Вы здесь

Правовое регулирование отношений между проектной организацией и сторонним проектировщиком

Версия для печати

Довольно часто субъекты хозяйствования сталкиваются с необходимостью привлечения новых работников для выполнения какой-либо специфической работы. При этом возникает резонное для предпринимателя, юридического лица желание не вводить в штат работника, а заключить с ним гражданско-правовой договор. Цель такого выбора понятна: обязательства нанимателя перед работником, с которым он заключил трудовой договор, намного весомее обязательств по гражданско-правовому договору. Как правильно подмечено в литературе, исполнитель по гражданско-правовому договору обходится гораздо «дешевле» [1].

Естественно, что и для работника далеко не безразлично, каким образом, в какую правовую форму облечены его правоотношения с работодателем. В связи с этим в определенных случаях может возникнуть ситуация, когда работник требует «переквалификации» гражданско-правового договора, по которому он выполнял работу (оказывал услугу), на обычный трудовой договор. Кроме того, в отдельных отраслях хозяйствования заключение гражданско-правовых договоров возможно только при соблюдении определенного ряда условий.

Речь в первую очередь идет о сфере проектирования и строительства. Рассмотрим на примере проектирования.

Высокая квалификация и богатый опыт позволяют архитекторам выполнять проектные работы или их часть (этапы) на высоком уровне, даже работая самостоятельно, а не в составе творческих коллективов. Естественно на подобного рода услуги имеется довольно устойчивый спрос. Возможно ли выполнение проектных работ на основании договора подряда? Попробуем разобраться.

В соответствии с пунктом 4.4. СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» и пунктом 3 Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утв. Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4.11.1999 № 339 договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и проектировщика независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Он регулирует правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон. Договор, заключается заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами (разработчиками). Разработка проектной документации на строительство объектов должна выполняться разработчиками, получившими в установленном порядке лицензию на право проектирования данного вида объектов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Положении о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ содержится определение проектировщика. Это лицо, имеющее лицензию на выполнение соответствующих видов проектных (изыскательских) работ, которое заключило договор с заказчиком и в силу акта законодательства или договора выполняет взятое обязательство лично. Проектировщик вправе привлекать на основании договоров субподряда, в том числе на конкурсных условиях, для выполнения отдельных видов проектных работ субподрядчиков, если условиями подрядных торгов или договором не предусмотрена обязанность проектировщика производить работы только собственными силами.

Таким образом, наличие у проектировщика лицензии на выполнение соответствующих видов проектных и изыскательских работ, действующей на территории Республики Беларусь является обязательным условием заключения договора подряда.

Единственная оговорка насчет случая возможного выполнения проектных и изыскательских работ без лицензии содержится в пункте 4.5. СНБ 1.03.02-96. В частности разработка проектной документации разработчиками, не имеющими лицензии на право выполнения проектных работ для строительства объектов на территории Республики Беларусь (при наличии у них профессиональных полномочий, полученных в другой стране), может выполняться с обязательным участием в качестве генпроектировщика разработчика, имеющего лицензию Республики Беларусь. Речь идет об участии в проектировании иностранных организаций, что довольно актуально в настоящее время.

Таким образом, лицо, которое осуществляет проектирование обязано иметь лицензию, если это требуется для данного вида проектных работ. Это может быть как сам проектировщик (генеральный проектировщик) так и субпроектировщик (проектировщик по договору субподряда). Таким образом, при привлечении стороннего проектировщика заключение договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ обязательно.

Перечень проектных работ составляющих лицензируемую деятельность, на осуществление которых требуется лицензия установлен в Приложении 1 к Положению о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1386 (с изменениями и дополнениями): это разработка следующих разделов проектной документации (при новом строительстве, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий и сооружений независимо от их назначения и ведомственной принадлежности, за исключением зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения высотой до двух этажей включительно):

- генеральный план и транспорт;

- Архитектурные решения;

- строительные решения;

- инженерное оборудование, сети и системы тепло-, водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, электроосвещения.

