Историческая память… Пожалуй, это единственное, что не может уничтожить ветер Времени, сметающий на своем пути древние храмы, города, народы. Память бессмертна. И запечатлена она в древних летописях, удерживающих приметы текучего вихря времени, в воспоминаниях современников, в музеях, хранящих свидетельства культуры и быта, искусства, войн и сражений. Хранителем памяти последней войны, повествующем о горько-скорбных, мужественных, тревожно-стремительных 4 годах сражений, потерь и побед, призван стать новый музей Великой Отечественной войны, работа над проектом которого ведется в творческой мастерской Виктора Владимировича Крамаренко, дважды лауреата Государственной премии Республики Беларусь.
Место, где разместится музей, – лучше не придумать: в парке Победы, возле обелиска “Минск – город-герой”, на пересечении проспектов Победителей и Машерова. И композиционно, и идейно, и у-местно он будто просится сюда, в этот ландшафт, где станет достойным продолжением, вернее, отражением того, во имя чего этот обелиск установлен, и будет составлять с ним единый функциональный и архитектурный ансамбль.
При проектировании прежде всего учитывалось местонахождение объекта. Обелиск “Минск – город-герой” – вертикальная доминанта, и поэтому объем музея должен быть соподчинен ей по высоте, а его масса, площадь ни в коем случае не влиять негативно на парк Победы. Собственно говоря, для музея как целостного жизнеспособного организма требовалась огромная территория. Но тогда она давала бы большую нагрузку на парк, и это обстоятельство привело авторов к единственно правильному решению – возвести еще одно здание, но не здесь, а на ул. Тимирязева, и разместить в нем все технические службы и запасники. Такое “разделение” сделано специально для того, чтобы здание музея было сомасштабно и обелиску, и парку в целом как ландшафтному объекту.
Главный фасад, формирующий площадь у обелиска, по высоте минимален – один этаж. Второй “уходит” по рельефу вниз, создавая еще один экспозиционный уровень.
Композиционно здание состоит из 4 основных блоков, символизирующих четыре года войны, 4 фронта, которые освобождали Беларусь. Все они располагаются по оси, ведущей к обелиску “Минск – город-герой” – лейтмотиву всей композиции. Между блоками есть пространство, так называемый прострел, со стеклянной кровлей. По стеклянному мостику посетители переходят из блока в блок и через расщелину, подчеркивающую драматизм событий, видят обелиск. Такие ущелья-расщелины есть между всеми блоками. Они создают ощущение скованности, сжатости: сошлись две мощные глыбы – две противоборствующие силы; через стеклянный прострел просматривается лишь кусочек неба, фрагмент ландшафта – напоминание об утраченной мирной жизни. А на всем протяжении экспозиции на разных уровнях и блоках доминирует обелиск как символ Победы, и его формы взывают к ответным ассоциациям.
Здание музея Великой Отечественной войны
Общая площадь 15 600 м2
Заказчик КУП “УКС Мингорисполкома”
Проектирование:
УП “Минскградо”, Творческая мастерская В.В. Крамаренко
Архитекторы: В. Крамаренко, В. Никитин, А. Гришан
При участии: К. Тихомирова, А. Жиеда, Е. Попкова, О. Крамаренко, В. Евсеева
Начало строительства: май 2010 г.
Введение объекта в строй: 2013 г.
Главный фасад выполнен в мажорных, победных формах в виде победоносного салюта (пусть простит нас читатель за столь настойчивую тавтологию). Когда авторы только начинали работу над проектом, в интернете нашли запись салюта 1945 года. И к своему удивлению обнаружили в нем аналогию с архитектурными формами музея, что еще сильнее укрепило их в правильности своего решения.
Фасад действительно на редкость выразителен: всполохи “военной грозы” превращаются в торжествующий салют, который утверждает мощь народа-победителя. Выбор строительного материала тоже попадает “в десятку”. Во-первых, это нержавеющая сталь – материал, как никакой другой способный отразить специфику войны. Во-вторых – стекло золотистого цвета. Если сталь – это война, борьба, то стекло – золото победы. Как подчеркивают авторы, они неслучайно пошли на такое контрастное сочетание сурового блеска стали и золотого сияния стекла, в результате которого получился яркий архитектурный эффект. Кроме того, на интерьер и экстерьер музейного комплекса в дневное и вечернее время будут работать “вживленные” в стекло плазменные электронные телевизионные панели.
