В градостроительной истории Минска перевернута очередная страница. В ближайшие двадцать лет ему предстоит жить в соответствии с новым генеральным планом. Говоря об историчности и значимости этого факта, мы вовсе не преувеличиваем. Ведь генплан не просто определяет стратегию развития города, но уделяет огромное внимание возникающим проблемам и намечает пути их решения. Это попытка разглядеть, предугадать будущее и подготовить к нему город.
Работе над корректурой генерального плана предшествовали серьезные исследования, кропотливый сбор информации и данных. Центром притяжения всех усилий стал институт “Минскградо”. Его специалисты сумели наладить системную и планомерную деятельность, результатом которой и стал план развития столицы до 2030 г.
Генплан пересказать невозможно, его нужно читать – скрупулезно, вдумчиво и внимательно. В беседе с директором “Минскградо” Александром Николаевичем Петровым мы попытались лишь обозначить его основные темы, узнать о проблемных зонах города и представить масштаб работы, проделанной градостроителями.
– Александр Николаевич, современная жизнь настолько быстротечна и стремительна, что городу надлежит уделять перманентное “градостроительное внимание”: многие позиции генерального плана с закономерной постоянностью требуют поправок, изменений. Именно этим и была вызвана очередная корректура генплана Минска – главного документа, определяющего основные направления его развития?
– Город не зря называют живым организмом. Являясь таковым, он имеет все его преимущества и недостатки – он растет, развивается и содержательно, и формально. Следовательно, возникают новые обстоятельства. Говоря проще, нарабатывается определенное число погрешностей, которые должны быть учтены и скорректированы, чтобы город развивался сбалансированно. Этой объективной необходимостью и была вызвана корректировка генплана.
– Все корректировки подразумевают преемственность с предыдущими документами. Каковы отличительные особенности нынешнего?
– Именно преемственность и последовательность – один из самых положительных факторов белорусской градостроительной деятельности. За послевоенное время выпущено несколько генпланов и их корректур. И каждый из них не отрицал сделанного ранее, а продолжал, развивал наиболее оптимальные и прогрессивные решения. В частности, многое, заложенное в генеральном плане 1944 г., красной нитью проходит в более поздних документах. И видимо, эта последовательность, понимание необходимости поступательного движения привели к тому, что сегодня наш город имеет такой привлекательный вид. Что еще важнее – является удобным для проживания, несмотря на нарекания, которые иногда высказывают минчане… Поверьте, я много видел больших городов, но среди “миллионников” Минск – один из самых комфортных для человека.
– Создавая генеральный план, градостроители становятся своего рода “докторами города”. Они рассматривают не только перспективы развития, но прежде всего “болевые” точки городского организма. О каких из них Вы бы упомянули в первую очередь?
– У города есть определенный круг острых проблем, решение которых мы старались предусмотреть и наличие которых связано с развитием мегаполиса. В нашем сознании пока нет четкого понимания того, какие требования и даже ограничения это развитие влечет за собой.
Приведу пример. У нас достаточно жесткие экологические нормы, и под их влиянием мы стремимся к созданию абсолютно комфортной, экологически чистой среды. Однако если обратиться к общемировому опыту развития крупных городов, можно увидеть: жизнь в мегаполисе сопряжена с конкретными ограничениями. Это все понимают. Нельзя ставить задачу, чтобы экологическое состояние, степень близости к природе в центре города-миллионника были такими же, как, например, в курортном или малом городе. А действующие нормативы вынуждают нас выходить именно на такие параметры. Это создает ряд проблем экономического и социального характера и ведет, в том числе, к дальнейшему росту населения города.
Определенные перекосы в развитии города оказывают влияние и на Беларусь в целом: например, сегодня в столице живет почти 20% населения республики (для сравнения: в Москве – 10% всего населения страны). Это очень большой показатель. Чрезмерное его увеличение создает дисбаланс в системе расселения всей республики, изменения в структуре распределения трудовых ресурсов. С этой точки зрения решение прекратить дальнейший интенсивный рост города – правильное. Два миллиона населения – тот показатель, на котором мы должны остановиться.
– Подготовка такого важного документа – дело не только ответственное, но в чем-то даже непредсказуемое. Какие сложности возникали в процессе работы?
– Прежде всего при определении параметров развития. Показатели, на которые мы ориентируемся, задаются соответствующими организациями, министерствами. За время корректуры генплана такой, к примеру, показатель, как ежегодный прирост жилого фонда, менялся трижды с разбежкой от 1 до 2,2 миллиона кв. м (при 630 тыс. кв. м в документе 2003 года). А квадратные метры нельзя просто “вырвать из контекста” – они влияют и на остальные показатели: изменяются параметры инженерных коммуникаций, транспортных магистралей, количество источников теплоснабжения и т.п. По сути это глобальная переработка всего генерального плана, которая за период подготовки проводилась нашими специалистами трижды.
Учитывая непростые обстоятельства, еще большую ценность приобретает слаженность действий авторского коллектива, который смог создать добротный, всесторонне отработанный документ, прошедший согласование во всех заинтересованных органах госуправления, госэкспертизы и получивший одобрение Главы государства. Огромная заслуга в том, что корректура оказалась успешной, принадлежит руководителю мастерской генерального плана Александру Григорьевичу Акентьеву – опытному архитектору, искренне преданному делу градостроительства. Пользуясь случаем, хочу высказать благодарность всему коллективу за профессиональную работу, сделанную во имя города и на благо города. Только самоотверженность этих специалистов и их беззаветная преданность любимому делу позволили на достаточно высоком уровне выполнить поставленную задачу.
– Большое видится на расстоянии… Теперь, когда работа завершена, согласована и утверждена, какие чувства Вы испытываете?
– Конечно, облегчение. Мы так долго шли к этому, вложили столько сил, души, заботы о нашей столице… Вместе с тем многое еще вызывает обеспокоенность: до сих пор периодически возникают предложения пересмотреть параметры развития города, ведутся дискуссии вокруг количества квадратных метров и пр.
Надеемся, генеральный план будет реализован в представленном виде, все усилия будут направлены на разрешение тех острых моментов, которые мы отметили в документе.
Если удастся осуществить строительство запланированного количества развязок к Чемпионату мира по хоккею 2014 г. – это станет серьезным шагом на пути транспортного развития столицы. Если будет построено запланированное количество гостиниц с паркингами – город преодолеет очередную ступень роста. Большим достижением стало бы строительство автомагистрали, связывающей столицу с аэропортом “Минск-2” по кратчайшему расстоянию. Все это есть в генплане. Полагаем, что участники инвестиционной деятельности в столице понимают необходимость сбалансированного развития и будут придерживаться тех правил, которые определены документом. Кому-то это может показаться препятствием к свободной деятельности, но система регламентов – прежде всего градостроительная дисциплина и в определенной степени гарантия разумного строительства будущего нашего города. Кроме того, наличие и соблюдение градостроительных регламентов является дополнительным элементом, положительно влияющим на привлекательность столицы для добросовестных инвесторов.
– Есть надежда, градостроители будут услышаны?..
Беседу вела Ольга Машарова