Критерии отнесения зданий и сооружений к I, II и III уровням ответственности зданий и сооружений различного назначения закреплены приказом РУП «Белгосэкспертиза Минстройархитектуры» от 14.03.2005 № 01-03/7. Поскольку перечень данных критериев ограниченно распространен, приведем перечень для читателя в приложении к настоящей статье.

Далее для ответа на обозначенный в настоящей статье вопрос необходимо выяснить – возможно ли получение физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем лицензии на проектирование.

Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к содержанию, во-первых, Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с пунктом 40 Переченя видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утв. данным Декретом проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей относится к лицензируемой министерством архитектуры и строительства деятельности. Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1386.

Следует отметить, что Постановлением Совмина от 29.12.2007 № 1899 из Положения исключен пункт 4, согласно которому «лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями». Можно было бы предположить, что с 01.01.2008 года проектирование стало возможным осуществлять и физическим лицам. Однако этот первоначальный вывод будет ошибочным, поскольку, пунктами 2 и 3 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен исчерпывающий перечень лиц, которыми может быть получена лицензия (лицензиатов). Это - юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, иностранные юридические лица и иностранные организации, а также физические лица, осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность.

Кроме того, часть 2 пункта 21 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности содержит информацию о том, что вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом.

При этом, в Положении о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей сохранены обязательные требования к штату соискателя. В соответствии с пунктом 8.2. положения обязательным условием является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) руководителей, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы. Руководители и специалисты должны иметь высшее образование по специальности, соответствующей профилю работы, и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее специальное образование, соответствующее профилю работы, и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Приведем пример из судебной практики.

Индивидуальный предприниматель просил признать незаконными действия должностных лиц Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, выразившиеся в отказе в выдаче лицензии. Заявитель полагал, что им были выполнены все требования законодательства, предъявляемые к нему как к соискателю на получение лицензии на «проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей», «инженерно-геологические изыскания» [2]. Отказ в выдаче лицензии был основан на требованиях, предъявляемых не к предпринимателям, а к юридическим лицам.

Из материалов дела следовало, что министерство своим письмом, подписанным начальником управления лицензирования, уведомило заявителя о том, что представленные им документы для получения лицензии рассмотрены, они не соответствуют требованиям подпунктов 8.3, 8.4 п. 8 и п. 10 Положения о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1386.

Суд счел правомерным отказ в выдаче лицензии заявителю. Согласно п. 3 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17, правом на получение лицензии обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели. В пункте 5 этого Положения указано, что перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, должен содержаться в положении о лицензировании вида деятельности, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Согласно п. 40 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, Министерство строительства и архитектуры выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление вида деятельности «Проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей». При этом названный Перечень не подразделяет вид деятельности на отдельные элементы: проектирование и строительство зданий и сооружений I уровня ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей; проектирование и строительство зданий и сооружений II уровня ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей.

Согласно Положению о лицензировании работами и услугами, составляющими лицензируемую деятельность, являются наряду с другими и «инженерно-геологические изыскания». Данное Положение не устанавливает, что работами и услугами, составляющими вид деятельности, являются: проектирование и строительство зданий и сооружений I уровня ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей; проектирование и строительство зданий и сооружений II уровня ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление вида деятельности «проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей», содержатся в п. 8 Положения о лицензировании. Довод заявителя о том, что требование подпунктов 8.3 и 8.4 п. 8 названного Положения о наличии у соискателя лицензии документированной системы управления или контроля качества, в том числе аттестованного подразделения (специалистов), осуществляющего контроль качества, документированной системы управления охраной труда распространяется лишь на организации (юридические лица), но не на индивидуальных предпринимателей, судом признан ошибочным.

Согласно п. 8 Положения о лицензировании специальные требования к соискателям (юридическим лицам) содержатся лишь в подпункте 8.2 п. 8 Положения, а специальные требования к соискателям-предпринимателям - в подпункте 8.5 п. 8 Положения. Эти различия обусловлены особенностями организационно-правовой формы юридических лиц и предпринимателей и не влияют на выполнение лицензируемой деятельности.

