Сердце города – его исторический центр. И чтобы невзирая на возраст, вернее, вопреки ему, оно "работало" бесперебойно, молодо и оптимистично, чтобы это наследие современники могли передать будущим поколениям в том виде и облике, в каком оно несколько столетий назад сформировалось, надо много потрудиться: ухаживать, лечить, при необходимости "трансплантировать" – и непременно облагораживать.
Контекст архитектуры – важная смысловая вещь, и сохранить баланс между прошлым и настоящим, сохранить традицию, образ данного места – задача сложная, ответственная и непростая. В столице ее решает КУП "Мінская спадчына" – одна из ведущих организаций, обладающая богатым опытом в реконструкции объектов историко-культурной ценности на территории старого города. Когда мы видим воочию тот огромный пласт работ, выполненный в Верхнем городе и на прилегающих к нему территориях, невольно появляется мысль, что его специалистами движет не только государственное, но в первую очередь человеческое отношение к ним – спасти и сохранить.
Сегодняшних минчан все больше волнуют вопросы, связанные с архитектурным обликом столицы, тем более что налицо его стремительное преображение и эволюция. Деятельность КУП "Мінская спадчына", направленная на сохранность исторического наследия, значительно разнообразила архитектурно-историческую жизнь города, придала ей более позитивный смысл. В Минске появились действительно уникальные и интересные объекты, уютные дворики, уголки, где можно ощутить веяние и дух властвующего над миром Времени, окунуться в атмосферу светской и духовной жизни прошлых веков. Один из последних примеров – воссозданное здание церкви Св. Духа, которое естественно вписалось в архитектурный ансамбль пл. Свободы, заняв свое исконное место. Теперь в нем разместилась детская филармония с концертным залом "Верхний город". По результатам конкурса на лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь за 2011 год предприятие удостоено Почетного диплома в номинации "Объект года".
КУП "Мінская спадчына" организовано для реставрации, реконструкции и регенерации исторического центра согласно Комплексной программе реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства исторического центра Минска, утвержденной Постановлением Совета Министров РБ в 2004 г., и выполняет функции заказчика, застройщика. На его балансе находится 119 зданий и сооружений общей площадью 80 тыс. м2. Для реализации Программы разработан и утвержден Детальный план, в соответствии с которым и ведется комплексная работа по реконструкции и регенерации отдельных построек, благоустройству территории в границах исторического центра.
Коммунальное строительно-эксплуатационное унитарное предприятие "Мiнская спадчына"
220030 г. Минск, ул. Герцена, 2
Тел./факс +375 (17) 327-74-49
e-mail: [email protected]
]]>]]>]]>www.spadchina.by]]>
Директор КУП "Мінская спадчына" Павел Павлович Шикунец гордится тем, что он сам и его предприятие причастны ко многим реконструкционным процессам, которые происходили и происходят в кварталах Верхнего города, Троицкого и Раковского предместий, всего исторического центра:
– За время существования нами выполнен большой объем работ по воссозданию, реконструкции исторических памятников. Поначалу это были единичные объекты – лет 10 назад в городе реконструировались лишь 1–2 объекта в год, сейчас одновременно в работе 38. Реконструкцию Троицкого предместья, например, мы проводили в качестве генерального подрядчика (в то время П. Ш. возглавлял ремонтно-реставрационное предприятие. – Прим. ред.). Это было специализированное предприятие по реконструкции – одно из лучших в стране, созданное еще в советское время, и работало оно достаточно эффективно.
С учетом набранных темпов работ и увеличения мощностей Троицкого предместья стало уже мало, появились объекты по всему городу: ул. Полиграфическая, Раковская. Впервые в истории бывшего Союза выполнили реконструкцию хрущевки на Осипенко, 21. Затем были кинотеатр "Победа", ул. Республиканская (Городской Вал) и др.
Важнейшей особенностью, условием и требованием реставрационной практики является комплексное научное исследование объекта, ибо реконструировать, воссоздать его без точного анализа, документально подтвержденных материалов невозможно. Для полного документального обоснования всех предлагаемых решений необходимы всевозможные согласования, заключения, работа с археологами, геологами, историками. А чтобы результат удовлетворил всех: и заказчика, и научного руководителя проекта, и общественность, а главное, сам памятник, – нужен взвешенный и четко обозначенный подход к объекту реконструкции, разумное использование технологий и материалов, освоенных в современном строительстве. Так что ответственность организаций и лиц, причастных к сохранению исторического наследия, возрастает во сто крат, равно как и проблемы, возникающие при этом.
