Авторы:
скульптор Г.В. Буралкин, архитектор С.И. Федченко. Руководитель проекта – председатель Госкомитета пограничных войск Республики Беларусь генерал-лейтенант А.А. Павловский
Летопись мемориального искусства насчитывает многие тысячелетия. Ведь именно с того момента, когда разумному существу стали небезразличны гибель или смерть других, подобных ему существ, и началась история человечества. Где-то грандиозные пирамиды и мавзолеи, усыпальницы и гробницы отмечали людей и исторические события, достойные памяти поколений. Где-то — курган или группы курганов (в Беларуси в группе порой по несколько сотен курганов). С приходом христианства в памятных местах, даже не связанных с захоронениями, ставили кресты. На кладбищах, у въезда в деревню, на перекрестках, вдоль дорог стоят они и сегодня по всей Беларуси. Обычные деревянные кресты, украшенные вышитыми полотенцами, иногда резьбой или деревянной скульптурой, были выразительными символами, означавшими не только трагизм событий, но и нерушимость и вечность общечеловеческих ценностей, среди которых добрая память о предках и о тех, кто не пощадил жизни своей для блага Отечества. Проходят десятилетия и века, но люди помнят все, связанное с этими простейшими, но эмоционально выразительными мемориалами.
В современном белорусском искусстве мемориальная тема всегда была одной из ведущих. Что поделать, такова наша история — многие ее страницы тяжелы, трагичны, но и поучительны. Почти в каждом населенном пункте, обычно в центре, есть мемориал, обелиск или монумент в память о людях — воинах, партизанах или земляках, которые не вернулись с полей сражений либо стали невинными жертвами Великой Отечественной войны. Некоторые мемориалы, такие, как монумент Победы в Минске, Хатынь, Брестская крепость-герой, монумент в честь советской матери-патриотки в Жодино, благодаря талантливым решениям и выразительному патетическому строю создаваемых ими образов стали широко известны не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Именно эмоциональная выразительность, основанная, как и в старинных монументальных сооружениях, возводившихся безвестными народными мастерами, на предельной символичности образов, была и осталась важнейшей художественной составляющей архитектуры мемориальных комплексов, созданных и создающихся на белорусской земле.
Все мы помним трагизм и героику событий первых дней Великой Отечественной войны. Удар противника первыми приняли на себя воины-пограничники на западных рубежах нашей страны. Многие из них, проявив величайшие самоотверженность и патриотизм, погибли в первые часы и дни войны, до конца выполнив свой воинский долг.
Памятью об этих событиях и погибших героях-пограничниках стал мемориальный ансамбль, открытый 22 июня 2004 г. в городе Гродно. Возведен он на личные пожертвования пограничников Республики Беларусь, России, Казахстана, Киргизии, Молдовы, граждан и организаций, о чем свидетельствует бронзовая доска на задней гранитной стенке мемориала.
Кстати, Россия участвовала в создании мемориала не только денежными средствами, но и поставкой гранита. На предприятии “Карельский гранит” авторам посодействовали в выборе материала великолепного качества, прекрасного по цвету и структуре поверхности. Руководство этого предприятия отнеслось к выполнению заказа с большой ответственностью и обеспечило работу буквально в скоростном режиме. Здесь же были выполнены и многие элементы будущего ансамбля (гранитные с полированной поверхностью плиты для подиума, 14 цельных гранитных камней сложной формы, ступени, плиты для подпорных стен и стен цветочниц). Благодаря использованию этого великолепного материала коричневато-розового цвета мемориальный ансамбль получил особо торжественный вид, чему во многом содействовала четкая и строгая прорисовка гранитных элементов.
Скульптурная группа из бронзы, символизирующая воинов, ставших плечом к плечу на защиту границ Отечества, стала центральной частью ансамбля. Для образного выражения драматичности событий первых дней войны в композицию включены пятнадцать пограничных столбов, являющихся свидетельством участия в защите границы солдат из пятнадцати республик СССР. Для эмоциональной передачи происходивших грозных сражений использованы пластические приемы, отражающие картину событий – границу в огне. Смело и гордо смотрят вперед воины, уверенные в своей победе, проходя сквозь пламя боя и крепко сжимая оружие.
