Планировочная структура сельского населенного пункта предопределяет пространственное сочетание основных функций (жилище – производство – обслуживание) с учетом многообразных и устойчивых внешних связей. Важнейшим принципом его планировочной организации является функциональное зонирование территории, т.е. распределение площади поселения по характеру ее использования с учетом природных условий и санитарногигиенических требований. На территории сельского населенного пункта, как правило, выделяются две основные зоны: селитебная и производственная.
В селитебной зоне размещаются жилая застройка, общественный центр, озелененные площадки для отдыха, участки индивидуальных садов и огородов, площадки для стоянки автотранспорта и др. В ряде случаев в границах населенного пункта формируется зона отдыха, включающая парк или сквер, спортивные сооружения и открытые площадки общепоселкового назначения.
В производственной зоне находятся хозяйственнопроизводственные объекты и их комплексы, сооружения инженерной инфраструктуры, обеспечивающие водоснабжение, энергетику и электрификацию, транспорт и связь, рассчитанные на обслуживание всего населенного пункта. Производственная зона может состоять из нескольких подзон в соответствии с группировкой зданий и сооружений по признаку функциональной однородности и технологических связей.
В тесной взаимосвязи с функциональным зонированием территории населенного места – создание рациональной сети улиц, проездов и пешеходных дорожек, позволяющих обеспечить условия для кратчайшей связи основных зон поселка между собой, а также с различными объектами и комплексами, расположенными за его пределами, и с сетью внешних дорог. Это положение – обязательный градостроительный принцип. Следует учитывать и требование экономики строительства: чем меньше протяженность улиц и проездов, приходящаяся на одного жителя, тем дешевле благоустройство поселка. Улицы и проезды в поселке дифференцируются по своему назначению: главные улицы (соединяющие основные элементы поселка, общественный центр, жилую застройку и производственную зону); жилые улицы (направленные от групп жилой застройки к главной улице); хозяйственные проезды (связывающие хозяйственные дворы и площадки с внешними дорогами, дополнительными участками личных подсобных хозяйств и с блоками сараев); пешеходные дорожки и аллеи (обеспечивающие связь между группами жилых домов, общественным центром, главной улицей, учреждениями общественного и коммунального обслуживания).
Все сказанное в полной мере относится к принципам формирования планировочных структур агрогородков, которые создаются на базе существующих населенных пунктов. Сложившиеся архитектурнопланировочные решения, или планировочные структуры агрогородков, – результат длительного этапа формирования населенного пункта, на который наложили отпечаток природноклиматические условия, национальные народные традиции организации поселений, социальноэкономические факторы развития государства и регионов и многое другое.
Для сельских населенных пунктов, намеченных к дальнейшему развитию, разрабатываются проекты планировки, застройки и благоустройства, в которых определен комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на устранение несоответствия исторически сложившейся планировочной структуры и застройки современным и прогнозируемым условиям жизни и трудовой деятельности сельского населения. При реконструкции решаются задачи: рационального и полного использования территорий, упорядочения сложившегося зонирования территорий в соответствии с функциональными, санитарногигиеническими, строительными, экономическими, эстетическими и другими требованиями; выноса за пределы селитебных территорий хозяйственнопроизводственных зданий и сооружений; повышения плотности застройки, улучшения территориальнопланировочных условий ведения личного подсобного хозяйства; упорядочения сложившейся сети улиц и проездов; развития общественного центра и размещения новых зданий учреждений культурнобытового обслуживания населения; повышения уровня и совершенствования общего и инженерного благоустройства сельского населения.
Функциональное зонирование территории населенного пункта является одним из основных факторов построения планировочной структуры. Можно выделить две разновидности или схемы размещения:
1) компактное размещение жилой и производственной зон в едином комплексе на расстоянии нормативного санитарного разрыва между ними;
2) рассредоточенное размещение производственной зоны на нескольких участках.
Первая схема характерна для хозяйств, возникших в 60–70х годах прошлого столетия на свободных территориях. При многих экономических преимуществах, являющихся следствием компактности размещения, главный ее недостаток заключается в невозможности роста мощности производства, если для этого требуется увеличить принятый санитарный разрыв между зонами. В практике увеличение мощностей производственнохозяйственных комплексов – явление довольно распространенное.
Поэтому в интенсивно развивающихся хозяйствах, комплексах и фермах по производству продукции на промышленной основе, где имеются предпосылки роста мощности, обоснованием размещения основных функциональных зон должны быть не требования сиюминутной экономии, а прогноз возможного увеличения объемов сельскохозяйственного производства.
Наиболее распространено у нас в республике рассредоточенное размещение производственной зоны. Это сложилось в процессе исторического развития хозяйств, объединивших в современных границах несколько мелких колхозов и совхозов, в каждом из которых имелись свои производственные площадки. Упорядочение функциональной организации территории в данном случае заключается в выявлении перспективных направлений хозяйственной деятельности, выносе на территорию развивающихся производственных участков существующих ферм, групп и секторов, расположенных с нарушением санитарных требований и оказывающих вредное воздействие на жилую среду.