Сегодня перед "Мінскай спадчынай" стоят сложные, но выполнимые задачи – к 2014 г. полностью осуществить реконструкцию Верхнего города. Чтобы понять масштаб этих задач и оценить объем работ, нужно иметь представление об исходном состоянии объектов. Главный инженер Михаил Иосифович Жих охарактеризовал его так:
– Мы полностью отдавали себе отчет в том, какая ответственность на нас возложена – ведь речь шла не об одном-двух объектах, а о комплексном возрождении исторического центра. К сожалению, многие здания пришли в негодность, обветшали, находились в аварийном состоянии, так что говорить о целостном воспроизведении комплексной исторической застройки не приходилось. В ряде случаев речь могла идти только о воссоздании и приспособлении, перепрофилировании объекта – жизнь требует современных решений. Кроме того, на этой территории есть и другие балансодержатели, заказчики, и не всегда можно найти общий язык в понимании главной цели по сохранению каждого памятника, что значительно затрудняет комплексный восстановительный процесс. Например, сейчас завершаем формирование ансамбля на пл. Свободы, 15, а здание облисполкома по-прежнему остается своеобразной "зрительной доминантой": на фасаде появились трещины, разрушения, и несмотря на то что мы требуем разработки проектной документации на реконструкцию и реставрацию объекта, оказываем содействие, понимания облисполкома в необходимости безотлагательной работы так и не добились. Аналогичные проблемы по многим сооружениям, где балансодержателем являются предприятия Минскоблисполкома, другие собственники.
В своей деятельности предприятие сталкивалось со множеством проблем, которые, надо признать, всегда разрешало с честью. Какой ценой – это уже другой вопрос. И все же несколько из них по-прежнему остро стоят перед специалистами и сейчас. Прежде всего научные: обследование и диагностика зданий и внутренней "начинки" – конструктивных элементов и несущей способности каждого из них, инженерной инфраструктуры; структуры наслоений, образовавшихся на памятнике за несколько столетий, характера вторжения в организм здания – надстройки, перестройки и т.д., и не всегда их можно выполнить качественно и в срок, несмотря на то что к работе подключаются лучшие профессионалы – ученые, реставраторы, проектные организации.
Все превратности проектирования и строительства, препятствующие полноценному и своевременному проведению работ по реконструкции, главный инженер прочувствовал в полной мере:
– Проектная документация у нас на 70% идет с выполнением дополнительных видов работ, что очень усложняет процесс. Например, раскрыли слой – а там вентиляционный канал: когда-то были печи; обнажили фундамент – бутовый камень на полметра – и пошли дополнительные акты, расчеты, осмечивание, экспертиза. Недостоверная проектно-сметная документация, которую приходится не раз корректировать, парализует работу строителей и, естественно, осложняет возможность продуктивно выполнять требования по срокам и экономии средств.
Камнем преткновения является нормативная база по реставрационным объектам, которая требует существенной переработки, начиная с терминологии и заканчивая нормами продолжительности строительства. Многие положения, содержащиеся в Кодексе градостроительной деятельности, находятся в противоречии с Законом об охране исторического наследия, и проектировщики вынуждены пользоваться "применительными" нормативами. Поэтому обосновать и вносить изменения в существующие нормативные акты – задача, над решением которой мы постоянно работаем. К сожалению, Минстройархитектуры приняты пока лишь два наших предложения по постановлению 235: введены термины "индивидуальное изготовление" (как оно нормируется и производится ценообразование) и "особенности объектов реконструкции и реставрации" (получили преференции с коэффициентом на заработную плату, затраты машин и механизмов, транспорт). К сожалению, остается целая глыба неразработанных, нерегламентированных строительных норм и технологических процессов, в том числе адаптация строительных материалов и конструкций на объектах реставрации.
– Реконструкция памятника – тонкая материя, – продолжает тему Павел Павлович. – Здесь подходы совершенно другие, необходимо тактичное проникновение в его суть, осторожное, умелое обращение со всеми фрагментами, особенностями объекта. Откровенно говоря, не хватает профессиональных кадров нужного профиля. Их надо готовить, причем не только реставраторов, но и специалистов среднего уровня: каменщиков, штукатуров, которые бы изначально осваивали специфику работы по
восстановлению памятников архитектуры.
И вообще необходима специализированная организация, занимающаяся вопросом реконструкции в комплексе – обследованием здания, разработкой проектно-сметной документации, собственно реставрацией и т.д. Надеемся, в ближайшее время нам удастся создать у себя такую структуру, и мы сможем своими силами выполнять полный спектр работ, включая инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания. Проводим организационную работу по решению данного вопроса и подбору специалистов, профессиональных кадров.
