Репрезентативные прибрежные территории городов. Раскрытие архитектурных ансамблей на долины рек, озер, водохранилищ создает условия панорамного обзора застройки, включения озелененных пространств и акваторий в градостроительную композицию (рис. 1). Это эффективное средство повышения архитектурно-художественной выразительности облика городов.
Вдоль акваторий раскрываются панорамы с видами на застройку и на воду, мостовые переходы служат видовыми площадками (рис. 2).
При создании прибрежных архитектурных ансамблей важно учитывать особенности условий зрительного восприятия пространства: удаленность наблюдателя от объекта обзора, направления обзора, высоту точек обзора, скорость движения наблюдателя. Обширные городские пространства охватить одним взглядом крайне сложно. Они воспринимаются (единовременно или последовательно) как система зрительных картин.
Пешеходные набережные. Пространственные решения набережных, местоположение спусков к воде, видовых площадок, пешеходных переходов, стоянок автомобилей определяются с учетом ландшафтной и градостроительной ситуации. На набережных устраивают прогулочные аллеи, видовые площадки, площадки для отдыха, спуски к воде, причалы.
Набережные защищают прибрежные территории от размывания берегов, затопления в паводок. Они бывают одноярусными и многоярусными. У одноярусных набережных прогулочные аллеи размещаются непосредственно у воды (рис. 3). Они должны быть незатопляемыми. У многоярусных набережных прогулочные аллеи на нижних ярусах могут затапливаться во время половодья, но верхний ярус должен быть незатопляемым (рис. 4).
Перепады рельефа позволяют создать на водотоках водопады и каскады. Наиболее распространены каскады с многоступенчатым переливанием воды (рис. 5).
Пешеходные набережные являются трассами обзора, с которых раскрываются городские панорамы.
Линейные парки. В городах и пригородных зонах вдоль водоемов и водотоков целесообразно создание линейных парков, предназначенных для пеших, велосипедных (зимой лыжных), конных прогулок, спортивно-оздоровительного бега. Они могут связывать городские жилые районы с загородными зонами отдыха, другими ландшафтно-
рекреационными и туристскими территориями (рис. 6).
Особенность линейных парков – в относительно малой ширине (от 50 до 100–200 м) и большой протяженности (от нескольких километров до нескольких десятков километров). Они включают пешие и конные тропы, велодорожки, беговые дорожки, разделенные зелеными защитными полосами.
Пешеходные прогулочные пути прокладываются так, чтобы с них открывались живописные виды. При трассировке могут использоваться приемы линейного раскрытия ландшафтных композиций и раскрытия с меняющимся направлением обзора. В наиболее красивых пунктах устраиваются видовые площадки и места отдыха (рис. 7).
Вдоль пешеходных дорожек и аллей размещаются площадки для отдыха со скамьями (не реже, чем через 150 м), укрытия от непогоды с навесами, стенками для защиты дождя и ветра, урны (контейнеры) для мусора, туалеты. Ширина пешеходных путей принимается исходя из расчетной интенсивности движения, кратной 0,75 м – ширине полосы пешеходного движения. При этом необходимо учитывать возможность проезда по пешеходным путям снегоочистительных и уборочных машин.
Вдоль загородных пешеходных прогулочных маршрутов следует размещать места для пикников. Они включают очаги для костров, пикниковые столы и скамьи, укрытия от непогоды, мусоросборники, туалеты. Желательно наличие водных источников.
Беговые дорожки предназначены для спортивно-оздоровительного бега. Вдоль них могут размещаться площадки для спортивно-оздоровительных занятий с турниками, брусьями и другими спортивными снарядами (рис. 8).
Ширина беговых дорожек – 1,5 м. Их следует отделять от пеших, велосипедных, конных прогулочных путей защитными озелененными полосами шириной по 4–5 м с каждой стороны.
Велосипедные (лыжные) прогулочные дорожки, как и пешеходные, желательно прокладывать в живописном природном окружении (рис. 9). С ростом понимания населением здорового образа жизни все больше людей пользуются велосипедами для спортивно-оздоровительных поездок и путешествий. Зимой велосипедные дорожки могут служить лыжными трассами.
Ширина велодорожек принимается при одностороннем движении 2,5 м, а при двухстороннем – 3 м. Пропускная способность одной полосы движения составляет 300 велосипедов в час. Продольные уклоны велодорожек принимаются, как правило, не более 3%, а поперечные – 1,5–2,5%, радиусы поворотов – не менее 5 м.
Велодорожки следует отделять от пешеходных дорожек и конных троп защитными озелененными полосами шириной по 4–5 м с каждой стороны.
