Приступая к работе над одним значительным объектом административного назначения, я был одержим идеей, как мне казалось, современного подхода к планировочной организации офисных помещений. Долой кабинеты с одним окном на одного спящего служащего! Всех — в большие залы с максимальным количеством дифференцированных рабочих мест! Пространство большое, многоплановое, сложное… Красиво!.. “И перегородки прозрачные, чтобы не спали и, не дай бог, не отмечали!” — подсказывает молодой, но успешный представитель заказчика (вариант — работодатель).
Но, как это часто бывает в реальной жизни, любое явление имеет две стороны медали. И будучи по чистой случайности мелким капиталистом (благозвучнее — нанимателем), я обнаруживаю, что внутри собственного предприятия аналогичный подход дает сомнительный результат. Не надо забывать, что мы не китайцы, которые самоотверженно трудятся по причине тяжелой наследственности, и не американцы, где жесткие условия контракта и традиции не оставляют места социалистическому либерализму. Мы все еще советские, все еще коллективисты (придуманное на ходу слово — антоним слову “индивидуалисты”).
Мы любим общаться в коллективе и готовы жертвовать карманным интересом ради пресловутого товарищеского единения с сослуживцами.
Таким образом, мой небогатый жизненный опыт говорит следующее: хороший работник, творческий специалист будет более плодотворен в среде ограниченного влияния, минимального воздействия отвлекающих факторов; посредственный работник, лишенный творческого увлечения работой — клиент кнута и пряника, — ему самое место в большом офисе, на виду у начальника. При отсутствии в большом помещении начальника либо иных изощренных методов постоянного контроля фирма обречена на банкротство.
Архитектор вынужден анализировать социальные аспекты жизни, ведь только в партнерских отношениях с заказчиком может родиться хороший результат.
Современные технологии дают прекрасные возможности творить. Отличным дополнением ставшей популярной системе железобетонного каркаса в новых офисных зданиях стало появление на рынке мобильных перегородок. В зависимости от материала заполнения они могут быть прозрачными (даже с жалюзи), глухими, шумозащитными, до потолка или невысокими. Основное достоинство — легкий монтаж и несложная трансформация, что очень важно в современном динамичном мире. Это система NAYADA и другие аналогичные модульные системы.
Важнейшей проблемой является создание архитектором возможности постоянно в процессе эксплуатации дополнять, менять, совершенствовать системы аудио-, видеокоммуникаций. Удобные магистральные пути с легкой доступностью (съемные подвесные потолки, фальшполы, вертикальные шахты и др.) — главная задача первого этапа проектирования.
Высокая плотность работников, большое количество персональных компьютеров и иного оборудования обязывают серьезно продумывать систему вентиляции. Хорошо, если архитектор на самой ранней стадии проектирования закладывает рациональную схему вентиляции и кондиционирования. Речь идет не только о путях для транзитных воздуховодов и помещениях венткамер. Иногда неразрешимой проблемой является сама возможность доставки в нужную точку необходимого оборудования и его монтаж.
Но какое современное оборудование вы ни примените, никто из работников офиса, вами запроектированного, не скажет о вас ничего хорошего (к сожалению, будет наоборот), если вы не предусмотрите в помещении обычное открывающееся окошко (форточку).
Еще один важнейший компонент качества офиса — мебель. Современный рынок предлагает широкий спектр услуг как по изготовлению индивидуальной мебели (преимущественно из ламината), так и по поставке готовой продукции. И здесь архитектору приходится нелегко, ибо его (автора) искреннее желание завершить процесс хорошим аккордом, как правило, воспринимается начальником хозяйственной службы заказчика как посягательство на комиссионные, и… архитектора от участия в выборе поставщика и самой мебели, даже ее цвета любым способом отстраняют.
Особая тема — шторы. Если автору не удается взять процесс под контроль (по той же известной причине), то лучше ему в помещения своего объекта не заходить — во избежание обморока.
То же самое может произойти и со светом. Впрочем, последние нормативные документы на тему “люби все белорусское” касаются не только “попсы”.
Таким образом, дорогой читатель, интерьер окончательно угроблен, и мы с чувством полного “удовлетворения” от проделанной работы приступаем к следующему проекту.
Комментарий к фотоматериалам по объекту “Реконструкция комплекса зданий Управления Белорусской железной дороги”
Этот объект, реализуемый без прекращения функционирования (всего было выделено 6 очередей строительства), благодаря комплексному подходу заказчика получил совершенно новое звучание и, несмотря на большие трудности по условиям реализации, получился — как по мнению заказчика, так и по мнению авторов проекта. По просьбе редакции журнала в тематическом номере происходит первая его презентация в контексте заданной темы. Комплексное представление объекта может быть сделано позже. Реализация 2002–2006 гг. Главный архитектор проекта Л.У. Зданевич, главный конструктор проекта В.В. Белая, в работе приняли активное участие архитекторы М.С. Романовский, А.Н. Сарайкин.
Фото 1. Конференц-зал на верхнем этаже нового корпуса. Кроме главного стола имеются дополнительные места, что делает зал многофункциональным. Уникальная панорама Минска и хорошая аккустика менее чем за год эксплуатации сделали его любимым
Фото 2. Традиционный кабинет в реконструируемой (старой) части комплекса. Удобно и уютно. Есть приточно-вытяжная вентиляция, но есть и окно!
Фото 4, 5. Рабочие места в новом корпусе создавались с помощью мобильных перегородок
Фото 6. Коридор в реконструируемой части комплекса. Образ, подчеркнутый подсветкой, навеян ощущениями интерьеров вагонов пассажирского поезда или “электрички”