Но вернемся к творческим истокам. Первые шесть лет после окончания института он работал в Новосибирске, с 1967 года – в Минске. Вначале трудился в Минскпроекте, затем Белкоммунпроекте, Белгоспроекте, Минскгражданпроекте, сегодня – в собственной мастерской. Участвовал в разработке крупных объектов для городов Сибири, Казахстана и Беларуси. Лично и в авторских коллективах создал ряд серьезных проектов, многие из которых осуществлены строительством.
Все знают, что художественный вкус формируется в детстве, а потом шлифуется и набирает силу. У архитектора зрелость наступает в немолодом возрасте, как старое вино, которое должно настояться, но с одним условием – сохранить бодрость и молодость духа, безотказность и чистоту помыслов, доброту, честь и, как говорится, ум и совесть в наше непростое время. Несомненно, все эти качества присущи не только Сталину Ивановичу, но многим коллегам по нашей многотрудной профессии. Читая или рисуя план, ты непременно примеряешь все “одежды” архитектуры только на себя, учитывая при этом размеры, вкус, стиль, технологию, масштаб. Проецируя жизнь несомненного лидера сквозь призму взгляда собственного, невольно представляешь его как пример для подражания, как пьедестал, как пирамиду знаний, накопленных в течение жизни, на которую надо еще мысленно вскарабкаться.
Если рассказывать обо всех объектах С.И. Федченко, для этого не хватит страниц журнала. Да и стоит ли? Они давно и прочно “устроились” на улицах городов и профессионалам хорошо знакомы. Представленные здесь работы – только часть созданного им за долгие годы творчества.
Нагляден пример семейного содружества в творческой мастерской архитектора. Жена Александра Петровна – конструктор, дочь Татьяна Путькова – архитектор, сын Валентин – инженер-строитель. Просто редкая возможность в семейном подряде сдавать все объекты под “ключ”. Внук Антон и внучки Евгения, Ксения и Мария – несомненно, всегда основные участники любого творческого процесса. Возможно, когда-нибудь они пополнят профессиональные ряды наших коллег, ведь есть с кого брать пример.
С.И. Федченко нашел себя и как преподаватель. За 9 лет работы руководителем дипломных проектов в БНТУ он дал путевку в профессию 37 студентам.
А сколько коллег прошли его школу мастерства, прежде чем окунуться самостоятельно в архитектурную практику! Не счесть.
Есть у Стаса Федченко замечательное хобби, которое стало смыслом, сутью его жизни (иногда его оценивают даже выше профессиональных качеств). Это музыка и поэзия – стихи и песни, созданные и создаваемые им. Звучат они на фестивалях зодчества и юбилейных вечерах архитекторов, поет он их для ветеранов. Даже в далекой Америке, на встречах бывших белгоспроектовцев, всегда включают (и хором подпевают!) “Гимн Белгоспроекта”, слова и музыку которого Станислав Федченко сочинил в 1981 году. Его песни были записаны и не раз звучали на радио. Исполнял их и я.
Нельзя не вспомнить, что взросление Станислава Федченко проходило в то время, когда в ходу был лозунг “Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!” (шесть лет он играл на аккордеоне в студенческом эстрадном оркестре в Новосибирске). Как видите, не продал, а только приумножил и украсил.
Можно быть успешным и в 70 лет, если сильно захотеть. Об этом свидетельствуют персональные (и в соавторстве) работы С.И. Федченко, в содружестве со скульпторами Н.И. Кондратьевым, Г.В. Буралкиным и А.М. Кострюковым. Одна из них – мемориальный ансамбль воинам-пограничникам в городе Гродно. Он выдвигался на соискание премий Союзного государства России и Беларуси, Франциска Скорины и Государственной премии Республики Беларусь. В результате творческий коллектив получил Грамоту государств СНГ за подписью Президента России В.В. Путина, а также награжден медалью “60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”. Однако, по мнению авторов, главнейшей наградой для них является то, что сегодня новая площадь, организованная ансамблем, живет, мемориал служит, действует, воспитывает в духе патриотизма.
Нашему коллеге, товарищу, другу Сталину Ивановичу Федченко сегодня 70. Он по-прежнему молод душой (и душа любой компании!), полон надежд, уверен в дне сегодняшнем и завтрашнем, так же смело “борется с волной”. Жизнь продолжается – в детях и внуках, новых учениках, творческих поисках, новых проектах.