Оптимальный вариант функционального зонирования при рассредоточенном размещении производства строится по следующей схеме. Производства, характеризующиеся малой степенью вредности, не требующие больших санитарнозащитных зон (ремонтномеханические секторы, складские группы, некоторые перерабатывающие и подсобные предприятия), развиваются непосредственно при населенных пунктах, смежно с жилой зоной. Вредные производства (животноводческие и птицеводческие фермы и комплексы) размещаются на сложившихся либо новых участках, расположенных на удалении от селитебных зон.
Основным элементом планировочной структуры населенного пункта является селитебная зона. Ее размеры и планировочная форма варьируются в зависимости от региональных условий республики и численности населения. Как установлено В.Э. Соколовским и Р.Н. Алимовым, “… в Белоруссии… характерными для существующих сел остаются компактная, расчлененная1 и вытянутая формы, причем наиболее распространены две последние” [5, с. 32].
Этими же авторами, внесшими значительный вклад в теорию архитектуры села и практику застройки сельских населенных мест, выделены три основных типа планировки жилых зон: с регулярной, свободной и смешанной застройкой.
Регулярная застройка представляет собой функциональнопространственную композицию жилых образований, ограниченных системой улиц и проездов с преимущественной ориентацией на них главных фасадов.
Свободная застройка жилой зоны предусматривает свободное размещение отдельных жилых зданий или их групп, без четко выраженной системы улиц и проездов, разбивающих зону жилой застройки на составные элементы. Свободная застройка может быть организована как единый комплекс, в котором все жилые здания функционально и композиционно взаимоувязаны таким образом, чтобы жилое образование, сформированное ими, трактовалось как единая функциональнопространственная группа.
Планировка жилой зоны со смешанной застройкой представляет собой комбинационное сочетание элементов регулярной и свободной систем планировки. В ней предусматривается более четкое деление жилой зоны на многоквартирную и усадебную [5, с. 35].
В работах отечественных авторов, посвятивших свои труды вопросам архитектуры села, исследование особенностей формирования планировочных структур завершается на уровне функционального зонирования территории и характеристики типов застройки селитебных зон. Однако, как установлено нами в процессе изучения планировочных схем населенных пунктов и экспедиционных поездок по агрогородкам Гомельщины, именно уличная сеть определяет планировочную структуру и перспективы развития селитьбы в будущем.
Конфигурация уличной сети, сельских населенных мест в целом формировалась под воздействием и с учетом многих факторов – природного, социального, экономического, коммуникационного и эстетического [6, с. 43].
Для сельских населенных мест с относительно непродолжительным временем существования в отличие от городов, формирование и трансформация которых происходит на протяжении нескольких столетий, можно выделить из всего перечня факторов одиндва, воздействие которых наиболее весомо.
Согласно Государственной схеме комплексной территориальной организации Республики Беларусь, в развитии административных районов наиболее сказывается влияние отдельных факторов. Так, Гомельский, Жлобинский, Мозырский, Речицкий районы Гомельской области относятся к категории урбанизированных; Калинковичский, Лельчицкий, Октябрьский, Петриковский, Светлогорский – к категории районов с крупными природными комплексами; Рогачевский – к районам с высоким агроресурсным потенциалом [3]. Сельские населенные пункты и агрогородки, формируемые на их основе, несут отпечаток “функциональной типологии” районов, на территории которых они расположены. Напрямую это отражается на размерах и уличной конфигурации агрогородков.
Агрогородки, расположенные в урбанизированных районах, административными центрами которых являются основные города региона, как правило, имеют значительную численность населения (2,5–6,0 тысяч жителей), четкую регулярную уличную сеть, близкую к структуре городских формирований. Таковы, к примеру, агрогородки Урицкое, Красное, Бобовичи Гомельского, Холмеч Речицкого, Бобовка Жлобинского районов и др.
Анализ планировочных структур агрогородков Гомельщины позволил выявить характерные типы начертания уличной сети.
Простейшим является одноуличный вариант, когда селитебная зона агрогородка сформирована вдоль межселенной дороги и является функциональной и композиционнопространственной осью. Как правило, это свойственно агрогородкам, создаваемым на основе населенных пунктов, размещенных вдоль рек на возвышенных территориях с ограниченными возможностями расширения заселяемых участков. Протяженная, создающая определенные неудобства жителям планировка в отношении пешеходной доступности зданий общественного назначения, расположенных в центральной части, компенсируется прекрасными экологическими и природными условиями, что в наше время является важным достоинством. Это в полной мере относится к агрогородкам Отор Чечерского района, расположенному на берегу Сож, и Переделка Лоевского района на берегу Днепра.
Прямоугольнорядовой тип уличной сети свойствен агрогородкам, застройка которых сформирована двумятремя продольными улицами и размещена вдоль характерных элементов ландшафта данной местности либо транспортных магистралей. Улицы, являющиеся продолжением межселенных дорог, пересекающих населенный пункт, являются основой планировочной структуры. Композиционным центром считается площадь с основными общественными зданиями, расположенная на одной из улиц либо в промежутке между двумя основными улицами. В качестве примеров можно назвать агрогородки Черетянка Гомельского и Заспа Речицкого районов. Планировочная структура Заспы сформирована двумя основными улицами, одна из которых проходит вдоль автодороги республиканского значения Речица – Лоев. Здания общественного назначения размещены на второй улице, трассированной параллельно автодороге. Территория этого агрогородка с населением около 1,5 тысячи жителей протянулась широкой лентой между автодорогой и поймой реки Днепр.
