В 1998 году в Творческой мастерской архитектора А.И. Гречина была разработана световая реклама на здании универмага “Беларусь”, которая занимала весь главный фасад. Тогда я еще учился на архитектурном факультете БГПА, но мне удалось поучаствовать в разработке рекламного оформления. Спустя несколько лет, в конце 2001 года, заказчик обратился в мастерскую с новым заданием. В то время назрела необходимость изменения внешнего вида здания и придания ему современного и, главное, яркого, запоминающегося облика. К тому же фасады давно требовали текущего ремонта. Так сложилось, что в залах универмага торговое и технологическое оборудование располагалось вдоль стен, преграждая доступ в помещения естественного солнечного света. В течение всего рабочего дня было включено электроосвещение, а окна постоянно находились в зашторенном виде.
Возникла идея использовать огромную площадь главного фасада в качестве основания под некую графику, которая должна была стать ярким пятном на фоне почти всегда серого минского неба. Поначалу планировалось нанесение графики на оконные стекла. Однако в дальнейшем от этой идеи пришлось отказаться. Но само по себе предложение превратить фасад универмага “Беларусь” в своего рода “холст”-основание под картину заказчик воспринял положительно. Поиски в этом направлении привели к решению разработать такую конструкцию, которая при необходимости могла бы легко демонтироваться, а изображение заменялось бы на другое.
Таким образом, была принята следующая конструктивная схема: основными несущими элементами будущей картины станут пилоны, проходящие на всю высоту здания. К ним предполагалось смонтировать металлические направляющие со специальными креплениями, удерживающими вертикальные полосы на всю высоту фасада, из специального материала на виниловой основе для широкоформатной цветной печати. Именно на этом виниловом носителе и планировалось отпечатать изображение, поиски которого велись постоянно. В январе 2002 года за расчеты взялись конструкторы. Спустя некоторое время стало ясно, что принятая конструктивная схема неверна по многим причинам. В основном из-за того, что размер виниловых полотен был очень большой: площадь каждого превышала 100 м2. В случае резких порывов ветра возникала реальная опасность разрушения фасада, перегруженного металлическими конструкциями, масса которых достигала нескольких десятков тонн. Поэтому необходимо было искать новую конструктивную схему.
Решение пришло само собой из простых рассуждений: если уменьшить площадь элементов и увеличить их количество, то в случае пиковых ветровых нагрузок они будут работать не как одно большое целое, а как множество мелких элементов. Значит, необходимо разработать такие крепления, которые в экстремальных случаях, например при ураганных порывах ветра, позволяли бы элементам “отстегиваться” от несущих конструкций, а не тянуть их за собой, вызывая разрушение фасада. Выход был найден. В качестве несущей конструкции был принят металлический каркас, крепящийся между пилонами к фасаду здания. Основой под изображение стали кассеты из полистирольных листов. Они навешивались на металлический каркас наподобие применяемых при утеплении зданий вентилируемых фасадов из алюминиевых кассет. Этот способ оказался более дешевым, легким в изготовлении и менее массивным по сравнению с предыдущим. Он и был принят для дальнейшей разработки. В итоге получилось панно размерами примерно 50х25 м, состоящее из кассет размером 1200х800 см, с нанесенными на них фрагментами одного большого изображения. При необходимости оно может быть заменено достаточно простым и, что немаловажно, относительно дешевым способом — несущие конструкции остаются неизменными, а кассеты легко монтируются и демонтируются. Для смены изображения их можно снять, наклеить на них новое изображение и повесить обратно. Все. Новый фасад готов.
Проект был достаточно быстро согласован, конструкция успешно прошла испытания на пожаробезопасность.
Однако основным стержнем проекта стал выбор изображения. Ведь именно оно должно было играть главную роль. В сложившейся градостроительной ситуации здание универмага “Беларусь” является доминантой и обращает на себя наибольшее внимание, поэтому изображение должно нести позитивное начало.
Рассматривалось множество вариантов, в том числе реклама какой-нибудь белорусской фирмы, образцов продукции универмага, белорусские пейзажи (некоторые из вариантов публикуются). И все же мы решили остановиться на пейзаже Беларуси — само название универмага подталкивало к этому. Много времени потратили на поиски фотографии. Нам нужен был не просто пейзаж, а яркое пятно на фоне серого неба, притягивающее взгляды прохожих. В поисках того единственного кадра были просмотрены тысячи фотографий и слайдов, созданных ведущими белорусскими фотохудожниками. Некоторые изображения имели шанс попасть на фасад здания универмага, но всем им чего-то не хватало. И в конце концов нам повезло. Нужную фотографию мы обнаружили совершенно случайно! Мало кто знает, что это за место и кто этот человек, стоящий на берегу озера и всматривающийся в восход солнца. Именно восход, а не закат, как кажется многим. В этом есть скрытый смысл. Восход — это начало чего-то нового, надежда на лучшее, и человек на берегу пытается увидеть, что ждет его и всех нас впереди…
Итак, поиск изображения был завершен только к началу лета, монтаж панно начался в августе, а уже в начале октября 2002 года все было готово.