Здание, несмотря на его распластанность, выглядит величественно. Достигается это за счет вертикалей, которые в мощном едином порыве создают “архитектурный” всплеск символического салюта Победы. “Лучи салюта” в вечернее время авторы решили дополнить настоящими, лазерными лучами, которые станут продолжением лучей архитектурных – уходить в пространство неба и обозначать архитектуру музея в городской среде. Такая композиция будет просматриваться со всех основных направлений города.
Идея замысла, облик музея – почти хрестоматийное прочтение истории Великой Отечественной войны, мужества армии и народа, выстоявших и победивших. И хотя на первый взгляд при создании архитектурного образа логичнее всего было бы избрать брутально-суровый стиль, авторы сознательно отказались от данного приема. Главенствующей идеей здесь является Победа, и ее золото должно “сверкать” на главном фасаде, решили они.
Суровая правда войны отражена в интерьерах и в какой-то степени в обратном фасаде, который предстает в более монументальных формах, отражающих борьбу и мощь наступательного движения. Все элементы его обращены в сторону запада, и в этом также прочитываются определенные ассоциации: именно оттуда пришла война, именно туда направлялась Победа.
Не менее интересно решение здания изнутри. Все внутреннее содержание, построение интерьера говорят о функциональном назначении – военном характере музея, что отражено в специфике форм, которые от фасада органично переходят в интерьер, построенный по принципу последовательного движения. Объем помещений, их высота достаточно внушительны – ведь здесь экспонируются самые разные “трофеи”, вплоть до самолета, который будет “парить” в пространстве зала.
– Все помещения объединяет один большой зал, который мы назвали “Дорога войны”, – поясняет идею архитектурной “экспозиции” главный архитектор проекта Виктор Крамаренко. – С него мы последовательно заходим в первый, второй, третий блоки, постепенно поднимаясь по рельефу, потому что “Дорога войны” повторяет отметки рельефа парка. Мы словно двигаемся по парку Победы, видим его экстерьер, заходим в залы и знакомимся с экспозицией.
Заканчивается она залом Победы, который находится на кровле музея. Кстати, композиция кровли не случайна. Зеленые полосы олицетворяют весеннюю траву, а это – май, победа, жизнь. Пешеходные “полосы” объединяют главный и обратный фасады. Таким образом, элементы главного фасада переходят на обратный, создавая единую взаимосвязанную композицию, ведь Борьба и Победа – понятия неразделимые.
Зал Победы имеет форму купола (помните купол рейхстага, над которым было водружено знамя победы?). Расположен он на самой верхней отметке, откуда открывается прекрасный вид на парк и панораму города. Внутренняя экспозиция будет просматриваться и снаружи, со стороны города, особенно в вечернее время, когда купол подсвечен. А над ним вечно будет реять белорусский флаг – флаг страны, внесшей значительный вклад в Победу.
В здании несколько входов. Главный, рабочий, располагается со стороны парка, и к нему ведет аллея (по нижним отметкам), что очень удобно для всех посетителей, даже с ограниченными возможностями. Второй вход, тоже парадный, – со стороны площади Героев возле обелиска. С этой площади можно войти в музей, воспользоваться панорамным лифтом (особенно тем, кому трудно передвигаться по лестницам) и попасть на ту отметку, с которой хочется начать осмотр экспозиции.
Кстати, на площади Героев запроектирован тематический фонтан, который будет производить свой “фейерверк”. Вода – символ жизни – каскадом спускается вниз к главному входу и соединяется со вторым фонтаном, находящимся на нижней отметке. Так что площадь будет достаточно информативной и продолжит идею общего замысла.
Основная концепция по интерьерам уже готова, и сейчас к работе будут подключаться скульпторы, художники, сотрудники музея. Но главная задача, стоящая перед нами, – чтобы архитектура тоже стала своего рода экспонатом музея, вызывая у посетителей сильные эмоции, оставляя яркие впечатления.
…В мае следующего года будут преодолены первые “подступы” к объекту – начнется его строительство. А спустя три года экспозиция “старого” музея, что на Центральной площади, торжественно промарширует в новый прекрасный храм военных муз, в котором царит главная богиня – Победа.