В мировой практике лицензирование профессиональной деятельности, как правило, относится к компетенции соответствующих цеховых объединений.
Для подтверждения этого достаточно рассмотреть опыт ближайших коллег. Например, ознакомиться с "Положением о творческой архитектурной деятельности и ее лицензировании в Российской Федерации".
Согласно "Положению…", лицензирование архитектурной деятельности в РФ осуществляется Российским лицензионным архитектурным центром, "создаваемым Союзом архитекторов России и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства".
В нем приводится весьма ограниченный перечень представляемой для получения лицензии документации, а также обозначен круг лиц, имеющих соответствующие льготы для получения лицензии.
В этом документе, что весьма важно, зафиксировано положительное отношение правительства России к творческим мастерским, регистрация которых в реестре проектных предприятий и организаций осуществляется при наличии лицензии у руководителей, возглавляющих эти мастерские, без повторного лицензирования в лицензионных центрах и без дополнительных платежей.
Исходя из опыта зарубежных коллег и сознавая необходимость защиты законных прав и интересов потребителей строительной продукции от неквалифицированных действий ее производителей, которые могут нанести ущерб среде жизнедеятельности человека, историко-культурному наследию, архитектурному облику городов и иных поселений, надежности и удобству зданий, сооружений и их комплексов, правление Белорусского союза архитекторов в конце 1999 г. обратилось в Министерство архитектуры и строительства с инициативой об участии БСА в лицензировании физических и юридических лиц в области архитектурной деятельности.
В итоге в апреле 2000 г. был сформулирован, согласован Минстройархитектуры и утвержден правлением БСА "Порядок выдачи Белорусским союзом архитекторов рекомендаций на ведение архитектурной деятельности для получения соответствующей лицензии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь".
Вместе с перечнем документов, представляемых на рассмотрение, "Порядком…" установлены критерии оценки творческих и профессиональных качеств претендентов на получение лицензии и особо указано, что при осуществлении деятельности ее участники обязаны наряду с другими условиями соблюдать принятый Белорусским союзом архитекторов Кодекс профессиональной этики архитектора. Отмечено также, что рекомендация БСА может быть отозвана по ряду причин, в том числе на основании неоднократных или грубых нарушений архитектурной деятельности, выражающихся в обоснованных претензиях со стороны заказчика, а также на основании решения правления БСА по заявлению комиссии по этике и защите авторских прав Союза.
Таким образом, участие Союза в лицензировании призвано обеспечить высокий уровень профессиональной подготовленности архитекторов.
Архитектурная деятельность, органической частью которой является проектирование (сфера архитектурной деятельности значительно шире и выходит за рамки проектной деятельности), является также компетенцией Главэкспертизы при Минстройархитектуры, осуществляющей оформление заключений на предоставление выполнения проектных работ.
Параллельный независимый анализ профессиональных возможностей претендента на получение лицензии, осуществляемый творческим союзом и органом государственной экспертизы, позволяет сформировать достаточно объективную характеристику с учетом требований к творческому и квалификационному уровню специалистов, а также к техническому качеству выполняемой ими проектной продукции.
Несомненно, лицензионная деятельность в архитектурной и проектной сферах имеет немало резервов для совершенствования с переходом от лицензирования юридических лиц к лицензированию специалистов, как принято в большинстве развитых стран. Это позволит упразднить многие формальные требования к проектным предприятиям по численному составу и организационной структуре, а в основу будут положены условия по наличию в составе предприятий соответствующих лицензированных специалистов.
Анализ результатов действия процедуры лицензирования наряду с бесспорными преимуществами выявил ряд проблем. Главная из них – отсутствие персонификации лицензии. Установленное в Положении о лицензировании требование об обязательном наличии в штате предприятия квалифицированных специалистов по лицензируемым видам деятельности на практике невозможно проконтролировать. Определяющим фактором при рассмотрении заявок является наличие у специалистов дипломов и необходимого стажа работы по специальности без учета реального качества выполняемых ими работ. Лишение предприятия лицензии за грубые нарушения не влечет за собой прекращение деятельности неквалифицированных работников, которые, как правило, продолжают работать под вывеской другой фирмы. Такая ситуация не дает возможности полностью защитить строительный рынок от недобросовестных и неквалифицированных работников, что наносит существенный ущерб экономике отрасли.
С другой стороны, изъятие лицензии за нарушения, допущенные на одном объекте, влечет прекращение деятельности предприятия в целом. То есть фактически из-за некомпетентности одного-двух человек лишаются работы сотни специалистов, задействованных на других объектах.
