Министерство архитектуры и строительства уделяет повышенное внимание выполнению основных показателей по внешней торговле.
Классики экономической мысли основой благосостояния cчитали активный торговый баланс. Проще говоря, когда страна больше продает, чем покупает.
В нынешнем году новые условия поставок энергоносителей, спровоцировавшие уход из экономики Беларуси в первом полугодии на оплату газа и нефти 2,2 млрд долларов США, обусловили рост отрицательного сальдо внешней торговли. Кроме того, на этот показатель значительное влияние оказывает инвестиционный импорт. Тенденция тревожная, и поэтому усилия по минимизации роста отрицательного внешнеторгового баланса предпринимаются во всех отраслях экономики. Главной темой коллегии, состоявшейся в конце сентября в Министерстве архитектуры и строительства, также стала выработка мер, способствующих активизации выполнения организациями отрасли основных целевых параметров внешней торговли.
В 2007 г. Минстройархитектуры доведены задания по росту экспорта товаров – 118–119 %, импорта – 108–110; экспорта услуг – 107–108, импорта – 102–103 % к уровню 2006 г. Впервые введен показатель “сальдо внешней торговли товарами и услугами” на уровне 240 млн долларов США – по товарам и 26 млн долларов США – по услугам.
Судя по цифрам, приведенным в докладе министра архитектуры и строительства Александра Селезнева, в сложившихся условиях отрасли все сложнее становится удерживать сальдо торгового баланса со знаком “плюс”. В экспортной палитре есть товарные позиции, по которым отгружаемые объемы составляют до 70 % выпуска (керамическая плитка, гипсокартон). В то же время по таким высоколиквидным материалам, как цемент, щебень, стеновые материалы, экспорт приходится ограничивать, чтобы обеспечивать растущие потребности внутреннего рынка. И тем не менее за 7 месяцев текущего года на внешних рынках реализовано товаров на сумму 240 млн долларов США (рост – 137,5 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года), но и ввезено за этот же период сырья, стоимость и объемы которого в связи с ростом производства увеличиваются, и оборудования на сумму 122,4 млн долларов США (рост – 160,5 %). И если, по словам министра, выполнение задания по объемам экспорта материалов особых опасений не вызывает, то ко всем остальным позициям руководителям предприятий следует пересмотреть отношение самым серьезным образом.
Особенно это касается экспорта (84,5 %, или 11 млн долларов США) и импорта (192 % к аналогичному периоду 2006 г., или 3,7 млн долларов США) услуг. Из 18 строительных организаций, которым доведено задание, только 14 работают на внешних рынках, оказывая строительные услуги.
Сегодня, кто бы спорил, правила игры на “чужом поле”, и это касается не только налогообложения, стали жестче, а требования повышенными. Прогнозировать результаты гораздо сложнее, чем на внутреннем строительном рынке. Однако в свое время, когда речь шла о выживании, очень многие организации смогли использовать этот шанс и должны его использовать и сейчас без ссылок на объективные трудности. Тем более что с предложениями по освоению больших объемов строительства, как прозвучало на коллегии, в министерство обращаются органы власти не только московского региона, но и Смоленской, Ярославской, Калининградской областей, Сочи. Не говоря уже о Венесуэле, где, согласно межправительственным договоренностям, предстоит строить промышленные и нефтедобывающие объекты, жилье.
Продолжая тему, министр напомнил простую истину: не зарабатывая валютных поступлений, невозможно провести техническое перевооружение, а значит, возлагать надежды на благоприятные перспективы в будущем. Ввоз оборудования по инвестиционным проектам возрос в 3 раза, до конца года требуется приобрести технических средств еще более чем на 60 млн долларов США, что неизбежно даст рост инвестиционного импорта и скажется на торговом балансе.
Выход один: необходимо значительно прибавлять в экспорте, принимая дополнительные меры. Дальнейший рост внешних поставок промышленной продукции возможен только при увеличении объемов производства и расширении номенклатуры выпускаемой продукции, активном поиске своих ниш на новых рынках сбыта.
Серьезное внимание организации министерства должны обратить на развитие товаропроводящей сети, которая на сегодняшний день состоит из 9 торговых объектов, созданных с участием белорусского капитала, в РФ, Казахстане, Украине, Молдове. Через эти каналы реализовано продукции на 77 млн долларов США, или 31 % от общего экспорта.
Между тем ОАО “Керамин”, “Гомельстекло” работают в основном через дилерские представительства, использующие торговый брэнд белорусских производителей. В нынешнем году лишь Гродненский стеклозавод открыл торговый дом в Нижнем Новгороде со 100 %ным собственным капиталом. ОАО “Стеклозавод “Неман” пошел по пути создания дилерской сети в РФ, Казахстане, Молдове, Латвии на базе средних оптовых покупателей, реализуя таким образом более 75 % продукции. Борисовский хрустальный завод работает по договорам куплипродажи.
Все это свидетельствует о том, что каждый субъект хозяйствования прокладывает свою дорогу на внешние рынки. Тем временем, видимо, настала пора создавать единые торговологистические центры под эгидой Минстройархитектуры как в регионах Беларуси, так и ближнего и дальнего зарубежья. В ответ на эту инициативу руководителям предприятий, производящих продукцию, поручено изучить вопрос и дать свои соображения по участию в создании таких предприятий.
Развивать нужно не только стандартные, но и новые формы торговли, шире используя возможности информационных технологий. Назрела необходимость создания при Минстройархитектуры единой электронной торговой площадки. Разработка данного проекта поручена институту НИПТИС, где с середины прошлого года функционирует специализированное аналитическое подразделение, осуществляющее оперативный мониторинг отечественного и зарубежного рынков стройматериалов, оценку конкурентной среды. Материалы по анализу и прогнозу конкурентной обстановки направляются предприятиям и службам министерства для контроля за уровнем экспортных цен на основные группы стройматериалов. По результатам 7 месяцев года, при отгрузке на экспорт меньших физических объемов удалось добиться значительного роста валютной выручки и эффективности поставок таких материалов, как цемент, блоки из ячеистого бетона, кирпич, известь, минеральная вата, щебень. Причем не только за счет объективного увеличения их стоимости, но и оперативного определения максимально достижимых контрактных цен.
Маркетинговое наступление, однако, не панацея и не единственный ответ на вызов сложившейся ситуации. Как резонно отметил в кратком заключительном выступлении заместитель премьерминистра Виктор Буря, от экспорта отдельных высоколиквидных товаров пора переходить на более высокий уровень – к экспорту технологичной продукции с повышенной долей добавленной стоимости и более эффективных услуг, в том числе и инжиниринговых.
Форсировать усилия в этом направлении, безусловно, необходимо, но при всей его перспективности трудно ожидать прорыва по достаточно прозаической причине: слабой подготовленности не только персонала внешнеэкономических подразделений, в том числе и на валообразующих предприятиях, но порой и их руководящих кадров. Не имея достаточных знаний, едва ли можно грамотно исследовать рынки, как и трансформировать без соответствующей квалификации отработанные специалистамианалитиками идеи в практику. На эту мысль, прозвучавшую на коллегии из уст представителя МИД, видимо, стоит обратить особое внимание, потому что, перефразируя известное всем изречение, компетентный менеджмент сегодня решает все.