Крестогорский костел, известный в настоящее время как костел в д. Раубичи Минского района Минской области, имеет примечательную историю.
В первой половине XVI в. местность, где расположен костел, принадлежала Новогрудскому воеводе Казимиру Володковичу. 27 августа 1666 г. шляхтич Гавриил Холево купил у него застенок Крестогорск с 10 волоками земли за 1500 польских злотых. В пределах купленных земель находился и храм [1], построенный во второй половине XVII в. Это была восьмиугольная в плане деревянная каплица. Поводом для строительства стала находка в 1650 г. местным жителем на высокой сосне иконы Божьей Матери. С ее появлением связывали окончание войны со шведами, она защищала людей от различных бедствий, массовых заболеваний и др.
В середине XVIII в. икона была похищена, и вскоре во время лесного пожара храм сгорел. В 70-е гг. XVIII в. похититель вернул икону, и это вдохновило жителей на строительство нового, тоже деревянного, храма.
Наиболее вероятно, что оба храма были униатскими, так как первый относился к Смолевичской униатской церкви, а второй – к Логойскому базилианскому монастырю [2].
Внук Гавриила Холево Александр по духовному завещанию, составленному 28 января 1702 г., разделил купленную дедом землю между женой и сыновьями. А для храма на вечные времена выделено “…шмат земли с лесом и сенокосом”.
В 1804 г. было определено количество выделенной земли – 1 волока1. В нее входили: усадебной земли – 1 десятина, пахотной – 8, сенокосной – 1, под храмом и кладбищем – 2, под строениями причта – 2, под кустарником, для расчистки к пахоте за косогором находящейся – 6 десятин, всего 20 десятин [3].
В начале 1806 г. по инициативе минского епископа Якуба Дедерко был построен новый деревянный храм, “приписной” к Минскому кафедральному костелу, под названием Холявщинский костел Святого Тадеуша (по близлежащему населенному пункту – Холявщина) [3]. Следует сказать, что этимологически это название, вероятно, идет от имени его владельца Холева. Однако на исторических планах встречается второе название – Халявщина.
В начале XIX в. недалеко от костела, “не доходя несколько десятков шагов, по правой стороне – плебальный дом, длиной 18 аршин 6 вершков, шириной 11 аршин 6 вершков”. Рядом с плебальным домом “…в нескольких шагах” располагалась “людская”, построенная из соснового леса. Кроме того, на участке, принадлежавшем костелу, находились конюшня и возовня (здания под одной крышей), пуня, сарай и хлев (под одной крышей), гумно, при нем сушилка, сарай для хранения соломы, ледник, скотный сарай. Все постройки были деревянные [5]. Рядом с костелом находилось кладбище. Время его основания неизвестно, но наиболее вероятно, что оно связано со строительством первого храма во второй половине XVII в. На кладбище была похоронена дочь графини Тышкевич: на ее могиле стоял памятник из камня в виде пирамиды, завершавшейся распятием Иисуса Христа.
В склепе под костелом похоронен ксендз А. Заржецкий. Ксендз не просто служил в храме – он создал мастерскую, в которой обучались до 25 сирот независимо от вероисповедания, кроме того, платил учителю, обучавшему сирот музыке. В инвентаре 1857 г. приведен список музыкальных инструментов, имевшихся в костеле: две скрипки, виолончель, фагот, два тромбона, две флейты, три кларнета, клавикорды [6]. В большой степени благодаря его инициативе начался сбор средств на строительство каменного храма. В склепе также похоронены помещицы Юзефа Ключинская и Фекла Лапушинская, которые принимали активное участие в строительстве [7].
В 1858–1862 гг. на месте деревянного костела возведен каменный. Для наблюдения за строительством (на него потрачено 18 тысяч рублей серебром [8]) был создан комитет во главе с председательницей Марией Тышкевич, урожденной Радзивилл. Однако в июле 1866 г. принято решение о передаче здания костела в православное ведомство. 13 ноября 1866 г. произошло освящение его в церковь Успения Божьей Матери [9].
В том же году была начата “Церковная летопись”, сделана первая запись в рукописном церковном журнале. Записи, выполнявшиеся регулярно до 1901 г., тематически относились ко всем происходившим в церкви событиям. Более того, в летописи приведены сведения, взятые из оставшихся костельных документов и касающиеся более раннего периода существования храма.
