7 ноября 1950 г. (по другим данным – 1 января 1951 г.) в Минске был открыт кинотеатр «Победа», построенный по проекту архитектора М. Бакланова (при надзоре И. Лангбарда). Сегодня это здание является памятником архитектуры середины ХХ в. и включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. А что было на месте кинотеатра раньше? В различных публикациях вскользь упоминается, что при строительстве использовались стены разрушенного во время войны здания клуба пищевиков, возведенного здесь в 1929 г. Нам показалось интересным проследить его судьбу, оказавшуюся не столь долговечной и счастливой, как задумывалось автором…
Здание клуба пищевиков в Минске. Архит. А.К. Буров. 1929 г.
Графическая реконструкция – Ю.Н. Жутяев, И.В. Полонский
1925–1930-е годы – период небывалых социальных преобразований, поиска новой социально-бытовой организации общественной жизни, новых ее принципов, функций и форм. Одним из наиболее значимых проявлений новой социальной функции стали рабочие клубы, доступные широким массам трудящихся. По программе профсоюзов они создавались по всей стране. В тогдашней БССР клубные здания разного типа были построены в Витебске, Гомеле, Борисове, Бобруйске, Мозыре, Добруше и других городах. Только в Минске в это время появились клубы пищевиков, металлистов, швейников, начато возведение клуба строителей, здание которого по измененному проекту достраивалось уже как Дом пионеров. К сожалению, эти постройки по разным причинам не сохранились. В публикациях по истории архитектуры о них упоминается весьма кратко, без оценки их значимости в ряду многих других архитектурных сооружений довоенного времени. А следует признать, что их роль в становлении авангардного функционально-конструктивного стиля в архитектуре БССР, влияние на архитектуру сегодняшнего дня достаточно велика.
«Выпала из памяти» и конструктивистская составляющая архитектуры Минска 1925–1935 гг. – здание клуба пищевиков (позже клуб им. Сталина), спроектированное и построенное выдающимся архитектором А.К. Буровым. Оно было одним из знаковых объектов в стиле конструктивизма, построенных в Минске в довоенное время: библиотека им. Ленина (архит. Г. Лавров), обсерватория (архит. И. Володько), здание АТС (архит. Г. Якушко), госбанк (архит. Г. Гольц и М. Парусников), 100-квартирный жилой дом (архит. Н. Маклецова), клуб металлистов (архит. А. Васильев), комплекс зданий БГУ (архит. И. Запорожец и Г. Лавров) и др.
Клуб пищевиков размещался в весьма стесненных условиях, выходя двумя фасадами непосредственно на красную линию двух узких улиц исторически сложившейся застройки – Комсомольской (бывшей Богодельной) и Интернациональной (Преображенской). Историческое архитектурное окружение во многом сохранилось здесь до настоящего времени. Объемно-пространственная структура здания обусловлена воплощением принципа свободной планировки помещений с различными функциями и процессами деятельности, объединенных в единую пространственную композицию в плане и объеме. 2-этажные корпуса клубной части расположены слева и справа от объема зрительного зала, соединяясь с ним внутренними углами и образуя своеобразный курдонер – внутренний дворик. Главный вход в здание решен в виде ниши, протяженной на всю ширину фасада центральной части, конструктивно обозначенной тонкими колоннами-стойками, на которые опирается фасадная стена. По существу фасадом является все внутреннее пространство, ограниченное внутренними стенами, воспринимаемое как интерьер большого зала. Объемно-пространственная структура фасада еще более обобщается за счет торцевых фасадов боковых объемов здания. Определенную стройность и воздушность восприятия этого пространства придают большого размера по высоте и
шагу тонких стоек «ограждения», завершающие плоскости боковых стен фасадно-входной зоны. Хотя следует признать, что никакой функционально-конструктивной нагрузки в данном решении этот элемент не несет. Такой композиционный прием использовался при устройствах эксплуатируемых кровель. Возможно, по проекту так и было задумано. Впоследствии эксплуатация кровель себя не оправдала, а может, по каким-то другим причинам левый и правый корпуса здания были надстроены третьим этажом с вальмовыми крышами, что в значительной степени исказило первоначальную образную характеристику здания. Акцентом, завершающим композицию фасадно-входной зоны клуба, являлись скульптура Ленина работы А. Грубе, асимметрично размещенная на площадке дворика, и небольшие зеленые насаждения. Недоумение вызывает капитальная изгородь, вероятно, появившаяся позже, вне проекта, наглухо перекрывающая главную входную зону.
Боковой фасад, ориентированный вдоль ул. Комсомольской, также представляет собой композиционную структуру, образованную из разновысоких объемов различного функционального назначения: 2-этажного поперечно ориентированного объема, отстоящего в глубину от красной линии одноэтажного с широкими оконными проемами фойе, примыкающего к «глухой» боковой стене зрительного зала и выступающего на уровень красной линии, бокового фасада правого 2-этажного корпуса клубной части.
