Из года в год международная специализированная выставка “Будпрагрэс” подтверждает широкое влияние и высокий рейтинг в кругу отечественных и зарубежных строителей и заказчиков. Нынешняя экспозиция, разместившаяся в крытом футбольном манеже, увеличилась по сравнению с прошлогодним мероприятием на 30 участников, достигнув цифры 430. А это значит, предприятия стройиндустрии живут и развиваются, способствуя небывалой в нынешнем сезоне строительной активности. Феномен “Будпрагрэса”, однако, заключается не столько в количественном росте. За 13 лет существования выставка приобрела славу самой эффективной площадки для испытания на профессиональной целевой аудитории перспективных новинок. Она является еще и важнейшим имиджевым мероприятием года, отражая как новейшие тенденции в строительстве, так и демонстрируя бизнес-тонус предприятий-участников. Среди отечественных субъектов стройрынка даже бытует мнение, которое, если перефразировать известный рекламный слоган, звучит примерно так: “если вас нет на “Будпрагрэсе”, то...”.
Министр архитектуры и строительства Геннадий Курочкин, выступая на церемонии открытия, подчеркнул еще один эффект “Будпрагрэса-2005”. По его словам, международный статус выставки стал настолько весомым, что она по праву становится визитной карточкой страны. Участие в строительном форуме почти 60 иностранных фирм из 12 государств свидетельствует прежде всего о повышенном интересе к отрасли, заинтересованном внимании к планируемым объектам, росту жилищного строительства, поисках возможностей участия в этих процессах. Обоюдная польза от этого огромна, отметил министр, мы открыты для сотрудничества и приветствуем приход новых технологий и зарубежного опыта в отечественную строительную практику.
Выставка, у истоков зарождения которой стояло отраслевое министерство, традиционно находится в центре внимания предприятий стройиндустрии, а их участие в экспозиции самое широкое и активное. И в этот раз коллективный стенд Минстройархитектуры, объединивший более 30 предприятий, дал полное представление о действующем производственном и научном потенциале отрасли. Отечественные производители товаров и услуг, а они в целом составили около 85% участников выставки, сегодня способны адресовать свою продукцию не только соотечественникам, но и разборчивым зарубежным потребителям. Значительны и год от года возрастают экспортные возможности предприятий стройкомплекса. По основным стройматериалам они сегодня реально вышли на европейский уровень. К примеру, белорусские цемент, щебень, керамическая плитка, стеновые материалы, металлоконструкции, стекло, целый ряд других видов продукции конкурентоспособны и востребованы на внешних рынках.
Динамичное развитие строительной отрасли Беларуси обусловлено постоянно идущими на предприятиях процессами обновления и усовершенствования. В стране вводятся мощности, которые позволяют производить новые виды отечественной продукции, не уступающей по качеству импортным аналогам и приемлемой по цене.
“Будпрагрэс-2005”, образно говоря, стал сценической площадкой для “премьерных” показов многих инновационных разработок и продуктов.
Так, долгожданную новинку — жесткие минераловатные плиты, изготовленные по западным стандартам, представило на “Будпрагрэсе” открытое акционерное общество “Гомельстройматериалы”. На предприятии введена в эксплуатацию новая технологическая линия чешской компании, поставляющей, к слову, аналогичное оборудование для ведущих производителей Европы и Азиатского региона. По словам специалистов завода, она отвечает самым современным требованиям и позволяет выпускать изделия, не уступающие по основным параметрам европейской продукции данного назначения. Производительность линии — 4 т в час, или 26 тыс. 400 т готового волокна в год. Эта продукция одна из немногих, которая выпускалась в Беларуси в недостаточном количестве, но крайне необходима стройкомплексу для реализации планов по тепловой модернизации жилого фонда. Предполагается, что с выходом на проектную мощность ОАО “Гомельстройматериалы” полностью удовлетворит потребности страны в данных изделиях, исключив наиболее валютоемкую позицию в отечественном импорте.
Как сообщил на семинаре, прошедшем в рамках работы выставки, главный технолог гомельского предприятия Станислав Жеромский, проведены пусконаладочные работы, отрабатываются технологические режимы процесса производства высококачественных фасадных и кровельных минераловатных плит. Изготовлена опытная партия продукции, соответствующая, по его словам, заявленным в технических условиях параметрам. На данной линии благодаря высоким скоростям вращения дисков центрифуги (до 6 300 оборотов в мин.) и многим другим техническим и технологическим особенностям оборудования получено тонкое минеральное волокно толщиной от 4 до 6 микрон и тип ваты А с модулем кислотности свыше 1,6. Низкое содержание органических веществ — до 4% в сверхжестких и равномерное их распределение во всех видах плит — относит изделия к группе НГ по горючести.
Следует отметить, что в составе линии — усовершенствованная камера термообработки, которая, кстати, является новым изделием чешской компании и установлена пока только на одном из заводов в Великобритании и Гомеле. Дополнительно она оснащена системой домкратов с автоматическим регулированием, что позволяет оперативно перенастраивать оборудование на выпуск изделий толщиной от 30 до 200 мм.