Сыграет улица гимн жизни, гимн любви, звеня…
Наш Стас! В тебе всегда Весна!
Она в своей распущенности не допитая до дна,
Она неведомая и манящая,
Она всегда внутри тебя
Темнеет, родники еще видны и родинки, они, как звезды-миражи,
Вам освещают Млечный путь ценою в Жизнь, в рождение Весны…
Архитектор Валерий Рондель
ОБ УЧИТЕЛЯХ И ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ
В моей жизни, как и у каждого человека, были замечательные учителя, друзья, чей опыт впитываешь постоянно.
В Новосибирске – Виталий Семенович Масленников, автор ряда крупных объектов периода конструктивизма, который за 100-квартирный жилой дом в Новосибирске получил Гран-при в Париже. Он был моим преподавателем, я имел счастье общаться с таким мастером мирового значения. Он научил меня основам архитектурного мышления, заставил уважать роль рисунка – посланный на международный конкурс в Париже проект дома был не вычерчен, а нарисован им вручную. Благодаря ему я много рисовал. И до сих пор больше ценю ручную графику.
В Минске мне посчастливилось работать в крупнейших проектных институтах, где творили большие мастера: C.C. Мусинский, Г.В. Сысоев,
С.Б. Ботковский, М.И. Бакланов, О.Б. Ладыгина, Е.Л. Заславский, Я.Л. Линевич, Ю.П. Григорьев, Л.Н. Погорелов, Б.О. Юртин. А рядом трудились прекрасные специалисты, которых просто не перечислить… Благодарен каждому из них, особенно ближайшим друзьям – В.Р. Ронделю, А.В. Желдакову, М.М. Пирогову, Л.У. Зданевичу, А.А. Ивашко, А.И. Дыдышко, А.А. Соболевскому. Особое спасибо ушедшему недавно из жизни Валентину Крусю…
Благодарен членам ансамбля “Акварели”, которые исполняли мои песни: Анатолию Лавринову, Владимиру Скрипко, Семену Гофштейну, Михаилу Абрамовщику и многим другим.
Недавно к 75-летнему юбилею Белгоспроект издал книгу “Оставить след на земле…”, в которой есть мой “Гимн Белгоспроекта”. Я благодарен институту, что в ней отмечены и мои “следы” в виде объектов, стихов и песен.
Станислав Федченко
ГИМН ПРОФЕССИИ
Давайте взглянем свысока на нашу славную профессию,
Взлетим давайте в облака крылатой птицей, звонкой песнею –
И станет ясно, что не зря скрипим мы древними рейсшинами,
Увидим, как горит заря над городами-исполинами!
Увидим краны и леса, отели, клиники и школы,
И магистралей пояса – по ним несутся новоселы,
Микрорайонов сотни глаз в ночное небо смотрят гордо –
И это все взволнует нас, толкнет на новые рекорды!..
Порой бывает тяжело – у нас такая уж профессия!
И мы корпим чертям назло, порой ругаемся и бесимся,
Но, зная наше ремесло, так бесконечно многогранное,
Мы лишь вздыхаем тяжело, слова рождаются пространные...
Какая все же благодать – полезным быть отчизне милой,
Талант и жар души отдать, порывы, творческие силы!
Мы – архитекторы, друзья, у нас такая уж профессия!
Она прекрасна без прикрас, как замечательная песня!
Архитектуру музыкой
застывшею зовут...
Архитектуру музыкой застывшею зовут –
Как музыка, стройна, идеями богата,
В ней тоже черти водятся и дьяволы живут,
То навевает грусть, а то гремит набатом…
Соборы древние – шедевры старины,
Церквушки, что ютятся у обочины,
Прислушайтесь, они все музыки полны,
Как звуками, деталями фасады оторочены!
Войдите вы в костел, когда орган поет –
От мощных звуков кровь вскипает в венах,
Рыдает будто в храме каждый свод,
Трясутся от рыданий плечи-стены!
Закройте вы глаза и в звуках неземных
Увидите тотчас, как наяву, воочию
Архитектуры каждый вздох и штрих –
Она ведь в музыке живет и днем и ночью!
Застыла ль музыка, иль ожил в камне звук –
Все это жизни способ проявления…
Зависит многое от трех простых наук –
Желания, Умения, Терпения!!!