Объемная композиция мемориального ансамбля расположилась на свободном от застройки участке в центральной части Гродно. Особое внимание было уделено “вписанию” мемориального ансамбля в градостроительную ситуацию. Комплекс удачно завершил застройку достаточно большого участка рядом с гостиницей “Гродно” и кинотеатром “Октябрь”. Благоустроенная территория приобрела значение городской площади и стала местом отдыха и прогулок горожан, встреч молодежи.
Мемориальный ансамбль формируется комплексом разнообразных элементов. Приподнятая над землей площадка, очерченная линиями цветочниц, выглядит как своеобразная театральная сцена, на которую ведут гранитные ступени и на которой по обе стороны от оси размещаются две группы по семь символических могил. Они выполнены из крупноразмерных гранитных камней с наклонными полированными плоскостями, на каждой из которых бронзовыми буквами отмечены наименования четырнадцати погибших пограничных застав. В центре размещается бронзовая скульптурная композиция – граница в огне. Ось мемориального ансамбля проходит под углом в сорок пять градусов по отношению к двум пересекающимся улицам — Советских Пограничников и Космонавта Поповича.
Скульптурная композиция высотой 6 м установлена на гранитный подиум метровой высоты. На его полированной наклонной части крупными буквами из бронзы написано: “ПОГИБШИМ, НО НЕ ПОБЕЖДЕННЫМ ВОИНАМ БЕЛОРУССКОГО ПОГРАНИЧНОГО ОКРУГА”. Скульптурная группа на подиуме является головной частью единой композиции, завершая мемориальную площадку с расположенными на ней символическими могилами. Авторы удачно использовали слабовыраженный на местности перепад рельефа не только для организации территории мемориала, но и для создания наиболее оптимальных условий при размещении центральной скульптурной группы. Поэтому основная часть мемориала хорошо воспринимается и в непосредственной близи от сооружения, и из проезжающего транспорта. Удачное расположение ансамбля способствует хорошему обозрению его и благодаря оптимальному естественному солнечному освещению.
Четкое функциональное зонирование пространства созданной площади, на которой расположен мемориал, положено в основу генерального плана. Появилась возможность проводить здесь различные мероприятия – торжественные встречи и смотры, посвященные историческим событиям и датам, а также воинские праздники и ритуалы. Проектом предусмотрена схема передвижения официальных лиц и делегаций, определяющая маршруты прохождения войск, места для возложения венков, места для ветеранов и почетных гостей. Площадь вымощена мелкоразмерной бетонной плиткой полусухого прессования со строгим рисунком – крупноразмерная клетка, расчерченная красными линиями по серому фону. Для озеленения территории использовался посев луговых трав, рулонные травяные коврики на поверхности цветочниц. Произведена посадка разнообразных многолетних кустарников, вечнозеленых и других ценных пород деревьев для создания фоновой зеленой зоны с тыльной стороны мемориального ансамбля. Организована его подсветка в вечернее и ночное время.
Скульптор Геннадий Буралкин и архитектор Станислав Федченко всегда занимали активную жизненную позицию. Они — участники практически всех мероприятий, которые проводились творческими Союзами художников и архитекторов, авторы многих получивших известность в республике произведений архитектуры и искусства. По проектам Станислава Федченко построено немало объектов жилищного и социального назначения. Скульптура Геннадия Буралкина украшает парки, улицы и площади белорусских городов.
Авторами был накоплен определенный опыт решения творческих проблем, связанных с тематикой героического прошлого. Так, С. Федченко – один из авторов мемориального комплекса в память трагически погибших во время Великой Отечественной войны жителей деревни Доры Воложинского района Минской области. Монумент Георгию Победоносцу работы Г. Буралкина стал заметным элементом застройки Бобруйска.
Поэтому обращение к героической теме событий прошедшей войны было не случайным. Умело восприняв традиции мемориального искусства, как выработанные народом, так и развитые советской школой мемориального искусства, Геннадий Буралкин и Станислав Федченко сумели создать впечатляющий ансамбль, который сразу же активно вошел в общественную жизнь республики и стал несомненным событием в архитектурно-художественной среде не только одного из наших областных центров — Гродно, но и всей Беларуси.