Иван Васильевич Медведев родился 28 апреля 1913 г. в г. Сатка Челябинской области, Россия. Учился в Академии художеств в Ленинграде (1935–1946 гг.), специальность – архитектор-художник.
С 1946 по 1958 г. – главный художник театра оперы и балета Вильнюса. Награжден двумя почетными грамотами Президиума Верховного Совета Литовской ССР.
С 1959 по 1967 г. – главный художник Минска, с 1968 по 1974 г. – специалист Министерства культуры БССР по охране памятников истории и культуры.
Член Союза художников БССР с 1966 г., член Союза архитекторов с 1947 г.
Умер И.В. Медведев 26 января 1998 г. в Минске.
Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, тем труднее современникам оценить его вклад в духовную жизнь общества, раскрыть все грани его дарования.
Иван Васильевич Медведев известен как художник-сценарист, архитектор-график, великолепный живописец (о чем свидетельствует выставка его произведений в галерее «Ла Сандр-арт» в Минске, приуроченная к 100-летнему юбилею мастера). Его творчество пронизано жизнеутверждающим началом, характерным для советского искусства послевоенного периода. Произведения И.В. Медведева хранятся в Музее истории Вильнюса (Литва), музее Самарканда (Узбекистан), Национальном художественном музее Беларуси, музее музыки и театра в Минске, фондах Белорусского союза художников, Белорусского союза архитекторов, в частной коллекции дочери художника И.И. Кузнецовой.
В период с 1938 по 1979-е гг. им исполнено свыше сотни проектов, посвященных мемориальной тематике1. И.В. Медведев был постоянным участником международных, всесоюзных и республиканских конкурсов, и его работы отмечались различными премиями. Так, в 1947 г. на Всесоюзном конкурсе его проект монумента Победы для Вильнюса получил первую премию. В том же году на Всесоюзном конкурсе на лучший проект монумента Победы для Таллинна его работа была отмечена второй премией. И в 1950 г. проект монумента Победы для Вильнюса на Всесоюзном конкурсе был среди лучших.
Работы мастера отличаются особыми архитектурно-художественными достоинствами, истоки которых – в национальных традициях. Древнейшие белорусские надмогильные памятники и кресты, по утверждению этнографа, искусствоведа М. Раманюка, отражают народную эстетику и творческие устремления белорусского народа. Они не только самобытные, но многие из них не встречают аналогов у народов Европы*. Из богатого исторического наследия Беларуси И. Медведев умел выбирать «волшебные» зерна, созвучные современному искусству, находил приемы, эквивалентные историческим образцам, близкие народной мудрости. Его творческие замыслы отмечены стремлением увлечь зрителя и спровоцировать его восприятие к пониманию величия свершенного подвига. Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что важным выразительным средством в его работах выступает «место исторического действия», сохранившийся ландшафт, природное окружение. Он добивался максимальной образной экспрессии доступными средствами, что создавало для зрителя ощущение вечности, незыблемости ратного героического свершения. Именно подобный подход способствовал генерированию собственной архитектурно-художественной концепции, что и определяло сугубо индивидуальный композиционный принцип мастера. Эта сторона художественного дарования И. Медведева наиболее ярко проявилась при раскрытии темы героического подвига в памятниках, предназначенных для размещения в небольших населенных пунктах.
Например, серии проектов «Сосны – партизанские сестры», 1955 г.; «Партизанам Полесья», 1969 г.; «По местам партизанской славы», 1970 г.; «Партизанский рубеж борьбы и победы», 1974 г. в монументальном искусстве Беларуси стоят особняком. И. Медведеву как художнику театра в поисках образности для постановки новых спектаклей приходилось бывать в самых отдаленных уголках Беларуси. После творческих командировок он привозил множество этюдов, зарисовок, богатый этнографический материал. Так, в конце 1970-х годов художник создает серию эскизных проектов памятных знаков под названием «По местам партизанской славы Полесья». Объединяющим началом серии является сюжетно-содержательный подход в раскрытии темы, и что самое важное, они несут в себе черты национального своеобразия и подчеркнутую самобытность автора. В этих работах он дает свою аранжировку народных мотивов, многие из которых заимствованы от придорожных каплиц. Народное деревянное зодчество в представлении архитектора-художника – неиссякаемый источник творческого вдохновения, поиска новых средств и форм архитектурной выразительности. В поэтике его исканий легко усматривается авторская концепция «хождения в народ» лучших представителей творческой интеллигенции. Все памятные знаки должны были выполняться в дереве, цокольная часть – в бутовой кладке. Со стороны главного фасада неотъемлемым элементом являлась памятная доска, над которой возвышалась пятиконечная звезда. Этот элемент советской символики в работах И. Медведева получил самую разнообразную трактовку: от скромной рельефной резьбы до крупной изобразительной формы.
