг них озелененных санитарно-защитных зон, создание рекреационной системы позволят улучшить экологическое состояние городской среды.
Развитие туризма
Заславль обладает двумя ценнейшими факторами для развития туризма: удобное (недалеко от Минска) расположение в живописном месте и полный исторический карт-бланш, гарантирующий хорошую экскурсионную программу. Это целый комплекс памятников и объектов – археологических и архитектурных, объединенных в единый историко-культурный музей-заповедник “Заславль”. К наиболее значительным памятникам археологии относятся: городище “Замэчек”, городище “Вал” (конец XVI в.) и десять курганных могильников (X–XI вв.), к архитектурному наследию – кальвинский сбор XVI в. (ныне Преображенская церковь), костел Девы Марии XVII в., деревянная застройка конца XIX – начала ХХ в. Кроме того, в городе работают краеведческий музей и этнографические комплексы “Млын” и “Кузня” (находится в стадии строительства), которые весьма привлекательны для туристов. В июле 2008 г. появился еще один уникальный туристский объект – музей-дот.
Основные направления развития туризма для г. Заславля, предусмотренные Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006–2010 гг.:
- транзитный туризм: развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, с посещением достопримечательностей, расположенных вдоль автомагистрали Минск – Молодечно – Нарочь (Р-28);
- познавательный туризм: памятник долговременной фортификации времен Второй мировой войны – музеефицированный объект “Долговременная огневая точка (ДОТ)”;
- спортивный туризм: посещение крупных спортивных соревнований на гребном канале РЦОП по гребным видам спорта, где туристы становятся зрителями.
Основными видами кратковременного отдыха в настоящее время являются:
- активный и пикниковый отдых на природе – в пригородных лесопарках, лесах зеленой зоны, зоне отдыха “Минское море” на Заславском водохранилище;
- отдых по путевкам выходного дня в оздоровительных и санаторно-курортных учреждениях, спортивно-оздоровительных комплексах и центрах, во время посещения детей в детских оздоровительных лагерях – зона отдыха “Минское море”, примыкающая с южной стороны к Заславлю;
- туристско-экскурсионные поездки с посещением достопримечательностей и массовых зрелищных мероприятий, таких, как:
- – экскурсия по музею “Заславль”,
- – экскурсия по этнографическому комплексу,
- – экскурсия по городу,
- – детский музей мифологии и леса,
- – театрализованные костюмированные экскурсии.
Близость к столице, уникальное расположение центра города на пониженной террасе, окруженной болотистыми поймами рек Черница, Свислочь и Княгинька, сохранность древнейших на территории страны историко-культурных ценностей, древней планировочной структуры и культовых сооружений являются теми преимуществами, которые дают все возможности превратить город Заславль в один из ценнейших туристских объектов, участвующих в формировании имиджа Беларуси.