Место, где расположена Холявщинская церковь, в летописи характеризуется так: “высокая гора, с трех сторон окруженная сосновым и еловым лесом и образует собой средину четырех таких же высоких гор, крестообразно расположенных…”. Священник Н. Смолич рассказывал о первом впечатлении, которое произвел на него храм: он издали показался ему “…как будто стоящим в облаках” [10].
Существует составленный в 1866 г.
список “замечательных предметов, в церкви находящихся”:
1. Икона Божьей Матери, написанная на медной доске размером 5х4 вершка.
2. Два подсвечника высотой 4 аршина на 21 свечу из богемского матового стекла. Они были заказаны в Богемии и подарены костелу графиней Тышкевич.
3. Оконные рамы с витражами.
4. Источник с ключевой водой. “Источник сей находится при подошве той горы, на которой стоит церковь и по прямому направлению с горы вниз отстоит от церкви более чем на четверть версты…” Вода из источника текла в расположенную вблизи реку Усяжу. В 1880 г. при источнике на средства прихожан была построена деревянная часовня [11].
В 1873 г. Халявщинская церковь переименована в Крестогорскую.
Здание серьезно пострадало в годы Второй мировой войны и стояло без ремонта до 1970-х гг. Все внутреннее убранство было утрачено. В смутные времена икону спрятал кто-то из местных жителей и след ее затерялся.
В 1974 г. был открыт спортивный комплекс “Раубичи”, построенный по проекту архитекторов В. Аладова, С. Неумывакина, инженера-конструктора М. Гордина. В непосредственной близости от здания бывшего костела сооружены лыжные трамплины.
В 1975–1978 гг. его отреставрировали (автор проекта реставрации – архитектор Л.В. Павлова). По проекту В. Аладова к основному объему костельного здания со стороны абсиды был пристроен прямоугольный в плане объем.
С одной стороны, строительство рядом с костелом лыжных трамплинов и пристройки к нему нового объема привели к значительным потерям в восприятии храма, с другой – строительство спортивного комплекса потребовало принятия решения о его судьбе. Первоначально стояло решение о его сносе, и только письмо, написанное от имени Е.В. Аладовой и переданное П.М. Машерову, а также личное вмешательство П. Машерова помешали его уничтожению. Предложение создать филиал художественного музея фактически спасло здание, но потребовались дополнительные площади, связанные с новой функцией.
Со времени строительства спортивного комплекса и реставрации костела прошло уже более 40 лет. В настоящее время большинство из трамплинов находятся в полуразрушенном состоянии, здание костела также требует ремонта, окружающая территория – благоустройства.
Сегодня в судьбе храма и окружающей его территории заинтересованы и спортивный комплекс, и музей, и католическая община. Вероятно, при разработке проекта реконструкции и развития спортивного комплекса следует учитывать все интересы. В настоящее время Национальный художественный музей выступил в роли заказчика разработки проекта зон охраны историко-культурной ценности, внесенной в Государственный список недвижимых материальных ценностей Республики Беларусь, – здания костела в д. Раубичи. Проект разработан в ПРУП “Проектреставрация”, автор проекта Т.Ф. Костич.
Литература
1. НИАБ, ф. 136, оп. 14, д. 80.
2. Там же, ф. 136, оп. 14, д. 80, л. 5–6.
3. Там же, л. 12 (об).
4. Там же, ф. 1781, оп. 27, д. 311, л. 1.
5. Там же, ф. 1791, оп. 27, д. 462.
6. Там же, ф. 1781, оп. 27, д. 311, л. 15 (об.).
7. Там же, ф. 136, оп. 14, д. 80, л. 11–12.
8. Там же, ф. 136, оп. 14, д. 80, л. 2 (об.).
9. Там же, л. 3–4.
10. Там же, л. 5.
11. Там же, л. 6 (об.)–9 (об.).
Вид со стороны абсиды, 2008 г.
1Волока – земельная мера на Беларуси в XVI – начале XX в. Площадь 1 волоки 30 моргов – 20 десятин, или 21,36 га. 1 десятина = 2400 кв. саж., или 1,092 га.