Вы здесь

Практический опыт экспорта продукции Завода ЖБМК ОАО "Дорстройиндустрия"

Предприятия, которые занимаются сегодня выпуском строительной продукции, должны мобилизовать весь свой потенциал и сделать все возможное, чтобы не покинуть рынок, выстоять в конкурентной борьбе, так как именно кризис способствует активизации прогрессивного процесса естественного отбора. О том, как работает завод железобетонных мостовых конструкций, избравший стратегию развития вместо тактики выживания, о его практическом опыте в освоении российского рынка – речь в данной статье.

Прибыльность и финансовая устойчивость любого предприятия в решающей степени определяются эффективностью продвижения на рынок изготавливаемой продукции и оказываемых услуг.

В момент создания в январе 1965 г. наш завод был нацелен на обеспечение потребностей республики в железобетонных и бетонных конструкциях для строительства новых автодорожных мостов, реконструкции действующих и строительства новых дорожных сооружений. Первоначальная мощность составляла 10 тыс. м3 сборного железобетона в год, и это были сравнительно технологически несложные железобетонные мостовые конструкции. За 47 лет сделано немало: перечень мостов и путепроводов, построенных с участием продукции ЗЖБМК, поистине внушителен и впечатляющ.

Сегодня предприятие динамично развивается – объемы производства увеличились в 4 раза, его эффективность ежегодно повышается. Современная технологическая база, развитая инфраструктура, профессиональное мастерство персонала и эффективный менеджмент позволяют выпускать богатейшую номенклатуру качественной продукции, без которой немыслимо строительство современных мостов и путепроводов, объектов промышленного и гражданского строительства, железной дороги, водного и коммунального хозяйства.

Завод достойно представляет дорожную отрасль на внутреннем и внешнем рынке. Постоянно расширяя номенклатуру выпускаемой продукции, активно сотрудничает со строительными организациями самого разного профиля, комплектуя объекты промышленного и гражданского строительства, железной дороги, водного и коммунального хозяйства. И все же одна из составляющих успеха нашего предприятия – стабильная клиентская база, которая нарабатывается годами. На внешнем рынке завод с 1997 г. и нам удается довольно успешно конкурировать с крупными и средними предприятиями в одном рыночном сегменте.

Основные зарубежные торговые партнеры – российские потребители. В 2011 г. филиал ЗЖБМК отгрузил в различные регионы РФ 2375 м3 сборного железобетона на сумму 1426,5 тыс. долл. США, что в 4,6 раза выше уровня прошлого года. Удельный вес экспортных поставок в общем объеме производства в сопоставимых ценах составил 11,2%. Тот факт, что заказчиками являются представители зарубежья, которые нередко предлагают изготовить конструкции в соответствии со своей проектной документацией, способствует повышению конкурентоспособности всей продукции. А это – важнейший показатель, определяющий успех предприятия на рынке и, в конечном счете, уровень эффективности производства.

В основе конкурентоспособности лежат два параметра – качество и цена. При поставке продукции на экспорт выработана гибкая ценовая политика. На основании сравнительного анализа стоимостных показателей продукции аналогичных производителей сборного железобетона в Российской Федерации формируются конкурентоспособные цены на собственные изделия, которые даже с учетом транспортных услуг по доставке устраивают российских потребителей. Их привлекают не только наши умеренные цены, но и качество, и сроки поставки продукции.

Сегодня главным востребованным "товаром" на внешнем и отечественном рынке является качество – как производства, так и выпускаемой продукции, взаимодействия с клиентами, наконец, управления и контроля. Максимальное качество с минимальными затратами – это идеал, а системный подход – один из инструментов его достижения. Поэтому ориентация на потребителя – первый и главный принцип, на котором построена вся система менеджмента качества завода.

Обеспечение высокой надежности и долговечности железобетонных и бетонных мостовых конструкций достигается за счет внедрения новых технологий, автоматизированных систем управления процессами, применения высококачественных материалов и химических добавок нового поколения. На стадии проектирования конструкций заводские специалисты тесно сотрудничают с отраслевыми проектными институтами, которые закладывают их в будущие проекты новых сооружений. Так, вновь проектируемые конструкции проходят проверку на соответствие характеристикам стандартов (прочность, жесткость, трещиноустойчивость) на имеющемся на заводе испытательном стенде. Данные испытания проводит институт "БелдорНИИ". А вообще мы сотрудничаем с более чем 30 отраслевыми институтами Беларуси и России (РУП "Белгипродор", УП "Минскинжпроект", УП "Институт "Гродногражданпроект" и др.).

