Проблема пересадок пассажиров с одного вида транспорта на другой становится все более актуальной в мире. Возрастают скорости передвижения, увеличиваются пассажиропотоки, внедряются новые виды транспорта. В связи с этим повышается необходимость создания транспортных объектов, обеспечивающих быстрые пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой. И такими объектами могут стать пассажирские терминалы.
Пассажирский терминал выполняет функции пересадочного узла между различными видами городского, пригородного, междугородного и международного транспорта. Он представляет собой единый архитектурный объем, где под одной крышей в нескольких уровнях пересекаются платформы различных видов транспорта, пассажиры которых используют общие сооружения, помещения и устройства.
В пассажирском терминале с помощью современных технологий создается единое информационное пространство. Являясь центром притяжения общегородских интересов, терминал включает в себя объекты, не связанные или связанные опосредованно с обслуживанием пассажиров, – банки, гостиницы, магазины.
Строительство терминалов позволяет добиться экономии городских территорий, уменьшения загрузки городского транспорта, существенного сокращения времени пересадки пассажиров и передачи грузов, дает возможность пассажирам разных видов транспорта в одном месте находить всю нужную информацию, покупать билеты, сдавать и получать багаж [1].
Эволюция объектов по обслуживанию пассажиров. Пассажирский терминал – новый объект в архитектуре, возникновение которого обусловлено прежде всего потребностью сегодняшнего дня.
Эволюция транспортных объектов складывалась под влиянием ряда технических, социальных и экономических условий. Однако определяющим фактором было появление новых видов транспорта, способствовавшее возникновению их разнообразных типов.
В начале XIX в. на заре возникновения железных дорог это были небольшие по размерам здания вокзалов, которые первоначально служили увеселительными заведениями для знатной публики. Позднее, во второй половине XIX в., с увеличением пассажиропотоков на железнодорожном транспорте здания вокзалов приобрели характер общественных и встали в один ряд с такими городскими доминантами, как соборы или мэрии. А в 20х гг. XX в. по мере развития автомобильного и воздушного транспорта началось параллельное развитие объектов по обслуживанию пассажиров этих видов транспорта – авто и аэровокзалов. В 1950х гг. с ростом требований к скоростям передвижения и более быстрым пересадкам появились объединенные вокзалы, на базе которых в 1980х гг. сформировались крупные многофункциональные транспортнообщественные узлы [2].
В XXI в. возникает необходимость в возведении пассажирских терминалов – унифицированных, компактных, учитывающих все современные тенденции транспортных объектов, имеющих достоинства объединенных вокзалов и транспортнообщественных узлов.
Мировая практика строительства пассажирских терминалов. Сегодня объекты, которые соответствуют понятию “пассажирский терминал”, достаточно разнообразны. Одна из самых известных построек – недавно открывшийся главный вокзал в Берлине (Германия) (рис. 1). Здесь на нескольких уровнях пересекаются платформы двух линий скоростных поездов, нескольких линий пригородной железной дороги и метро. Посадочные платформы связаны между собой системой лифтов и эскалаторов (рис. 2). Терминал также включает в себя магазины, гостиницу и офисные помещения, сдаваемые в аренду [3].
Транспортный терминал в Сеуле (Южная Корея) объединяет аэропорт, две скоростные и две обычные железнодорожные линии, автовокзал, стоянку такси и паркинг на 5000 мест. На терминале в Кэмбридже (США) осуществляется пересадка пассажиров с конечной станции метрополитена на междугородные автобусные маршруты. Помимо этого, предусмотрен четырехъярусный паркинг. Строящийся терминал в Пекине (Китай) объединит аэропорт, станцию скоростной железной дороги, которая свяжет его с центром города, две автострады и паркинг.
В России также возводятся или проектируются объекты, соответствующие понятию “пассажирский терминал”. Пока преимущество остается за Москвой – в скором времени здесь планируется построить целый ряд таких объектов. Например, транспортный терминал “Москвасити” соединит несколько подземных зон, предназначенных для станций городского пассажирского транспорта и паркингов, с торговыми пространствами, жилыми и офисными помещениями. Терминал у станции метро “Войковская” включит в себя размещенные на нескольких уровнях посадочные платформы для пассажиров троллейбусов и автобусов, а также трамвайный круг с остановками, автостоянку, гостиницу, торговые и офисные помещения (рис. 3) [4]. А терминал у станции метро “Речной вокзал” будет представлять собой многоуровневый комплекс, где на самом нижнем уровне расположится станция метрополитена, второй и третий займут общественный транспорт и подземный паркинг, верхние ярусы – наземный пешеходный переход, зал ожидания, торговые киоски и закусочные [5].
Из мировой практики строительства следует, что под определение “пассажирский терминал” подходят как комплексы, объединяющие станции международного и междугородного транспорта, так и комплексы, включающие лишь станции городского пассажирского транспорта, паркинги и общественноделовые функции. Ведь у всех этих построек есть общие черты – пересечение платформ в нескольких уровнях, соединение всех функций в одном объеме, наличие дополнительных объектов, не связанных или связанных опосредованно с обслуживанием пассажиров. В связи с многообразием возводимых объектов для исследования особенностей функциональнопланировочных, объемнопространственных и градостроительных параметров пассажирских терминалов была проведена их типологизация.