Декретом № 17 установлено, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных законодательством требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче и к лицензиату при осуществлении им деятельности, на которую требуется лицензия. Таким образом, соблюдение требований законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов, при выполнении лицензируемой деятельности в равной степени должно обеспечиваться самим лицензиатом независимо от того, является он юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При этом следует иметь в виду, что в нормативных правовых актах, не регулирующих вопросы лицензирования, не могут содержаться нормы, определяющие порядок и условия лицензирования. Поэтому доводы заявителя о том, что для выполнения лицензируемой деятельности, соблюдения всех лицензионных требований им не будут привлекаться третьи лица на договорной основе, суд во внимание не принял. Суд также отметил, что требования, содержащиеся в остальных подпунктах пункта 8 Положения, распространяются на всех соискателей и лицензиатов независимо от их организационно-правовой формы.

Для получения лицензии заявитель не представил в лицензирующий орган документы, подтверждающие выполнение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами 8.3 и 8.4 п. 8 Положения о лицензировании, а также сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих на постоянной основе, документы, содержащие сведения о системе управления и (или) контроля качества работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность. Следовательно, представленные заявителем документы не соответствовали требованиям Положения о лицензировании и позволяли лицензирующему органу отказать в выдаче лицензии.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь нанимателем является юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. При этом не следует путать два термина: «наниматель» и «работодатель». В абзаце 14 статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» определено, что работодатели – это юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Определение понятия «работодатель» также дано в абзаце 2 статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», согласно которому работодатели - юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Как видно из приведенных норм, понятие «работодатель» гораздо шире понятия «наниматель», применяемого только в сфере трудовых отношений, что обусловлено повсеместным распространением привлечения граждан к работе по гражданско-правовым договорам.

Таким образом, выполнение физическим лицом проектных работ возможно только:

1) На основе договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ при условии регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и получении лицензии в установленном порядке.

2) На основе договора подряда, если выполняемы проектные работы не относятся к лицензируемым (регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не требуется).

3) На основе трудового договора, в том числе и на условиях совместительства. Однако, если трудовой договор заключается для целей формирования штата, как одного из условий лицензирования – такой трудовой договор должен быть заключен как по основному месту работы.

Завершая, следует напомнить, что в соответствии с пунктом 3.8. Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление без специальных разрешений (лицензий) видов деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденным Декретом, является незаконным и влечет административную ответственность, установленную статьей 12.7. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Незаконная предпринимательская деятельность» в форме штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Приведем пример из судебной практики.

Хозяйственным судом рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из Управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по Гомельской области, по части 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП) в отношении ЧТУП «Г» г.Минск, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) [3].

Согласно протоколу об административном правонарушении ЧТУП «Г» вменялось в вину осуществление на протяжении 6 месяцев строительных работ по договорам субподряда, заключенным с заказчиком, без специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей.

Как свидетельствовали материалы дела, выручка предприятия от выполнения строительных работ составила более 220 миллионов рублей.

При этом факт осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно, подтверждался актом проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «Г», протоколом об административном правонарушении, протоколом опроса, письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и признавался представителем предприятия в судебном заседании.

Согласно пункту 40 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Декрет № 17), для осуществления деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей требуется специальное разрешение (лицензия) Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Так, директор ЧТУП «Г» Б. обратился в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с заявлением на получение специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей. К заявлению им были приложены документы, установленные Положением о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1386.

На основании решения Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь выдало специальное разрешение (лицензию) сроком действия на 5 лет.

Согласно полученной лицензии ЧТУП «Г» имело право выполнять ряд строительных работ и услуг в соответствии с перечнем.

Необходимо отметить, что в составе документов, необходимых для получения лицензии, представленных в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, были сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих ЧТУП «Г» в количестве 16 человек. При этом были приложены копии квалификационных аттестатов, выданных уполномоченным юридическим лицом, на главного инженера ЧТУП «Г», прораба, а также копии удостоверений о проверке знаний по вопросам охраны труда в объеме, соответствующем профессиональным должностным обязанностям, на директора ЧТУП «Г», заместителя директора и прораба. Однако правоохранительные органы в результате проверки установили, что предприятие по указанному юридическому адресу не располагается, из перечисленных 16 лиц 15 в ЧТУП «Г» никогда не числились, заработную плату не получали.

