Вы здесь

Легкое звучание тяжелого камня

Натуральный камень всегда привлекал человека богатой текстурой и фактурой поверхности, разнообразием оттенков цвета и формы. Он как бы впитал в себя всю богатую историю земли — от вулканических преобразований до многочисленных исторических событий — и запечатлел все это на своей поверхности.
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на красоту простого натурального камня, собирая его по берегам рек и озер в виде гальки или булыжников и используя для мощения дорожек, двориков, а позднее — как декоративный материал для отделки полов, стен и других элементов культовых сооружений.
Древние греки кусочками разноцветного мрамора отделывали внутренние дворики, виллы, фонтаны, бассейны и т.д. Со временем усовершенствовав технологию обработки камня, они начали создавать напольные мозаичные картины, включающие орнаменты, геральдику, а позже и сюжетные произведения в виде портретов или многофигурных композиций.

 

Богатая флора и фауна моря, осьминоги и диковинные рыбы, воспринятые в ореоле греческой мифологии, давали обильную пищу для творчества художников-мозаичников.

Впоследствии искусство мозаики получило новый мощный импульс и способствовало созданию многих прекрасных культовых сооружений в Константинополе, Равенне, на острове Сицилия, в Риме, Венеции и других городах Италии, а также в древнем Киеве и Новгороде.

Наряду с традиционной смальтой художники древности активно использовали в мозаике натуральный камень, который по своим внешним характеристикам не только не уступал смальте, но иногда и превосходил по богатству оттенков и разнообразию фактур. Его неяркая, сдержанная палитра хорошо подходила для изображений ликов святых, декоративных элементов костюма и фона.

На протяжении столетий искусство мозаики претерпевало периоды взлетов и падений, упадка и расцвета. Сегодня мы наблюдаем пробуждение активного интереса к этой древней технике монументального искусства.

Современная архитектура рождает новые эстетические каноны и понятия, и идея синтеза архитектуры и живописи реализуется с учетом этих понятий.

Новые технологии отделочных материалов предполагают и новые композиционные решения. Различные виды цветных штукатурок часто включают наполнители в виде каменной крошки или имитируют мозаичное покрытие. Иногда даже предпринимаются попытки делать искусственный камень или окрашивать щебень. Это подтверждает интерес к камню как к отделочному материалу, но решает задачи художников и дизайнеров только наполовину.

Во-первых, в отличие от фрески, росписи или картины маслом мозаика обладает особой тектоникой поверхности, которая эмоционально связывает ее с архитектурой, входя в материал стены как часть конструкции, живущей с ней “одной жизнью”. Во-вторых, особые декоративные качества камня — шероховатость, сочетание матовости и блеска, прочность и “неторопливая” устойчивость придают изображениям статус большей значимости, монументальности. В мозаике значение приобретает каждая деталь. Она как бы говорит более громким и твердым голосом, поэтому сильнее воздействует и больше убеждает.

В Белорусской государственной академии искусств на кафедре монументального искусства начали преподавать классическую технику мозаики. Здесь предпринимаются попытки утвердить статус натурального камня для использования его в монументальном искусстве. Студенты за последние три года часто обращаются к этой технике для выполнения дипломных работ. Пока они существуют в виде проектов, но иногда выполняются в натуре на объекте и принимаются заказчиками с большим энтузиазмом и благодарностью.

Перспективы применения натурального камня видятся в нескольких направлениях. Прежде всего, это прекрасный отделочный материал для интерьеров общественных зданий по долговечности, благородству оттенков, экологичности и простоте монтажа. Дробление камня на мелкий модуль делает его более изящным, похожим на гобелен или роспись. Изобразительные элементы могут существовать в виде небольших вставок, органично входя в ткань плоскости стены, или полностью заполнять все ее поле в виде орнамента или ковра. В отдельных случаях создаются и более сложные композиции с фигурами в виде портретов или сюжетных сцен.

Искусство мозаики сегодня переживает новое рождение и ждет интересных неожиданных решений. Современная архитектура создает для этого благоприятную почву.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...