Создание пешеходных пространств – явление далеко не новое в цивилизационном процессе. Священные аллеи, ведущие к египетским храмам, форумы и агоры Рима и Греции, рынки средневековых городов – предтечи современных пешеходных улиц.
На территориях с большим перепадом отметок рельефа исторически сложились пешеходные улицы, которые в зависимости от своего продольного уклона требовали создания лестниц, организации других устройств для прохода жителей. По таким улицам проезд транспорта был изначально невозможен, и сегодня они сохраняют свою первоначальную сущность и привлекательность прежде всего для туристов (рис. 1, 2).
Другие улицы не утратили свой пешеходный статус потому, что изначально были слишком узкими для проезда транспорта (рис. 3, 3а).
Градостроительство многих стран мира накопило достаточный опыт в создании и эксплуатации пешеходных улиц – благодаря анализу реализованных проектов, экономической экспертизе возможных решений. Результаты показывают, что устройство пешеходных улиц в центре городов со сложившейся транспортной инфраструктурой – не единственное решение. Хорошее решение дает выделение под пешеходные улицы набережных рек, озер и морей, особенно когда они расположены вблизи городских центров, которые могут тянуться километрами, не пересекаясь с транспортными магистралями, с них открываются самые притягательные видовые панорамы (рис. 3а).
Современные пешеходные улицы в отличие от специализированных исторических – торговых, ремесленных, жилых – являются, как правило, многофункциональными. Они дополняются музейно-выставочными, зрелищными, игровыми, культурно-развлекательными пространствами, объектами обслуживания, торговли.
Пешеходные улицы могут сохранять традиционный характер городской застройки, а могут приобретать новые свойства за счет перекрытия пространства сверху и усиления его интерьерных черт. Подобные конструктивные решения могут изменить микроклимат, частично или полностью защитить от внешних воздействий (снега, ветра, дождя, солнца) (рис. 4, 5).
Пешеходные улицы сегодняшних городов – это реакция на возросший техницизм и жесткость (антигуманность) среды современных поселений, изменение и глобализацию транспортной инфраструктуры, ужесточение условий сосуществования людей и транспортных средств.
Сегодняшние пешеходные улицы являются (по крайней мере, должны быть) комплексной средой. По сути, хорошо разработанные и последовательно реализованные проекты организации пешеходных улиц должны придать последним определенные сакральные свойства: пешеходное пространство становится знаком места, эпохи, событий.
Термин “пешеходная улица” обозначает такую улицу, по которой не разрешен проезд транспорта, за исключением определенного периода суток, когда допускается подвоз товара и подъезда спецмашин. Принято обустраивать их так, чтобы тротуар и проезжая часть находились в одном уровне. Зачастую проезжую часть вообще визуально не выделяют.
Однако создать современную пешеходную улицу – это не просто убрать проходящий по ней транспортный поток. Создать современную пешеходную улицу – значит решить комплекс социальных, правовых, технических задач еще на уровне предпроектных исследований, согласовав чаяния разных групп горожан.
Если пешеходная улица организовывается в жилой застройке, местным жителям придется смириться с толпами туристов, гуляющих под их окнами практически круглосуточно, и выработать систему защиты приватных пространств. Предприниматели должны будут переориентировать свои услуги с покупателей-автомобилистов на покупателей-пешеходов, менять ассортимент и условия доставки товаров после устройства пешеходной улицы. Автомобилистам придется разрабатывать новые маршруты движения, искать другие места парковки своих транспортных средств.
Одним из стимулов организации пешеходной улицы является предположение, что ее устройство будет способствовать решению транспортных проблем. Практика показывает, что это происходит в следующих случаях: либо когда график проезда транспорта по пешеходной улице строго соблюдается, либо когда транспортные и пешеходные потоки движутся, не пересекаясь в разных уровнях или параллельно. Приспособлениями для пространственной регламентации могут служить мобильные, трансформируемые и стационарные ограждения (решетки, шлагбаумы, тумбы, цепи и т. п.) (рис. 8, 9).
Создание пешеходных улиц может одновременно уменьшить количество конфликтных ситуаций между транспортными и пешеходными потоками и способствовать проведению природоохранных мероприятий, например озеленению, уменьшить шум и загрязненность воздуха. При приобретении улицей статуса пешеходной наблюдается значительное (около 75%) снижение концентрации углекислого и других газов. Однако организация пешеходных улиц влечет за собой увеличение интенсивности движения на примыкающих улицах и ухудшение на них дорожных условий. Соответственно уровень транспортного шума и загазованность на примыкающих улицах без принятия специальных мер повышаются.
Поэтому, когда улица превращается в пешеходную, важно обеспечить такое решение, при котором близлежащие территории не унаследовали бы ее проблемы.
Не везде целесообразно переделывать улицы в пешеходные. Существуют ситуации, когда с учетом требований деловой активности разумнее сохранять высокую автомобильную доступность к отдельным объектам (офисным зданиям, банкам, магазинам, торгующим крупногабаритными товарами и т.д.). В центре города встает необходимость переоборудования паралельных улиц с обеих сторон для принятия дополнительной нагрузки. К примеру, несмотря на горячее желание городских властей города Герцлия сделать одну из центральных улиц пешеходной, сданный в этом году участок все же включает в себя тоненький авторучеек посередине – соседние улицы оказались не в состоянии абсорбировать полностью возросший транспортный поток и обеспечить надежную инфраструктурную связь для нового проекта (рис. 10а, 10б).
Затраты на переустройство улицы в пешеходную зависят от местных условий и должны быть тщательно просчитаны. Основные финансовые расходы связаны с устройством нового мощения, установкой дорожных знаков, пластической обработкой рельефа и работами по озеленению, освещению и декоративному оформлению.
Пешеходные улицы обычно имеют мощение из камня или заменяющих его материалов. Покрытие должно быть долговечным, экологически и функционально безопасным, удобным, устойчивым к механическим и атмосферным воздействиям, эстетически привлекательным (рис. 11).
Декоративные элементы благоустройства используются для повышения художественной выразительности пешеходных улиц. Введение городской мебели и оборудования, объектов монументально-декоративного искусства, декоративного озеленения, водных устройств и декоративного освещения позволяет эстетически обогатить пространство, создать композиционные акценты, придать индивидуальность облику улицы (рис. 12–14).
Создание пешеходной улицы требует от властей и проектировщиков вдумчивого подхода, поиска вариантов с учетом требований всех заинтересованных субъектов, очень бережного отношения к исторической правде, проведения конкурса с тщательной экспертизой и экономическим расчетом предлагаемых проектных решений.