В крупных городах и их пригородных зонах важно создание развитой сети велосипедных (лыжных) прогулочных путей большой протяженности, связывающих города с загородными зонами отдыха и туризма, национальными и региональными природными парками, другими ландшафтно-рекреационными территориями. В таких случаях можно варьировать велосипедные походы по продолжительности, тематике, возвращаться в город на общественном транспорте. Например, поход по старинным усадьбам Минщины может быть одно-, двух- или трехдневным. Отправляясь в велосипедный поход из Минска в Купаловский заповедник, назад можно вернуться на рейсовом автобусе или по железной дороге.
Конные прогулочные тропы следует прокладывать изолированно от пеших, велосипедных путей, беговых трасс, разделять их защитными озелененными полосами.
Ширина конных прогулочных троп с односторонним движением принимается исходя из возможности проезда конного экипажа или двух всадников – 3–3,5 м и организации боковых защитных озелененных полос шириной по 4–5 м с каждой стороны. При двухстороннем движении следует прокладывать две полосы движения шириной 3–3,5 м с разделительной озелененной полосой шириной 4–5 м и боковыми защитными озелененными полосами шириной по 4–5 м с каждой стороны.
Вдоль конных прогулочных троп следует размещать места для отдыха с коновязями, очагами для костров, пикниковыми столами и скамьями, укрытиями от непогоды, мусоросборниками, туалетами (рис. 10).
Пляжи и места купания. В условиях Беларуси для купания наиболее благоприятны озера и водохранилища площадью 10 га и более, а также участки рек шириной не менее 50 м и протяженностью 1 км и более (рис. 11).
На судоходных реках при необходимости сооружают заводи, поскольку места отдыха у воды должны находиться на достаточном удалении от линии судового хода.
Площадь зоны купания рассчитывается на единовременное пребывание в воде 1/4 количества отдыхающих на пляже, исходя из обеспеченности одного купающегося не менее 10 кв. м водной поверхности. В местах купания дну водоемов и рек придается плавный уклон, ликвидируются ямы, со дна выбирают ил и торф, засыпают дно песком, крутые берега делают более пологими.
При создании пляжей принимается норма площади на одного отдыхающего от 8 до 10 кв. м. Нежелательно создавать большие пляжи емкостью свыше 1,5–2 тыс. отдыхающих.
Пляжи рекомендуется размещать так, чтобы они были обращены на юг, юго-восток или юго-запад и были защищены от ветра. Для травяных пляжей расчетные рекреационные нагрузки принимаются от 75 до 100 чел/га, для песчаных – 1000 чел/га. При размещении пляжей в полосе шириной до 100 м от водоема следует создавать повышенный уровень благоустройства территории, обеспечивающий рекреационные нагрузки от 30 до 40 чел/га.
Ширина полосы пляжей должна определяться в зависимости от конкретной ландшафтной ситуации (характер рельефа, ширина свободного пространства между урезом воды и существующими зелеными насаждениями, протяженность благоприятной для купания зоны), расчетного количества отдыхающих. Ширина пляжной зоны – от 40 до 50 м.
Рекомендуемый состав оборудования на пляжах: спасательная станция, пункт проката пляжного инвентаря, камера хранения, летние кафе, питьевые фонтанчики (один на 200 кв. м пляжа), площадки для спортивных игр (волейбол, баскетбол, бадминтон, другие), гимнастическое оборудование (турники, брусья, другое), детские площадки. В расчете на 1 тыс. посетителей предусматривается размещать: 10 кабин для переодевания, 1 душевую кабину, 80 кв. м теневых навесов, 1 контейнер и 5 урн для мусора, 3–4 торговых киоска. Туалеты (одно место на 150 отдыхающих) размещаются и оборудуются с соблюдением санитарно-гигиенических требований [1].
Для крупных водоемов проводится акваториальное зонирование. При этом, наряду с выделением зон различных видов рекреационного использования, предусматривается выделение природоохранных зон.
Большая площадь водной поверхности требуется для катания на лодках, водных лыжах и велосипедах (минимальная площадь 5 га, ширина – 20, глубина – 0,8 м). При использовании парусных судов на каждое из них требуется от 7 до 20 га акватории. Большое значение имеет живописное окружение, обеспечивающее разнообразие зрительных картин, которые открываются во время водных прогулок. При устройстве лодочного причала его длина принимается из расчета 1–2 м на одну лодку.
Катание на водных лыжах, моторных лодках сопровождается повышенным шумом, в связи с чем эти виды активного отдыха целесообразно развивать в удалении от мест массового отдыха.
