Вы здесь

Люстры для замка Радзивиллов

Версия для печати

ЗАО «Каскад» – одно из немногих на постсоветском пространстве предприятий, занимающееся реализацией масштабных проектов декоративно-прикладной светотехники, реставрацией и воссозданием светильников для объектов – памятников архитектуры. В штат организации входит большая группа конструкторов, художников и дизайнеров. Особое место уделяется технологиям художественного литья и способам его отделки.

В ходе реализации проекта по воссозданию осветительных приборов для дворцово-паркового ансамбля в Несвиже была проделана колоссальная работа по изучению исторических аналогов замковых и дворцовых осветительных устройств XVI–XIX вв., определены архитектурно-художественные решения светильников, виды художественного литья и способы его отделки, отобраны техники гутного стеклоделия и последующей обработки стеклянных элементов, а также методы и способы покрытий цветных и черных металлов. Научное руководство проектом осуществлял С.А. Друщиц.

С самого начала перед реставраторами и исполнителями проекта стояла достаточно сложная задача. Располагая лишь небольшим количеством сохранившихся черно-белых фотографий из архива Эльжбеты Радзивилл, нечеткими описательными характеристиками люстр, встречающихся в архивных описях и единичными аутентичными экземплярами светильников, необходимо было воссоздать исторически верный облик разноплановых по своему назначению и стилистике осветительных приборов – люстр, стенников, канделябров, шандалов, жирандолей, торшеров и фонарей.

Всего в стенах замка сегодня насчитывается более 700 светильников, отдельные из которых представлены в единственном экземпляре. В большинстве светильников преобладают характерные мотивы раннего и позднего барокко. Каждый из залов, галерей и покоев замка освещается непохожими друг на друга люстрами, которые являются существенным декоративным дополнением интерьера.

Люстры с хрустальным убором

На примере центральной люстры, изготовленной для Музыкального зала замкового комплекса, рассмотрим некоторые общие подходы применительно к воссоздаваемым моделям светильников (рис. 1).

Одна из канонических конструкций в светотехнике, получившая широкое распространение в Европе в начале XVIII в., называлась «en lyre» (за сходство с лирой) (рис. 2). В России такой тип люстр был известен как «елизаветинские». Каркас люстр «en lyre» состоял из трех или четырех фигурно изогнутых тяг, соединяющихся в верхней и нижней части конструкции и создающих грушевидный объем. Люстры выполнялись как со сплошным центральным штоком, так и с прерывающимся, поскольку тяги обеспечивали достаточную жесткость конструкции. На шток нанизывались стеклянные «вазики» и «вазоны» пирамидальной или ромбовидной формы с разной степенью отделки: граненые (Франция, Богемия) либо гутные, без шлифовки (Германия, Швеция). Очертания каждой тяги образовывали по два излома, на каждом из которых устанавливалось стеклянное украшение – флакон или пирамида. Подсвечники крепились на дополнительных кронштейнах, повторяющих форму нижних тяг. К нижней части конструкции подвешивался хрустальный шар («помлот») с огранкой, который для дополнительного визуального эффекта иногда заполнялся водой.

Главным украшением люстры «en lyre» являлись крупные, до 20 см, стеклянные подвески («плакетки») в форме дубового листа, тыльная сторона которых была плоской, а лицевая – с двумя-тремя гранями со сложным фасетом. Места крепления стеклянных плакеток к тягам украшались розетками в виде маргаритки или звездочки. В центр розетки вставлялась бусина. Такая трехэлементная конструкция подвешивалась к тяге на высеребренной проволоке с таким расчетом, чтобы при колебании воздуха она могла свободно раскачиваться и создавать игру световых бликов. При этом при соприкосновении плакеток друг с другом издавался характерный мелодичный звон. В зависимости от габаритов люстры применялось до 8 видов плакеток, самые большие подвески находились на дальних от центральной оси частях люстры.

Венчает люстру корона с «плюмажем» в виде изогнутых и расположенных по кругу латунных прутков, на которые подвешиваются подвески.

