Авторский коллектив реконструкции главного здания пограничного перехода “Варшавский мост”
Главный архитектор проекта Вячеслав Шелковский
Архитекторы: Анатолий Ничкасов, Виктор Ивличев
при участии Александра Филимонова и Ирины Михайловой
Конструкторы: Роман Вигдорчик, Михаил Исаченко
Справка. Пункт пропуска “Варшавский мост” работал в условиях совместного с польской стороной таможенного, пограничного и других видов оформления и контроля легкового автотранспорта и автобусов на выезд из Республики Беларусь. Контроль на въезд в Республику Беларусь осуществлялся совместно с польскими службами контроля в пункте пропуска “Тересполь” на стороне Республики Польша. Фактически через пункт пропуска проходило свыше 2500 авт/сутки (при проектной пропускной способности 1700 авт/сутки). В условиях раздельного контроля с польскими службами как на въезд в Республику Беларусь, так и на выезд из нее (польские и белорусские службы осуществляют функции государственного контроля только на стороне своего государства) возникла необходимость реконструкции “Варшавского моста” для увеличения его пропускной способности. Инициатором и заказчиком реконструкции выступил Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Финансирование совместное: Беларусь — Россия (через Таможенные комитеты обеих стран).
Проект реконструкции всего комплекса пограничного перехода осуществлялся силами следующих проектных организаций: генеральное проектирование — ОАО “Брестпроект”, РУП “БелНИИС”, институт “Белпроектстальреконструкция”, витражи — “БИАЛтехстрой”.
Закончилась реконструкция пограничного перехода “Варшавский мост” — самого известного автомобильного пункта пропуска на границе Республики Беларусь и Польши. Размещается он на живописном берегу реки Буг, на трансъевропейской автомагистрали Париж—Берлин—Варшава—Минск— Москва и является одним из главных элементов ее обустройства. Строительство его, начатое в 2002 г., достигло финишной точки в сентябре нынешнего года. Сделанный в лучших традициях современных планировочных и конструктивных решений, пограничный переход станет своеобразной визитной карточкой страны, погранично-контрольные службы которой смогут обеспечить соотечественникам и гостям максимально комфортные условия при переезде через границу. А как приятно человеку, преисполненному яркими впечатлениями от дальних странствий или в предвкушении их вместо неизбежного томительного ожидания у “порога” родного дома провести непродолжительное время в современном просторном здании, наполненном светом, где можно отдохнуть в ожидании исполнения формальностей; где четко отлажена работа всех служб, чему в немалой степени способствует рациональное планировочное решение объекта. Так что принимайте подарок, уважаемые путешественники.
Учитывая важное значение комплекса зданий и сооружений пограничного перехода “Варшавский мост”, в ходе проектирования и строительства главного здания решались не только сложные технологические, но и архитектурно-композиционные задачи. Мыслью и руками архитекторов создавался узнаваемый образ моста, соединяющего Восток и Запад.
Объемно-пространственное решение. Главное здание расположено в центре территории и замыкает перспективу въезда (выезда) в страну. Запроектировано оно как единый крупный объем размером в плане 50x40 м с монументальными лестницами-башнями по углам, которые одновременно служат несущими опорами винтовой конструкции навесов над местами выгрузки и посадки пассажиров и контрольно-досмотровыми полосами для автотранспорта с павильонами пограничной и таможенной служб. Навесы являются составной частью композиции главного сооружения. Сделаны они из металлоконструкций с покрытием из профнастила и световыми фонарями из поликарбоната.
Главные фасады здания оформлены в виде витражей и ориентированы на стороны въезда и выезда. Торцовые фасады, ориентированные в сторону вантовых навесов над полосами проезда, отделаны штукатуркой с покраской по материалу утепления стен.
Объемно-планировочное решение. Архитекторами был использован объем существующего здания размером в плане 50x22 м с расширением его в целях увеличения пропускной способности пункта пропуска. Каркас здания обстраивался по восточной и западной сторонам 9-метровыми пролетами в два уровня. На первом уровне размещены залы ожидания (накопительные залы с сопутствующими помещениями). Внутреннее пространство главного корпуса организовано как атриум, окруженный по периметру галереей на уровне второго этажа. На первом и втором уровнях, на галерее, в торцах здания с одной стороны размещаются служебно-административные помещения поста таможенного контроля, а с другой — служебные помещения КПП погранвойск с бытовыми помещениями оперативного персонала обеих служб.
В центре здания, в атриуме с верхним светом, размещаются досмотровые залы для пассажиров и помещения таможенного, пограничного, санитарно-карантинного и фито-санитарного контроля.
Существующие по линии пристроек витражи наружного ограждения старого здания демонтированы, равно как и часть плит покрытия в центре здания. Сделано это с целью устройства фонарей верхнего света над досмотровыми залами (атриумом).
Для технологической связи двух уровней здания и обеспечения эвакуации с галереи служат четыре угловые лестницы, возле каждой из которых расположены освещенные холлы. Под зданием имеется техническое подполье.
Таким образом, общая площадь здания увеличилась с 1289 до 1560 м2 (без учета технических помещений цокольного этажа и венткамер на кровле).
Существующие навесы над контрольно-досмотровыми полосами для автотранспорта не отвечали требованиям увеличения пропускной способности, имели частый шаг колонн и небольшую (1890 м2) площадь. Сейчас на их месте размещаются навесы площадью 5200 м2.
Следует отметить, что реконструкция главного здания выполнялась в условиях непрекращающейся, бесперебойной работы пограничного перехода. Он оставался действующим, и это вносило определенные сложности в ведение строительства. Но сегодня реконструированный “Варшавский мост” опять трудится в полную силу, только нагрузка на него еще более увеличилась. Движение на мосту не останавливается ни на минуту. Это — его жизнь.
От редакции.
Реконструкция погранперехода “Варшавский мост” в г. Бресте отмечена дипломом и медалью БСА на XI Республиканском смотре-конкурсе лучших архитектурных произведений, состоявшемся в рамках фестиваля “Гомель-2003” в номинации “Промышленные комплексы, здания и сооружения”.