Проблемы, возникающие при работе с историческими объектами, где требуется высокопрофессиональный, ответственный подход, не только технические, нормотворческие, конъюнктурные, но и творческие. Ведь когда речь идет о таких объектах, как приспособление комплекса зданий № 6 и 8 по ул. Кирилла и Мефодия – памятника архитектуры XVII–XVIII вв. под гостиничный комплекс и музейную функцию, проект Минского замчища, надо крепко думать.
Замчище – особое место для Минска. Каким ему быть, чтобы не создавалось впечатления новостроя, как сделать его ближе к историчности, изначальной сущности? Ведь от "сапраўднасці" объекта зависит его воздействие на человека. Собственно, это касается практически всех реконструируемых объектов, и главный принцип в работе над ними проектировщиков, строителей – не навредить.
– Работаем преимущественно с нашими материалами – кирпич, бетон, – говорит директор. – И все же на фасадах, мое твердое убеждение, надо применять новые технологии и качественные, долговечные материалы, хотя это достаточно сложно, поскольку они требуют дополнительных затрат. Но ведь все должно быть красиво – как театр начинается с вешалки, так и здание привлекает внимание прежде всего фасадом.
Несмотря на трудности, мы строители-оптимисты и, если надо, работаем по 20 часов в сутки. Главное, чтобы была команда единомышленников, а у нас она есть… Всего за период существования введено в эксплуатацию 68 зданий. Работаем по программам, утвержденным руководством Мингорисполкома, и выполняем практически все работы по объектам коммунальной собственности…
Чтобы создать привлекательность для туристов, первые этажи многих офисных помещений – порядка 60 объектов – перепрофилируются под общедоступные функции, и эту программу предприятию предстоит выполнить к 2013 г. Реализуются в историческом центре инвестиционные проекты – по улицам
Городской Вал, Революционная, Зыбицкая, объекты бытового назначения, гостиничные, административно-торговые комплексы с паркингом и т.д.
На данный момент, имея за плечами 8 лет плодотворной работы и почти 70 возвращенных к жизни объектов, "Мінская спадчына" уже может беспристрастно проанализировать результаты своих трудов, адекватно оценить удачи и неудачи. И этапы этого пути, несомненно, не могут не радовать.
– Нам не стыдно ни за один объект, над которым мы трудились: пл. Свободы, 4 (большой гостиный двор), улицы Революционная, 6, 8, 10, 12, 13; Герцена, 1; Комсомольская, 15 и 15а и др., – с гордостью отмечает Павел Павлович. – Например, здание прокуратуры на Раковской, 38 получило Почетный диплом как лучший объект года-2008. Близится к завершению реконструкция улиц Торговой, Кирилла и Мефодия, Герцена.
Беспрецедентные работы по восстановлению фресковой живописи проведены в архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии. В Петропавловском храме также завершается реставрация фресок.
Уникальное здание костела Святого Иосифа, где размещается Государственный архив научно-технической документации, сегодня недоступно для свободного посещения. Есть много объективных и субъективных мнений по поводу его приспособления. Но ведь если проектом предусмотреть "ознакомительную" функцию, жители и гости Минска смогут не только полюбоваться утонченными линиями фасада бывшего храма, который, кстати, давно уже взывает об обновлении, но и оценить сомасштабность внутреннего пространства.
В старом городе теперь есть где духовно обогатиться – музей Минска, музеи Ваньковича, белорусской литературы и музыкальный, детская филармония,
продолжаем работы над галереей Савицкого. Кстати, в здании сохранили, отреставрировали фрески, а это, поверьте, работа не из легких. Первый пусковой комплекс с благоустройством прилегающей территории сдали к 9 мая, 2-й намечен ко Дню города.
Совсем по-иному заиграли благоустроенные места, но "ахиллесовой пятой" исторического центра по-прежнему является легковой транспорт. Мы планируем освободить от него площадь и улицы и сделать их пешеходными – в соответствии с программой благоустройства уже прорабатывается вопрос строительства подземного паркинга.
Так что свою задачу – сохранить и воссоздать – мы выполняем…
…Донести ценность архитектурного наследия до потомков – задача нелегкая. Но все же возможная, убеждены специалисты предприятия, – необходимо элементарное уважение к историко-
культурному наследию города и, соответственно, к его жителям и гостям, тонко чувствующим дух и атмосферу белорусской столицы. И "Мінская спадчына" независимо (или вопреки?) от сложных "внешних" условий, непредсказуемости строительной ситуации всегда стремится сохранить-передать своим объектам тот истинно минский дух, который был присущ этим домам, улицам, площадям в пору их прошлой жизни. Но уже в новой ипостаси…