Кроме главной входной зоны, в здании были предусмотрены два входа со стороны ул. Комсомольской, расположенных в заднем торцевом фасаде клубного корпуса и в левой части поперечного заднего объема, через специально выделенный тамбур. Композиционно эти входы воспринимаются весьма пассивно, тем не менее они, видимо, стали основными после того, как главная входная зона была перекрыта изгородью.
Образную характеристику здания дополняет нетрадиционное решение системы оконных проемов, обусловленных функциональными требованиями организации внутреннего пространства. Лаконичное, без пластической проработки решение стен с непривычными узкими горизонталями почти ленточных оконных проемов на больших глухих поверхностях сформировало запоминающийся образ*.
Таким образом, среди старой застройки дореволюционного губернского города, рядом со Спасо-Преображенской церковью, появилось здание совершенно иной архитектуры и нового социального предназначения – как отражение новых эстетических взглядов на архитектуру в духе социальных преобразований в стране. Универсальное по функциональным возможностям, оно использовалось не только по прямому назначению, но и очень активно участвовало в социально-культурной жизни Минска. 15 апреля 1931 г. здесь открылась первая городская конференция профсоюзов. В июле 1932 г. в помещении клуба состоялась встреча белорусских и английских боксеров. В апреле 1935 г. на его площадях проходила Всебелорусская выставка игрушек. Зрелищная часть клуба некоторое время арендовалась Белгосфилармонией для проведения различных концертных программ: выступления оркестра Леонида Утесова, джаз-оркестра Я. Скомаровского, концерта Клавдии Шульженко. В апреле 1940 г. с огромным успехом в течение пяти дней прошли выступления оркестра под руководством Эдди Рознера – легендарного музыканта, организатора первого джаз-оркестра тогдашней БССР.
Как использовалось здание клуба во время немецкой оккупации Минска в 1941–1944 гг., неизвестно. Насколько пострадало оно во время бомбардировок в 1942–1944 гг., прямых данных найти не удалось. «Кочующее» по разным публикациям утверждение, что здание клуба им. Сталина было взорвано 6 сентября 1943 г. минскими подпольщиками, ошибочно. На самом деле взрыв был произведен в помещении офицерской столовой СД, находившейся в корпусе бывшего историко-филологического факультета БГУ. В своих воспоминаниях М. Маклецова (дочь известного белорусского архитектора Н.В. Маклецовой) отмечает: «…клуб им. Сталина сгорел, на его пепелище, там, где размещалась изостудия, обнаружила гипсовые копии классических скульптур…». Утверждение это, по всей вероятности, относится ко времени до 1943 г. «Сгорел» – понятие общее: сгорел полностью или частично? При относительно небольших разрушениях здание могло быть восстановлено для своих нужд немецкой администрацией. На аэрофотосъемке 1943 г. отчетливо видно, что все составляющие объемно-пространственной структуры здания находятся под кровлей. Оно могло серьезно пострадать и в результате бомбардировок 1944 г., в частности массированного ночного налета немецкой авиации 24 июня, уже после освобождения Минска. Тогда осталась только выгоревшая коробка от бывшей Преображенской церкви, рядом с которой расположено здание клуба. Во всяком случае, основная строительная структура сохранилась, и, по всей вероятности, его можно было восстановить в прежнем облике. Почему же этого не сделали? Причин может быть несколько: еще с начала 1930-х годов конструктивистское направление в советской архитектуре официально не приветствовалось, а потом и вообще этот стиль попал под запрет. В конце 1940-х – начале 1950-х годов в фаворе был неоклассицизм, и не у всех, особенно у маститых архитекторов, принято уважительно относиться к работам предшественников, сегодня, кстати, тоже.
При проектировании и строительстве кинотеатра «Победа» были использованы не просто стены здания клуба пищевиков, но почти полностью сохранившаяся объемно-пространственная структура его зрительской части. В пояснительной записке к проекту (1948 г.) указано: «Рабочие чертежи кинотеатра разработаны с учетом максимального использования стен и перекрытий существующей коробки. …Зрительный зал запроектирован в габаритах существующего зала и бывшей сцены…». Но, к сожалению, при полном пренебрежении к первоначальному архитектурно-стилевому решению предшествующего объекта, созданного А.К. Буровым.
Литература
Воинов, А.А. История архитектуры Белоруссии (советский период). – Мн.: Вышэйшая школа, 1987.
Техно-рабочий проект кинотеатра «Победа». Архитектурно-строительная часть. Пояснительная записка. № 9047. 1948 г.
* Композиционное решение плоскостей стен с тонкими стойками входной ниши, характер размещения и форма «ленточного остекления» в определенной степени созвучны с некоторыми постройками Ле Корбюзье (вилла Ля Роша, 1923–1924 гг, вилла в Гарше, 1927 г.), с которым А. Буров значительное время общался.