В ряде зарубежных стран подобные проблемы решили путем персонификации аттестации специалистов, ответственных за безопасность и качество строительной продукции. Она проводится соответствующими уполномоченными органами и предусматривает реальную оценку соответствия работника установленным для данной категории специалистов критериям. Прошедшим аттестацию выдается аттестат компетентности установленного образца, своего рода персональная лицензия. В случае выявления нарушений этот документ изымается, а виновный теряет право принимать решения и удостоверять своей подписью качество выполненных работ. Восстановление аттестата возможно только после переподготовки и повторной сдачи экзаменов.
Мы также считаем, что персональное лицензирование (аттестация) конкретных специалистов гораздо эффективнее лицензирования организаций. Это позволит решить ряд вопросов, возникающих при существующей системе лицензирования.
Во-первых, ответственность за качество проектной документации максимально персонифицируется: появляется конкретный автор-гарант проектного решения, что обеспечивает преемственность документации (с ликвидацией предприятия персональная ответственность сохраняется).
Во-вторых, упрощается возможность привлечения квалифицированных проектировщиков из других организаций. Специалисты получают возможность объединяться для разработки разовых объектов на базе любой организации. Единственное условие – наличие у всех разработчиков персональных лицензий (аттестатов).
В-третьих, обеспечивается адресное применение мер воздействия к неквалифицированным работникам без ущерба для предприятия в целом.
Аттестация руководителей и специалистов проектных организаций должна проводиться специально уполномоченным (аккредитованным) органом по программам, утвержденным Министерством архитектуры и строительства. Решение об аттестации каждого специалиста, очевидно, должно утверждаться комиссией, состоящей из представителей Минстройархитектуры и общественных организаций, объединяющих специалистов-проектировщиков, – Союза архитекторов, Белорусской ассоциации инженеров-консультантов и т.д.
Особо следует сказать о лицензировании архитектурной деятельности. Понятие "архитектурная деятельность" далеко не всегда воспринимается однозначно. Нередко ее ассоциируют исключительно с разработкой проектной документации на уровне градостроительных проектов или архитектурных решений на стадиях архитектурного и строительного проектов, хотя ее следует рассматривать как более широкое поле организаторской, аналитической, экспертной и проектной деятельности.
Архитектор (главный строитель) – это профессионал, владеющий широким спектром профессиональных знаний, что дает ему возможность упорядочить и организовывать работу специалистов других направлений – инженеров-конструкторов, инженеров-электриков, инженеров-сантехников и т.д., – участвующих в процессе создания строительной продукции. То есть он увязывает воедино все необходимые элементы такого сложного инженерного сооружения, как строительный объект.
Архитектора можно сравнить с дирижером оркестра, являющимся одновременно композитором. Дирижер не обязан уметь играть на всех инструментах, входящих в оркестр, но он должен хорошо представлять их возможности и роль в общем звучании. Такое положение естественно ставит архитектора во главе разработки проектной документации. Но проект в международной практике – это в большинстве случаев только способ получения заказа на строительный подряд, которым также руководит архитектор.
Он, как правило, и является организатором строительства, выполняя одновременно роль представителя заказчика и генподрядчика. Он реально управляет инвестиционным проектом, представляя интересы инвестора (заказчика) и осуществляя функции генподрядчика без выполнения работ собственными силами, т.е. привлекая субподрядчиков и принимая у них завершенные работы от лица заказчика.
Таким образом, персональная лицензия (аттестат) на занятие архитектурной деятельностью должна предполагать возможность выполнения как минимум следующих работ и услуг:
– разработка архитектурных разделов проектной документации;
– управление проектной деятельностью (функции генпроектировщика);
– управление строительством (функции генподрядчика без выполнения работ своими силами);
– функции заказчика (в объеме, необходимом для сбора исходных данных, составления технического задания на проектирование, подготовки и проведения тендера и т.п.).
К сожалению, сегодня значительное число архитекторов не готово к осуществлению этих функций в полном объеме. Возможно, следует предусмотреть выдачу персональной лицензии на часть работ и услуг, составляющих архитектурную деятельность. Одновременно следует организовать переподготовку и повышение квалификации архитекторов с последующей их аттестацией по всем видам работ и услуг.
Подводя итог, можно констатировать, что принятая в настоящее время форма участия творческого союза в лицензировании является одним из первых шагов в поступательном движении к переходу от лицензирования юридических и физических лиц – индивидуальных предпринимателей к лицензированию физических лиц – специалистов.