Кроме того, было установлено, что гражданин К., который в списке числился главным инженером, на самом деле являлся работником (главным инженером) другого юридического лица (и никогда не работал в ЧТУП «Г», и не имел к нему никакого отношения), никаких документов (трудовой книжки, диплома, квалификационного аттестата) не предоставлял.

Бывший директор ЧТУП «Г» пояснил, что в период его работы на предприятии работало только 2 человека - он и главный бухгалтер. Лиц, указанных им в сведениях о составе и профессиональной квалификации работников, он не знает, с ними не знаком, и эти сведения носят предположительный характер.

Аналогичные объяснения были даны и другими лицами, указанными в сведениях о составе и профессиональной квалификации работников. Все они свидетельствовали, что на ЧТУП «Г» никогда не работали, обучение в учебном центре подготовки и переподготовки и повышения квалификации кадров не проходили, никаких удостоверений соответственно не получали. Нынешний директор пояснила, что в области строительства имеет поверхностные знания, лица, указанные в сведениях о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов, рабочих, в период ее руководства на предприятии не работали и не числились, штат возглавляемого ею предприятия состоит из 4 человек, которые не имеют строительного образования и специальностей.

При таких обстоятельствах УДФР КГК Республики Беларусь направил в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь сообщение о выявленных нарушениях в области строительства, с просьбой об аннулировании лицензии, выданной ЧТУП «Г», по причине того, что она выдана на основании недостоверных (ложных) сведений, представленных соискателем лицензии. Решением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь лицензия была аннулирована на основании пункта 34 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом № 17, как выданная на основании недостоверных сведений, представленных ЧТУП «Г».

Обратим внимание, что согласно пункту 35 названного Положения лицензия считается аннулированной со дня начала срока ее действия при вынесении решения об аннулировании лицензии, выданной на основании недостоверных сведений, представленных соискателем лицензии.

В связи с аннулированием лицензии со дня начала срока ее действия в силу подпункта 3.8 пункта 3 Декрета № 17 осуществление деятельности ЧТУП «Г», на которую была выдана лицензия, является незаконным.

При таких обстоятельствах осуществление предприятием «Г» деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей суд квалифицировал как предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 1.5 КоАП закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность, имеет обратную силу.

Закон, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность, обратной силы не имеет.

На момент осуществления предприятием «Г» предпринимательской деятельности без специального разрешения, на осуществление которой требовалась лицензия, частью 1 пункта 6 статьи 9 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20.12.1991 № 1323-XII за указанное нарушение была установлена ответственность в виде взыскания дохода, полученного от этой деятельности, и штрафа в размере полученного дохода от этой деятельности.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

Поскольку санкция части 1 статьи 12.7 КоАП (2003 г.) предусматривала менее строгую административную ответственность по сравнению с законодательством, действовавшим в момент совершения ЧТУП «Г» административного правонарушения (максимальный размер штрафа меньше суммы полученного дохода), то суд применил часть 1 статьи 12.7 КоАП.

Таким образом, решением суда ЧТУП «Г» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 12.7 КоАП и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 500 базовых величин, что на день вынесения постановления соответствовало 15500000 руб. с конфискацией более 220 миллионов рублей дохода.

 

Приложение 1

Методические рекомендации по проверке отнесения к уровням ответственности зданий и сооружений различного назначения

1. I-Повышенный уровень ответственности.

1.1.      Здания и сооружения с массовым пребыванием людей.

1.2.      Здания высотой 40 м и более.

1.3.      Здания гостиниц высотой 6 этажей и более.

1.4.      Большепролетные здания и сооружения с пролетами 40 м и более.

1.5.      Мачты, башни, трубы и т.п. высотой 100 м и более.

1.6.      Монументальные сооружения (памятники, обелиски и т.п.).

1.7.      Объекты, включенные в установленном порядке в перечни памятников архитектуры, культуры и истории, охраняемые государством.