Нетривиально исполнена серия под названием «Сосны – партизанские сестры». Идея данной серии заключалась в том, что в последние годы вековые сосны – свидетели партизанских подвигов – стали активно вырубаться, а сохранялись лишь те, которые были «изранены» осколками снарядов. В этой связи зодчий сделал оригинальную попытку сохранения подобных уголков живой природы. Небольшие фрагменты из нескольких уникальных деревьев он бережно ограждает подпорными стенками из бутовой кладки, в которую вмонтированы памятные доски.
По существу эти небольшие графические работы близки к малым архитектурным формам. Они предельно просты и лаконичны, конкретны и индивидуальны. Все достигалось благодаря достоверности, неповторимости места исторического события. Своеобразие природного окружения помогает воспринимать подлинные ландшафты. Успех графических работ И. Медведева заключается в необычности композиционных построений, где на первый план выступает не монументальность и гипертрофированный масштаб, а урбанизированная среда, ее сохраняемая подлинность, в которую удачно вписаны знаковые пространственно-пластические архитектурные формы, заимствованные из арсенала народного искусства Полесья. Художник обращается к архетипам белорусского народного зодчества, убеждая зрителя своим устремлением полностью отойти от сложившихся стереотипов в монументальном искусстве.
В серии эскизных проектов под названием «Партизанам Полесья» и «Партизанский рубеж борьбы и победы» И. Медведев умело синтезировал традиционную форму обелиска с формами придорожных каплиц. В подобной художественной редакции он видел один из путей возрождения национальных традиций в монументальном искусстве. Глубокие знания традиций и гражданский долг позволили зодчему создать новый сюжетно-композиционный строй в монументальном искусстве республики. Эволюция пространственно-пластического формообразования в каждом конкретном случае органически вытекала из неповторимости и индивидуальности природного ландшафта, в конечном итоге привносила национальный колорит. Именно эти постулаты являлись основополагающими в творчестве архитектора-художника – предвестника новых тенденций в монументальном искусстве Беларуси, которые затем успешно были развиты и приумножены последующими поколениями белорусских зодчих. В графических работах И. Медведева мифические образы языческой культуры каждый раз возрождаются в качественно новом смысловом контексте.
Интересно отметить, что мемориальный комплекс, созданный самодеятельным резчиком по дереву И. Супрунчиком в д. Теребличи Столинского района Брестской области в 1985 г., свидетельствует, что народные традиции, на которые в свое время ориентировался И. Медведев, не только сохраняются на Полесье, но и продолжают активно развиваться3.
Высоким профессиональным уровнем отмечена портретная галерея ведущих белорусских архитекторов в исполнении И. Медведева. Она включает 14 портретов известных зодчих, в которых автору удалось точно передать индивидуальный характер и черты каждого портретируемого. Сегодня это своеобразная визитная карточка Дома Белорусского союза архитекторов.
Галерею открывает портрет В.А. Короля – народного архитектора СССР, который на протяжении четверти века являлся главным «дирижером» архитектурного цеха республики. Облик зодчего, созданный И. Медведевым, точно передает характер и внешний облик выдающего архитектора и государственного деятеля, руководителя процесса градостроительных и архитектурно-художественных преобразований городов и сел республики второй половины ХХ в.
Великолепен портрет заслуженного архитектора БССР, профессора В.И. Аникина, в котором тонко передан внутренний мир мастера.
Молодым и энергичным изображен Л.М. Левин, в 1960-е гг. возглавлявший комсомольскую организацию Минскпроекта, впоследствии лауреат Ленинской премии и Государственной премии БССР, заслуженный архитектор БССР.
Впечатляет портрет еще одного из ведущих белорусских архитекторов второй половины ХХ в. Г.В. Сысоева – богато одаренного человека, наделенного ярким талантом зодчего. Он принадлежал к числу тех архитекторов, кто был склонен критически оценивать не только чужие произведения, а в первую очередь свои собственные.
И. Медведев прекрасно знал заслуженного архитектора БССР Г.А. Парсаданова как принципиального человека, профессионально относившегося к своему делу. Он был настоящим «хозяином» архитектуры Минской области, обладал сильной волей и умом зодчего-градостроителя и государственного деятеля.
Мы отметили лишь малую часть портретной галереи, созданной замечательным архитектором-художником Иваном Васильевичем Медведевым. Нам представляется, что для более подробного разбора необходимо специальное искусствоведческое исследование жизни и творчества деятеля национальной культуры.
1 БГАНТД, ф. 177, оп. 1, ед. хр. 28–30.
2 Раманюк, М.Ф. Беларускiя народныя крыжы=Belarusian folk crosses: Манаграфiя // Наша Нiва : Вiльнюс, 2000. – С. 18.
3 Палескія былі ў творах Івана Супрунчыка [альбом / Аўтар тэксту і ўклад. В. Лабачэўская; фотамастак Г. Ліхтаровіч]. – Мінск: Літаратура і мастацтва, 2012. – 247 с.