Архитектор И.Г. Лангбард работал в БССР с 1929 г. К началу проектирования Большого театра оперы и балета в Минске им уже были построены здания, ставшие впоследствии памятниками архитектуры: Дом правительства, Дом офицеров, здание Академии наук. В “Личном листке” архитектор писал, что начал работу над проектом театра в 1932 г., а строительство здания закончено в 1939 г. При этом он указывал: “Перечисленные постройки осуществлены по моим проектам и под моим личным руководством как главного архитектора”.
В данной статье остановимся на истории создания интерьеров входной зоны, фойе, зрительного зала театра и проекте их реставрации.
Внутреннее убранство довоенного театра было достаточно аскетичным: зрительный зал, решенный в виде амфитеатра, небольшие балкон и оркестровая яма. Портал сцены имел узкую полосу лепных декоративных элементов. Из первоначальных интерьеров сохранились лишь наклонная кессонированная часть потолка с профилированным карнизом, а также люстра зрительного зала. В годы войны она утратила около 40% стеклянных деталей, но впоследствии была восстановлена.
В исторических документах указано, что первые перестройки интерьеров начались уже в 1941 г. Именно тогда произведены работы по расширению оркестровой ямы, которые продолжились после Второй мировой войны и были закончены одновременно с перестройкой всех интерьеров.
После освобождения Минска И.Г.?Лангбард осуществил практически новое решение интерьеров. Вместо амфитеатра выполнен классический театральный зал с партером, ложами в бельэтаже, бенуаром и балконом. Были выделены центральная и боковые ложи, увеличена оркестровая яма, уложен новый паркет, проведена частичная реконструкция парадных лестниц. В интерьере фойе появилось большое количество лепных декоративных элементов: ряд медальонов, расположенных на фризах фойе, с барельефными портретами деятелей культуры, гипсовые капители колонн. Ограждения балконов фойе и зрительного зала украшали лепные гирлянды с цветочным орнаментом, чередующиеся с хрустальными бра и маскаронами. Согласно проекту, всю лепнину предлагалось позолотить. (Лепной декор интерьеров театра и портала сцены, разработанный И.?Лангбардом, выполнен скульптором А. Бембелем.)
Декоративные элементы старой портальной арки были разобраны и установлены новые. Новый портал представлял собой шесть полос с лепными декоративными элементами. В центральной части находился герб БССР со знаменами по сторонам. Портал 1946–1948 гг. сохранился, отсутствует только герб со знаменами.
Во время реконструкции интерьеров в 1977–1981 гг. (архит. В. Аладов) стены в вестибюле и фойе были отделаны натуральным мрамором. В дальнейшем произошли изменения и в декоративном решении зрительного зала. В 1981 г. на ограждениях балкона и бенуара на месте утраченного лепного установлен новый, позолоченный декор, вырезанный из дерева (архит. Т. Куцепалова).
Современным проектом реставрации предусмотрено воссоздание утраченных декоративных лепных элементов внутреннего убранства зрительного зала и фойе зрительского комплекса на основании и в соответствии с имеющимися графическими материалами, выполненными И.Г. Лангбардом, и историческими фотографиями конца 40 – начала 50-х гг. ХХ в.
Стилистика реставрируемых интерьеров максимально приближена к первоначальной. Отделка интерьера фойе и вестибюля выполняется преимущественно из натурального камня – мрамора и гранита. Утраченные гипсовые элементы воспроизводятся по архивным материалам. Декор зрительного зала покрывается позолотой. На основании архивных фотографий и рисунков Лангбарда генеральный занавес, драпировки на ложах, балконах и дверных проемах воссоздаются из красного бархата. На потолке выполняется альфрейная живопись, характер рисунка которой основан на эскизах И. Лангбарда. Будут отреставрированы центральная люстра и большие люстры фойе. Светильники 1960–1970-х гг. заменяются на хрустальные люстры и люстры с плафонами из матового стекла и бронзовой отделкой, соответствующие стилистике 1950-х гг. Полы фойе выполняются из девяти видов гранита с орнаментальным рисунком, на верхнем этаже фойе (балконе) и в зрительном зале – из наборного паркета.
Авторский коллектив:
Исторические материалы и исследования: О.Г. Кукуня.
Проектные работы по реставрации интерьеров фойе зрительского комплекса и зрительного зала – паркетные полы, живопись потолка, генеральный занавес, отделка стен, реставрация и воссоздание декора: УП “Проектреставрация”; архит.: Л.В. Иванова (научный руководитель объекта), Н.В. Гилеп, Е.В. Матвеева, О.В. Михалюк, А.С. Дорохова, Е.В. Фомченков.
Мозаичные полы из гранита: художник В.В. Кривоблоцкий, В.И. Лукин.