Вы здесь

Скульптура в городе

26.05.2008 12:34
Просмотров: 6 463
Версия для печати

Технический и научный прогресс, обусловивший высокие строительные темпы, наращивание территорий городов семимильными шагами, обернулся трагедией для человека, обезличиванием жизненного пространства, потерей его гармонии. Отсутствие внимания к окружению, многообразию, свойственное цивилизации массовости, так или иначе требует компенсации. Одним из способов восстановления утраченного равновесия в современной архитектуре и градостроительстве стало применение малых архитектурных форм. Их перечень обширен (это и элементы мощения, и ограждения, и места отдыха и т.д.), и все они имеют немаловажное значение в создании комфортной среды в городе. Особая роль отводится городской скульптуре.

Она становится продолжением архитектуры и вызывает неподдельный интерес жителей и туристов. Примеров тому немало. Так, норвежский Осло среди путешественников известен огромным количеством городской скульптуры разных жанров и стилей, которая сочетается и друг с другом, и с окружающими постройками. В парке Вигеланд расположились 212 скульптурных композиций из бронзы, гранита и кованого железа, созданных скульптором Густавом Вигеландом. Их объединила тема человеческого бытия и взаимоотношений: жизнь и смерть, юность и старость, любовь и дети.

Возникающая к месту и ко времени малая городская скульптура способна преобразить самое заурядное пространство или же усилить существующие достоинства и расставить акценты в насыщенном историческом центре. В худшем случае она может стать настоящим бельмом на глазу, примером дурновкусия и невежества.

В идеале малая городская скульптура призвана создать либо подчеркнуть неповторимость и единственность каждого конкретного места, предназначена будить воображение и эмоции. Ведь именно через нее возможна связь архитектуры с изобразительным искусством, которое эстетизирует окружение и жизнь человека, взывая к его чувствам и мышлению одновременно, вносит разнообразие и гармонию, столь необходимые человеку.

 

В Беларуси долгое время была распространена преимущественно монументальная скульптура. Сегодня же вместе с изменением отношения к окружающей среде трансформируются и художественные приоритеты. Города с особым рвением обогащают свое пространство скульптурными “новоселами”. В?Могилеве появились целые аллеи мраморных фигур, в Минске с завидным постоянством пополняются ряды “железной братии”. А вот в Гродно не спешили заполнить город новыми жителями.

Скульпторы и архитектурные власти стремились к тому, чтобы в данном направлении произошли первые изменения. И сделали для этого немало. Ведь появление городской скульптуры должно быть подготовлено – окружением, местом, временем. С тем, чтобы она гармонично вошла в пространство, стала его украшением и продолжением архитектуры.

Малая форма, как известно, привлекает своей соразмерностью человеку: заставляет подойти к ней, потрогать, сфотографироваться. Она неотъемлемая, а порой и решающая часть коммуникации города и человека. Именно малые формы делают город понятным, приятным и доступным человеку.

 

В начале года в Гродно состоялся конкурс на разработку эскизного проекта декоративной скульптуры у здания отдела загса на пересечении улиц Ожешко и Советской – двух центральных улиц исторической части города. Местоположение предполагаемой композиции определило и тематику, и форму эскизных предложений.

Участники конкурса – 12 скульпторов заявили немало интересных работ. Были в них и юмор, и символика, и тонкая ирония. Представительное жюри – в него вошли гродненские архитекторы, дизайнеры, художники – выбирало лучшую. Ею стала работа гродненского мастера Владимира Пантелеева “Купидон”.

Не менее привлекательны и другие композиции, в чем читатель может убедиться сам.

Владимир Пантелеев – автор еще одной скульптуры, ожидающей своего появления на улицах города, – образа-
аллегории реки Городничанки, впадающей в Неман. Гродненская городская скульптура, считает он, должна быть камерной, декоративной.

Чтобы не нарушить сложившуюся ауру старого города, а гармонично ее дополнить, необходимо взвешенно выбирать место, тематику и стиль малых скульптур. Кстати, несколько лет назад был проведен конкурс на создание декоративно-парковой композиции для благоустроенной территории реки Городничанки. Жюри отдало предпочтение работе “Олень св. Губерта” (скульптор В.?Пантелеев), но он и по сей день остается в эскизе. По мнению самого автора, идея оказалась скороспешной и несвоевременной. Ведь появление интересных малых форм – завершающий этап благоустройства, для которого необходимы подготовленные места. И как раз сегодня в Гродно уже есть такая среда, которую хочется насыщать, детализировать, акцентировать.

Каждое поколение оставляет в городе свои следы. Мы все восхищаемся совершенным пространственно-пластическим тактом зодчих предшествующих поколений, но почему-то крайне редко способны сохранить и продолжить первоначальную гармонию замысла. Как часто мы склонны бросаться в крайности, всецело реализуя одно направление в ущерб многообразию и вариативности. Не получится ли так с городской скульптурой? Призванная разнообразить окружающее пространство, она, с другой стороны, вполне способна и унифицировать его – как правило, в том случае, когда не соблюдено чувство меры. Совершенно нетипичен в этом отношении пример Гродно. Здесь не торопились насадить приметы новой моды. Выиграв время, в городе смогли создать нужные места, требующие архитектурных акцентов. Те же скульптуры, появившись на несколько лет раньше, могли бы стать чем-то чужеродным и неестественным. А сегодня городская среда словно просит и ждет их появления.

 

Многие памятники не проходят проверку временем: их сносят с тем, чтобы вспоминать затем разве что на страницах учебников (“как пример того, что не надо делать”). Некоторые – восстанавливают, несмотря на то что время лишило их былой красоты и привлекательности. Как оценят наш архитектурный креатив потомки? Останутся ли результаты наших творческих исканий на улицах городов?

Будущее покажет…


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 20 772
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: 15 819
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 732
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...