Формирование опушек и полян в прибрежных лесах. Установлено, что наибольшей популярностью у отдыхающих пользуются контактные зоны: лес – луг – водоем (река), несколько меньшей – луг – водоем (река), лес – луг. Граница высокой концентрации отдыхающих располагается примерно в 150 м от водного объекта. Интенсивно используются поляны, находящиеся в пределах 150 м от берега озера, реки или 50 м от края леса при наличии открытых пространств между лесом и водой. Контактные зоны привлекают отдыхающих разнообразием ландшафтных условий, комфортностью микроклимата (например, в жаркие летние дни для контактных зон шириной 200–400 м характерны понижение температуры воздуха на 1–2 оС и повышение влажности). Знание этих особенностей дает возможность предвидеть повышение нагрузок на природные ландшафты и предотвратить их.
Поляны создаются с целью стабилизации мест стоянок туристов и отдыхающих, организации и оборудования спортивных и детских площадок. В местах массовых посещений отдыхающими рекомендуется создавать системы полян и лужаек, которые вместе с развитой дорожно-тропиночной сетью могут занимать примерно 35–40% территории. Для условий Беларуси оптимальными по инсоляции и ветровому режиму являются поляны, вытянутые в широтном направлении, площадью до 4 га и шириной до 150 м.
Вид опушек во многом определяет эстетические качества лесов. Приемами их ландшафтного формирования являются: устройство углублений (“бухт”), вырубка периферийных кустарников или деревьев на опушках для улучшения просматриваемости из леса, создание горизонтальной или вертикальной расчлененности, красочности, контрастности опушек. В увязке с рубками проводятся посадки деревьев и кустарников. Рубки на опушках должны проводиться за счет менее ценных деревьев – больных, зараженных, угнетенных, отстающих в росте и с низкими декоративными качествами, а также подроста и кустарников. Ценные же деревья должны оставаться в виде одиночно стоящих экземпляров или небольших ландшафтных групп [2].
Обеспечение экологической устойчивости прибрежных рекреационных ландшафтов. Рекреационная деятельность негативно влияет на природные ландшафты и может привести к их деградации. С целью недопущения этого при проектировании загородных ландшафтно-рекреационных территорий определяется их рекреационная емкость.
Рекреационная емкость территории – допустимое количество отдыхающих, которые могут единовременно находиться на этой территории. Интенсивность рекреационного использования территории характеризует величина рекреационных нагрузок – посещаемость отдыхающими единицы площади за единицу времени. Предельно допустимый уровень рекреационных нагрузок – величина, показывающая, какое количество отдыхающих единовременно в течение всего сезона может пользоваться единицей площади рекреационной территории, не нанося существенного ущерба природным комплексам, в которых продолжаются самовосстановительные процессы и растительность не испытывает дигрессионных изменений [3].
На устойчивость природных экосистем к антропогенным нагрузкам влияет комплекс факторов: тип растительности, возраст насаждений, условия произрастания (влажность почв, рельеф и др.). При этом надо учитывать, что природные экосистемы, постоянно подвергающиеся умеренным рекреационным нагрузкам, постепенно изменяют видовой состав, приспосабливаясь к антропогенному воздействию, и их устойчивость существенно повышается.
Луговые ландшафты, в первую очередь низинные и пойменные, отличаются большей рекреационной устойчивостью, чем лесные. Относительно высокоустойчивы леса и луга вблизи водоемов, а также поляны и опушки, что обусловлено более благоприятным для растительности микроклиматом.
Существенно повысить устойчивость ландшафтов к рекреационным нагрузкам позволяет благоустройство территории. Например, сохранению растительности способствует создание развитой дорожно-тропиночной сети. В то же время повышение уровня благоустройства территории, насыщение ее зданиями и сооружениями, инженерно-техническими объектами, связанными с обслуживанием отдыхающих, ведет к потере тех качеств природного ландшафта, которые явились причиной его рекреационного освоения. Уровень благоустройства формируемых рекреационных ландшафтов должен соответствовать величине рекреационных нагрузок на природные комплексы, препятствуя их деградации.
Индивидуальность облика прибрежных территорий. При благоустройстве прибрежных рекреационных территорий следует стремиться к сохранению индивидуальности их облика, избегать применения в больших масштабах однотипного оборудования. Рекреационная мебель, элементы благоустройства могут иметь разную форму, изготавливаться из различных материалов (рейки, бруски, корни старых деревьев и т.п.), но обязательно должны быть удобными для пользования, прочными, художественно выразительными и гармонично вписываться в окружающий ландшафт (рис. 12) [4].
Литература
1. Пособие П4–03 к СНиП 2.08.02–89 Проектирование зданий и помещений учреждений отдыха и туризма. – Мн.: Минстройархитектуры, 2004. – 77 с.
2. Рожков, Л.Н. Основы теории и практики рекреационного лесоводства – Мн.: БГТУ, 2001. – 292 с.
3. Потаев, Г.А. Рекреационные ландшафты: охрана и формирование. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1996. – 160 с.
4. Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна / под общ. ред. Г.А. Потаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 217 с.