Крестовидный тип формирования уличной сети основывается на сложившихся традициях организации застройки сельских населенных пунктов вдоль проходящих транспортных путей. В отличие от прямоугольнорядового типа уличной сети застройка крестовидного типа сформирована вдоль двух основных улицдорог, пересекающих селитебную зону. В условиях сложившейся сельской застройки такое пересечение редко бывает геометрически перпендикулярным. Основой формирования застройки является тяготение ее к проходящим дорогам с достаточным удалением от центра населенного пункта. В качестве примеров можно назвать агрогородки Корма Добрушского, Симоничи Лельчицкого, Октябрь БудаКошелевского районов. Здания общественного назначения размещаются либо в центре, у перекрестка двух основных улиц (Корма, Симоничи), либо общественная площадь примыкает к одной из улиц. Последнее характерно для агрогородка Октябрь. Через его жилую застройку проходят межселенная дорога районного значения и автострада Гомель – СанктПетербург. Площадь со зданиями общественного назначения примыкает к автостраде на некотором удалении от перекрестка дорог.
Угловой тип формирования уличной сети агрогородков можно считать трансформацией крестовидного. Застройка формируется вдоль транспортных путей при наличии ограничения ее развития в условиях природного и антропогенного ландшафтов2. Такой тип уличной сети имеют Дудичи Калинковичского и Бобовичи Гомельского районов.
Жилая застройка агрогородка Дудичи, размещенная вдоль двух дорог районного значения, в плане имеет форму прямого угла. Площадь со зданиями общественного назначения находится внутри угла вблизи от перекрестка дорог. Развитие застройки ограничено наличием с двух сторон населенного пункта заболоченных территорий, преобразованных в последние десятилетия системой мелиоративных сооружений под ценные сельскохозяйственные угодья. Агрогородок Бобовичи расположен в излучине реки Сож. Затопляемые пойменные территории ограничивают развитие застройки с двух сторон. Общественная площадь с соответствующим набором зданий находится на прямоугольном повороте дороги районного значения, связывающей Бобовичи с областным центром.
Прямоугольноперекрестный тип начертания уличной сети, характерный для городских формирований, свойствен сельским населенным пунктам, в настоящее время агрогородкам, активная застройка которых велась с 60–70х годов прошлого века. Численность их населения составляет 1,5–3,0 тысячи жителей и более. Жилая застройка сформирована 2–3, 5этажными секционными и усадебными домами. Как правило, в них имеются крупные сельскохозяйственные предприятия и комплексы. Например, в агрогородках Коммунар БудаКошелевского района – самая крупная в области бройлерная фабрика, Урицкое Гомельского – один из крупнейших комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, Холмеч Речицкого – большое плодовоягодное хозяйство, Тихиничи Рогачевского – комплекс по производству молока. Четкая планировочная структура, высокий уровень благоустройства, наличие общественных зданий, по архитектуре, обилию товаров и комплексу услуг не уступающих городским объектам, – такова в общих чертах характеристика этих современных сельских поселений.
Используя разработанную Ю.В. Чантурия [6] методику типологической характеристики городских планировочных структур, нами составлена таблица классификации типов уличной сети агрогородков.
В предложенной классификации планировочных структур по начертанию уличной сети в качестве примеров взяты агрогородки, дающие наиболее наглядную картину в подтверждение выводов автора. В большинстве случаев в застройке агрогородков без труда можно выявить сочетание 2–3 типов. Это естественно, поскольку формирование уличной сети проходило на протяжении длительного периода и испытывало влияние социальноэкономических условий конкретного региона. Вместе с тем выявленные типы планировочных структур дают более четкое представление об особенностях формирования агрогородков и позволяют вести их дальнейшее развитие с учетом сложившихся традиций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь: Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2001. 70 с.
2. Емельянов В.Н. Архитектурнопланировочная организация сельских населенных мест Белоруссии / В.Н. Емельянов. Мн.: Ураджай, 1984. 80 с., ил.
3. Иодо И.А. Основы градостроительства и территориальной планировки: Учеб. для вузов / И.А. Иодо, Г.А. Потаев. Мн.: Универсал Пресс, 2003. 216 с., ил.
4. Локотко А.И. Белорусское народное зодчество: середина XIXXX в. / А.И. Локотко. Мн.: Навука i тэхнiка, 1991. 287 с., ил.
5. Соколовский В.Э. Архитектура нового белорусского села / В.Э. Соколовский, Р.Н. Алимов. Мн.: Ураджай, 1978. 128 с., ил.
6. Чантурия Ю.В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины XVI – первой половины XIX в.: Средневековое наследие. Ренессанс, барокко, классицизм / Ю.В. Чантурия. Мн.: Бел. наука, 2005. 375 с.