1.8.      Опасные производственные объекты, на которых используются, хранятся и транспортируются:

•      взрывчатые вещества;

•      высокотоксичные и сильнодействующие ядовитые вещества (Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10.01.2000 № 363-39).

1.9.      Основные постоянные гидротехнические сооружения I, II и III классов по СНиП 2.06.01-86 и их комплексы (за исключением мелиоративных гидротехнических сооружений).

1.10.  Здания и сооружения атомной промышленности.

1.11.  Здания и сооружения тепловой энергетики мощностью 5 МВт и выше.

1.12.  Резервуары нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа вместимостью 10 000 м3 и более.

1.13.  Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и газа.

1.14.  Магистральные трубопроводы газа и нефтепродуктов.

1.15.  Трубопроводы высокого давления.

1.16.  Метрополитены.

1.17.  Большие и средние мосты.

1.18.  Тоннели.

1.19.  Линии электропередач напряжением 110 кВ и выше.

1.20.  Аэродромы и основные здания и сооружения аэропортов.

1.21.  Автомобильные дороги I категории и сооружения на них.

1.22.  Предприятия агропромышленного комплекса: крупные животноводческие комплексы (по производству молока на 800 и более коров, говядины - на 6 тыс. и более скотомест, свиноводческие - на 54 тыс. и более свиней в год, птицеводческие (по содержанию кур-несушек - 50 тыс. и более голов; по производству мяса - 412,5 тонн и более), тепличные комбинаты - 12 га и более; крупные предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

1.23.  Производственные здания и сооружения и их комплексы (заводы, фабрики, комбинаты).

1.24.  Железные дороги и предприятия железнодорожного транспорта (вокзалы, пассажирские павильоны, станционные сооружения).

 

2. II-Нормальный уровень ответственности.

2.1.      Здания и сооружения массового жилищно-гражданского назначения, не относящиеся к I и III уровням ответственности.

2.2.      Предприятия агропромышленного комплекса (животноводческие комплексы: по производству молока - до 800 коров, говядины - до 6 тыс. скотомест, свиноводческие - до 54 тыс. свиней в год; птицеводческие: по содержанию кур несушек - до 50 тыс. голов, по производству мяса - до 412,5 тонн. Тепличные комбинаты и теплицы площадью до 12 га.

Отдельно стоящие здания и сооружения агропромышленного комплекса основного назначения

 

3. III-Пониженный уровень ответственности.

3.1. Жилые дома высотой 1-2 этажа.

3.2. Временные здания и сооружения, сезонного и вспомогательного назначения (парники, павильоны, небольшие склады, опоры связи, освещения, ограждения и подобные сооружения).

3.3. Объекты агропромышленного комплекса - отдельно стоящие объекты подсобного и вспомогательного назначения, а также объекты подсобного и вспомогательного назначения, входящие в состав предприятий II уровня ответственности.

Примечания: 1. Приведенные в настоящих рекомендациях перечни, не являются исчерпывающими и должны использоваться в порядке, установленном п.п. 5.2, 5.3 и 5.4. Изменения № 1 ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», введенного в действие на территории Республики Беларусь Постановлением Государственного комитета по архитектуре и строительству от 01.04.1994 № 6.

2. По поступлении предложений от министерств, ведомств, предприятий и организаций-заказчиков, проектных организаций, органов госнадзора и других заинтересованных юридических и физических лиц, а также по результатам работы в текущем году Методические рекомендации по структуре и содержанию будут уточнены на 01.01.2006.


[1] Полозов В., Ионова Е. Нельзя подменять трудовой договор гражданско-правовым. // Российская юстиция. -2002. -N 7. -С. 31; Подгруша В. Внимание: договор требует квалификации. // Юстиция Беларуси. -2001. -N 1
[2] Александров Д.П. Акт государственного органа в материалах судебного дела. // Консультант Плюс. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2010.
[3] Скоблик Н.В., Демьянчик С.М. Судебная практика: осуществление строительных работ по договорам субподряда, без специального разрешения (лицензии). // Консультант Плюс. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2010.

 


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 20 750
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: 15 786
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 715
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...