Выпускаемые плиты по механическим характеристикам подразделяются на легкие, полужесткие, жесткие, сверхжесткие; по плотности — на марки 50, 75, 100, 125, 150, 175, 200. Область их применения широка, а учитывая важность данной продукции для страны, заслуживает более подробного описания. Так, гомельские плиты марок 50 и 75 предназначены для применения в качестве ненагруженной тепловой изоляции в горизонтальных и вертикальных строительных ограждающих конструкциях, для утепления легких ограждающих конструкций каркасного типа, перегородок, чердачных и межэтажных перекрытий, а также для тепловой изоляции оборудования и трубопроводов большого диаметра; марок 100 и 125 — для устройства ненагруженной тепловой изоляции в горизонтальных и вертикальных строительных ограждающих конструкциях, в вентилируемых системах утепления, а также нагруженной тепловой изоляции в горизонтальных и вертикальных ограждающих конструкциях; марок 150 и 175 — для устройства тепловой изоляции в легких штукатурных системах утепления; 175 и 200 — в тяжелых штукатурных системах утепления фасадов зданий, в том числе в качестве теплоизоляционного слоя при устройстве рулонной мастичной кровли и кровли по несущим металлическим конструкциям с профилированным настилом.
Поризованные керамические изделия типа “Поротон”, выпускаемые по разработанной в НИЛ керамических материалов УП “НИИСМ” технологии, впервые представило ОАО “Радошковичский керамический завод”. Они обладают целым комплексом потребительских преимуществ, эффективных для строительства зданий и сооружений. В отличие от обычного пустотелого кирпича плотность керамических пустотелых блоков с поризованным черепком на 30% меньше и соответственно ниже вес, а тепло они сохраняют в 2 раза лучше. Прочность достаточна для строительства многоэтажных зданий с несущими стенами.
Предприятие может производить блоки размером от 250х120х138 до 510х250х219 мм средней плотностью от 850 до 1000 кг/м3. Использование крупноформатных изделий позволяет в 2,5–3 раза увеличить темпы кладки и в 3–5 раз снизить расход раствора, сократить количество “мостиков холода” и исключить необходимость тепловой изоляции стен. Вместе с низкой теплопроводностью поризованного камня это дает огромный энергосберегающий эффект. Кроме того, уменьшение веса стен приводит к упрощению конструкции фундамента и экономии до 60% средств, расходуемых на его создание.
В ассортиментной линейке ОАО “Красносельскстройматериалы” в нынешнем году также появился новый высокотехнологичный продукт — сухие строительные смеси. Построен новый цех, оснащенный автоматическим оборудованием немецкой фирмы M-tec, по выпуску 50 тыс. т продукции в год. Она производится из собственных сырьевых компонентов, что при высоком качестве гарантирует конкурентные преимущества.
На данный момент в Красносельске освоено 6 видов сухих строительных смесей — штукатурный раствор и клей для укладки облицовочной плитки как для наружных, так и для внутренних работ, кладочный раствор.
Несомненно, двигателем прогресса в современном строительстве является тесное взаимодействие практической и теоретической мысли. По подсчетам, экономический эффект от внедрения научных разработок отраслевых НИИ составляет 7,5 рубля на 1 рубль, вложенный в научные исследования. Технологии, конструкции и материалы, созданные учеными, успешно применяются в сегодняшней строительной практике. В том числе при возведении таких уникальных объектов, как здание Национальной библиотеки, подземный общественно-культурный центр на площади Независимости и др., существенно сокращая сроки и снижая стоимость строительных работ. Впервые в рамках выставки очень широко на протяжении двух дней единым блоком прошли презентационные семинары, отразившие перспективные направления деятельности профильных институтов отрасли: “Конкурентоспособные конструктивные системы зданий, опалубочные системы, материалы и технологии скоростного строительства” (НИЭП РУП “Институт БелНИИС”), “Энергосбережение, прогрессивные конструктивные решения зданий” (РУП “Институт НИПТИС”), “Строительные материалы и изделия” (УП “НИИСМ”), “Техническое нормирование, стандартизация, оценка соответствия в строительстве” (РУП “Стройтехнорм”).
“Будпрагрэс-2005” более чем наглядно продемонстрировал, что наряду с государственными предприятиями в строительной сфере динамично продолжает развиваться и частный бизнес. Его представители успешно “закрывают” те позиции, которые по разным причинам либо отставали, либо считались незначительными для крупных государственных предприятий. Так, благодаря инициативе и активности частных фирм на отечественном рынке появился ряд качественных сухих смесей, композитных, отделочных, лакокрасочных и других материалов и конструкций. Многие компании выросли до ощутимых объемов производства, обеспечивая не только потребности отрасли, но и завоевывая позиции на внешних рынках. Среди них появились производители, разработки которых с технологической точки зрения носят инновационный характер. К таковым по праву можно отнести СП “ЮнибудКолор”, продемонстрировавшее на выставке сразу 7 инновационных отделочных и лакокрасочных продуктов класса премиум. В этом же ряду производители современных оконных и дверных конструкций, кровельных материалов и технологий, роллетных систем, гаражных секционных ворот, алюминиевых профилей и многих других товаров, изделий и услуг. По большому счету, благодаря им сегодня для выполнения самых разных строительных задач можно найти массу возможностей и исключительно полный набор материалов любого класса.
Главная строительная выставка страны, отразив реальную ситуацию в современном белорусском строительстве, без сомнения, станет катализатором новых эффективных процессов в отрасли. На протяжении многих лет, поддерживая имидж белорусской столицы как одного из крупнейших центров строительного бизнеса, она способствует привлечению новых технологий, материалов и инвестиций в белорусскую экономику. Наконец, этот интернациональный проект повышает уровень деловых отношений и укрепляет авторитет Беларуси на международной арене.