В люстрах «en lyre» была впервые узаконена система установки свечных кронштейнов снаружи по отношению к стеклянным элементам. За счет многократного отражения свечей в гранях при таком расположении кронштейнов достигается наибольшая игра света и эффектность использования хрустальных подвесок. Однако елизаветинские люстры большей частью были рассчитаны на внешний декоративный эффект, чем на освещенность как таковую.

Одна из проблем, с которой сталкиваются специалисты при воссоздании и особенно реставрации старинных светильников с хрустальным убором, относится к качественным характеристикам стекла. Антикварам известно, что «старое» стекло обладает характерным отливом. Но он свидетельствует лишь о несовершенстве технологии варки стекла и, собственно говоря, является браком. Присутствующие в кварцевом песке (основной компонент шихты) примеси железа в процессе варки дают зеленый или коричневый окрас стекла. Для обесцвечивания и нейтрализации этих нежелательных оттенков стекловары вплоть до XX в. в шихту добавляли марганец, который в зависимости от пропорций и придавал стеклу характерный серый, желтоватый или сиреневый оттенок. Предпринимающиеся сегодня попытки получить химический состав стекла, близкий по своим свойствам к стеклу XVII–XIX вв., оказываются безуспешными: окрас выглядит слишком интенсивным.

Светильники с элементами художественного литья

Искусство европейского художественного литья напрямую связано с изготовлением светильников. Бронзовщики принадлежали к клану настоящих художников, зачастую соединявших талант скульптора и мастерство ремесленника в одном лице. Свое основное развитие художественное литье получило в эпоху барокко. Барочные люстры отличаются общей симметричностью и вместе с тем контрастностью форм. Конструктивно люстры восходят к храмовым светильникам, в случае православной культуры – к паникадилам. Характерной особенностью барочных люстр является присутствие в конструкции скульптурных зооморфных и антропоморфных фигур, в основном античной тематики.

Люстра, установленная в зоне парадной лестницы перед входом в Золотой зал (рис. 3), является примером сложной четырехъярусной барочной люстры, сконструированной на основе архивных материалов, в том числе по материалам архивных описей, в которых упоминается замковая люстра с часами. Сознательный уход авторов проекта от хрустальных элементов в ее конструкции компенсирован введением элементов сложного художественного литья и его декоративной отделкой. Учтена одна из характерных особенностей стиля барокко: слияние различных видов искусства в единое гармоничное целое. Присутствующие в конструкции скульптурные фигуры отличаются четкой проработкой форм, особой пластикой и соблюдением классических скульптурных канонов. Вершину люстры венчает богиня Эос (греческая богиня утренней зари) с сидящим у ее ног Амуром. В нижней части – скульптурная группа из четырех нимф с венками цветов, поддерживающая часы в виде сферы (аллюзия на «помлот»). Окончание кронштейнов для свечей выполнено в виде гермы, завершающейся античной женской головкой. Непрерывающийся шток, насыщенный орнаментом и декорированный крупными листьями аканта, дополняют мягкие линии волют. Для конечной отделки люстры использовано золочение и, в качестве контраста, серебрение. Несмотря на обилие сложных декоративных элементов художественного литья и скульптурных композиций, люстра не выглядит тяжеловесно и является весьма удачным воплощением принципов «золотого сечения».

На данных примерах мы лишь частично коснулись вопроса специфики воссоздания замкового освещения и некоторых характерных особенностей осветительных приборов прошлого. Главное в несвижских светильниках – их единая стилистическая линия, которая подчеркивает целостность образа замкового комплекса как музея и памятника архитектуры.

Закрытое акционерное общество «Каскад»

231300 г. Лида, ул. А. Невского, 32
Тел.: (0154) 55 34 53; 56 02 17; 56 94 40
e-mail: c.md@mail.ru

 

 

 

 

Читайте также
20.04.2005 / просмотров: 8 406
Массовое появление в современном градостроительстве широкоформатных и подземных объектов обусловлено многими факторами, в том числе более...
24.07.2005 / просмотров: 5 063
Начав свое победное шествие с простого заполнения светопроемов зданий, стекло в настоящее время превратилось в незаменимый конструкционный материал....
24.08.2006 / просмотров: 11 149
Гидроизоляционная и антикоррозионная защита объектов промышленного и гражданского строительства составом “Кальматрон”. Гидроизоляционную...