Остановимся на том, как осуществляется контроль качества продукции при экспорте в Россию и в чем заключается специфика.

Система менеджмента. Основой единой системы менеджмента на филиале ЗЖБМК является система менеджмента качества (СМК), сертифицированная в 2003 г. В 2010 г. все документы системы менеджмента качества, экологии, охраны труда и энергопотребления переработаны в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001–2009, СТБ ИСО 14001–2005, СТБ 18001–2009, СТБ 1777–2009, что обеспечивает эффективную деятельность предприятия в области управления качеством выпускаемой продукции.

Специфика поставок мостовых ж/б конструкций в Российскую Федерацию. Заводом ежегодно заключается договор с российским ООО "Мостовая инспекция" на осуществление контроля качества и техническую приемку мостовых железобетонных конструкций, а также бетона, арматурных каркасов и заготовок, закладных деталей, отправляемых на объекты. За выполненные работы и услуги оплата производится по факту на основании актов сдачи-приемки в валюте, соответственно, эти затраты относятся на себестоимость продукции. Помимо этого на каждый ее вид в официальные государственные органы стран-импортеров, с которыми Республика Беларусь имеет соглашение о режиме наибольшего благоприятствования, предоставляются сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 для получения его покупателями преференций, т.е. льгот экономического режима. Кстати, Межведомственный совет по развитию экспорта при Госстандарте Республики Беларусь рассматривает вопрос о компенсации расходов предприятий-экспортеров по сертификации экспортной продукции.

Но недостаточно только создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить доставку целевым потребителям. Грамотно налаженная система сбыта требует гораздо большего, в том числе осуществления коммуникаций с заказчиками, в содержании которых не должно быть ничего случайного. В рамках СМК на заводе разработан и действует стандарт предприятия СПТ-04–2010 "Взаимодействие с потребителями", который устанавливает порядок планирования, анализа, оценки и совершенствования маркетинговой деятельности завода, анализа заявок и заключения договоров на поставку продукции, а также оценку удовлетворенности потребителей.

Продвижение продукции на рынок подразумевает использование 4 маркетинговых инструментов: рекламы, связей с общественностью, стимулирования продаж и маркетинговых исследований. При поиске партнеров для делового сотрудничества активно используем ресурс Торгово-промышленной палаты, действительным членом которой являемся с 1990 г.: участвуем в бизнес-встречах, презентациях, переговорах, днях делового сотрудничества и т.д.

В последние годы очень продуктивно используем Интернет как инструмент рекламы. Он позволяет сделать сведения о предприятии и продукции постоянно доступными большой аудитории пользователей Сети, оперативно вносить
изменения в информацию, анонсировать новую продукцию, иметь канал обратной связи с потребителями. Ключевым элементом интернет-рекламы является веб-сайт завода. От качества его реализации зависят успех деятельности и отдача от проводимых в Интернете рекламных мероприятий. Электронная рассылка, позволяющая размещать в письмах мультимедийную информацию и пр., гарантированно достигает конкретных пользователей, точно ориентирована на целевую аудиторию.

В каждой конкретной ситуации отдельные формы маркетинговых коммуникаций и конкурентных преимуществ могут играть разную роль – от вспомогательной до определяющей, при этом только их совокупное использование позволяет получить максимальный эффект.

"Сохраним хорошее, создадим лучшее" – под таким девизом в тесном сотрудничестве с ведущими научными организациями своей отрасли работает сегодня коллектив завода и с уверенностью смотрит в будущее.

 

Филиал Завод железобетонных

мостовых конструкций

ОАО "Дорстройиндустрия"

222750 Минская обл., Дзержинский р-н, г. Фаниполь, ул. Заводская, 1

Тел.: (017) 217-02-75, (01716) 726-76

e-mail [email protected]

 

 

 

 

Читайте также
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Вопросы энергосбережения приобретают в последнее время все большую актуальность. Над ними постоянно работают белорусские теоретики и практики....