Типология пассажирских терминалов. В результате анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования и строительства пассажирских терминалов выявлены следующие критерии их типологизации:
1) взаимодействие различных видов транспорта;
2) градостроительное размещение;
3) расположение функциональных зон.
По взаимодействию различных видов транспорта терминалы подразделяются на городские, междугородные и международные (под взаимодействием здесь понимаются пересадки пассажиров, передача грузов, обмен информацией). Городские терминалы осуществляют взаимодействие одних видов городского пассажирского транспорта с другими, междугородные – городских и междугородных видов, международные – междугородных и международных видов транспорта.
По градостроительному размещению пассажирские терминалы делятся на возводимые в черте города и за городской чертой. Терминалы, расположенные в черте города, создаются преимущественно в основных транспортных узлах города – на базе существующих или проектируемых станций метрополитена, реконструируемых железнодорожных или объединенных вокзалов. За пределами города возводятся терминалы, объединяющие в себе аэровокзалы и станции скоростного рельсового транспорта.
По расположению функциональных зон пассажирские терминалы делятся на терминалы с вертикальным или горизонтальным расположением функциональных зон. Вертикальное расположение является необходимым фактором при строительстве терминалов в черте города, так как позволяет добиться значительной экономии территорий, а также сократить расстояния, которые вынуждены преодолевать пассажиры при пересадках с одного вида транспорта на другой. Горизонтальное расположение функциональных зон свойственно терминалам, созданным на базе существующих аэропортов и располагающимся за пределами города.
С учетом вышеизложенных критериев среди исследованных архитектурных объектов были выделены три типа терминалов.
Первый тип – пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров с одного вида городского пассажирского транспорта на другой. Как правило, они располагаются в основных транспортных узлах города на базе станций метрополитена и имеют многоуровневое построение с вертикальным размещением функциональных зон.
Второй тип – пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров с городских на междугородные и международные направления. Они чаще всего возникают в черте города на базе реконструируемых вокзалов и имеют вертикальное взаиморасположение функциональных зон.
Третий тип – пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров международных и междугородных направлений, расположенные за пределами города и имеющие преимущественно горизонтальное расположение функциональных зон.
Каждому из уровней координации взаимодействия различных видов транспорта соответствует свой тип пассажирского терминала. Первый тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне городов, второй – на уровне регионов, третий – на уровне страны. Таким образом, пассажирские терминалы координируют системы транспортных коридоров и обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях – городском, региональном и международном.
Актуальность возведения пассажирских терминалов в Республике Беларусь. В Беларуси, занимающей выгодное транзитное положение в Европе, в связи с совершенствованием транспортного сообщения вдоль трансъевропейских коридоров № 2 Париж – Берлин – Варшава – Брест – Минск – Москва; № 9 Стамбул – Бухарест – Киев – Гомель – Витебск – С.Петербург; № 9А Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда и увеличением пассажирских потоков объединение станций различных видов междугородного, пригородного и городского транспорта в одном терминале становится необходимым. Еще большую актуальность оно приобретает по причине дефицита городских земель и планируемого внедрения скоростного транспорта.
Также в соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации одним из основных направлений совершенствования планировочного каркаса Республики Беларусь является развитие систем транспортной связи всех уровней для обеспечения доступности больших и крупных городов всему населению республики [6]. Это вызывает необходимость создания единой сети высокоскоростных транспортных сообщений, упрощения пересадок пассажиров и передачи грузов с одного вида транспорта на другой. Оптимальное решение данной проблемы – совершенствование транспортнокоммуникационных коридоров с возведением пассажирских терминалов в основных транспортнокоммуникационных узлах, являющихся пунктами непосредственного взаимодействия различных видов транспорта.
Поэтому актуальным вопросом сегодня становится исследование особенностей проектирования и строительства пассажирских терминалов, основное предназначение которых заключается в координации взаимодействия разнообразных видов транспорта на всех территориальных уровнях – республики в целом, ее регионов и городов.
Литература
1. Жаркевич Д.В. Грузопассажирский терминал как основной элемент транспортнокоммуникационного узла // Вестник Академии архитектуры. 2005. № 2(5). С. 51–52.
2. Батырев В.М. Вокзалы. М.: Стройиздат, 1988. 214 с.
3. Brensing Ch. Tunnel vision // The Architectural Review. 2006. Vol., July. P. 36–58.
4. Вальчук А.В. и др. Пересадочный узел с крытыми автостоянками и торговоделовым центром у станции метро “Войковская” // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2005. № 1. С. 22–23.
5. Олифирова С. На “Речном вокзале” построят транспортный терминал // Комсомольская правда. 2005. 11 окт. С. 23.
6. Ничкасов А.И. Основные направления градостроительной политики Республики Беларусь и инструменты ее реализации // Архитектура и строительство. 2000. № 4. С. 8–11.
7. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: Учеб. пособие. М.: Издательство АСВ, 2005. 272 с.