Вы здесь

Возвращение

Имя Тадеуша Костюшко неотделимо от истории Беларуси и Польши, от его родины, его родительского дома. Наш легендарный земляк появился на свет в 1746 г. в урочище Меречевщина вблизи небольшого местечка Коссово (Ивацевичский район Брестской области), известного с 1494 г. Первые годы жизни он провел здесь, в фольварке, принадлежавшем его отцу. После смерти Людвига Костюшко в 1764 г. Меречевщина становится частью Коссовского имения, владельцами которого перебывали впоследствии многие известные белорусские магнаты, в том числе Войцех Пусловский, маршалок слонимский.

Именно его наследники в 1838 г. на окраине Коссова, почти столетие спустя после рождения Костюшки, неподалеку от его родового гнезда воздвигли величественный дворец-замок в неоготическом стиле. Влияние неоготики на польскую архитектуру в те времена было особенно сильным, получив наиболее яркое воплощение при сооружении дворцовых ансамблей.
Замок Пусловских в Коссово-Меречевщине относится к так называемым “регулярным” дворцам, поскольку имеет правильную геометрическую форму и симметричную композицию. Он является примером соединения классических приемов в планировке и композиции с элементами неоготики в архитектурном оформлении, а на территории Беларуси — единственным сохранившимся памятником этого типа.

До приобретения фольварка Меречевщина Пусловскими родовое гнездо Костюшко находилось в полуразрушенном состоянии. В 1857 г. на средства Вандалина Пусловского домик был отреставрирован и приобрел первоначальный вид, приведен в порядок двор. Состояние усадьбы постоянно поддерживалось владельцами замка, и она стала неотъемлемой частью всего дворцово-паркового комплекса.

Одновременно со строительством дворца происходило создание красивейшего террасного парка, что сформировало уникальный дворцово-парковый ансамбль. Его ядром был замок (дворец), располагающийся на небольшом возвышенном плато и окруженный живописным парком, заложенным на основе хвойного лесного массива. Создание Коссовского террасного парка рассматривается как возврат к итальянскому барокко. Террасирование как способ обработки рельефов, пришедшее в Польшу из Италии, позволяло наиболее полно раскрыть композицию парка. Чаще всего на нескольких уровнях оформлялись в виде нешироких полос речные террасы различной степени крутизны. Дворец или усадьба находились у гребня верхней террасы.
С юго-запада перед Коссовским дворцом располагался небольшой партер с симметрично-осевым построением и регулярной планировкой. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы— охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. И хотя характер планировочной структуры дворцово-паркового ансамбля в настоящее время вырисовывается достаточно четко, необходимы обширные археологические изыскания, чтобы с точностью определить местоположение брам, оранжереи, ограждения территории.

Величественность дворца подчеркивается живописной водной системой и пейзажным парковым ландшафтом. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы. Здесь же в тени деревьев и зелени цветочных клумб, в окружении прекрасного ландшафта с глубокой перспективой на фоне развитой водной системы стоял домик Костюшко.

Созданию столь значительного дворцово-паркового ансамбля способствовал естественный ландшафт, сформировавшийся с развитием местечка Коссово со всеми фольварками, его окружавшими. Дворец-замок был сооружен на самой высокой точке, и это создавало возможность обозревать окрестности — окинуть взглядом ниспадающие террасы, уютный домик Костюшко с красивыми прудами, а также напоминающую занавес глубокую перспективу дальнего лесного массива. Мягкий ландшафт придавал значимость дворцу, ставшему визуальной доминантой местности. Со всех дорог, ведущих в сторону Коссова, видно это великолепное сооружение. Здание как бы постоянно надвигается своим грандиозным и величественным видом.
Исторические события не могли не сказаться на формировании ландшафта, свой отпечаток на него наложили и различные хозяева. Миграционные процессы увеличили численность населения Коссова, произошло укрупнение населенных мест, некоторые фольварки прекратили существование. С размещением сельскохозяйственной школы на территории дворца активизировались работы по реорганизации водной системы на реке Коссовке с целью создания прудов для разведения рыбы.

Ущерб, причиненный парку во время Второй мировой войны, нарушение режима водной системы, отсутствие должного ухода за насаждениями привели к разрушению многих интересных древесно-кустарниковых композиций. После войны территория дворца Пусловских перешла в ведение Гослесфонда. В эти годы произошло особенно резкое вмешательство в ландшафт. Прекрасные террасы с северо-востока, с южной и юго-западной стороны (парковой части) были засажены рядами сосен, вырублены некоторые ценные породы деревьев.

Земля, на которой когда-то находился фольварок — место рождения Тадеуша Костюшко, распахана. Озера обезвожены, вода в них застаивается.

Вот с такими “результатами” мы столкнулись вплотную в 1989 г., когда впервые начались исследования и обмеры дворца Пусловских с целью его реставрации и приспособления под межхозяйственный культурный центр.

Инициатором и заказчиком этого проекта выступил председатель агрофирмы “Беларусь” Ивацевичского района В.М. Римша, хозяйство которого расположено по соседству с дворцом в деревне Милейки.

Но только в 1994 г. прикоснулись к родному месту Костюшко — дому его рождения. И впервые стали осмысливать значения слов “комплекс”, “ансамбль” применительно к этим местам. Но по ряду причин воссоздание усадебного дома отодвинулось еще на 10 лет. Это время, до нынешнего возвращения к дворцово-парковому ансамблю и усадьбе Костюшко, стало временем анализа, теоретических размышлений и поиска решений.

На первый план вышла задача выявить, сохранить и “раскрыть” соответствующими архитектурно-планировочными средствами традиционные ценности и характеристики, распространить наиболее существенные из них на весь ландшафтный организм, что подчеркнуло бы его индивидуальность и своеобразие. Идеология культурно-средового подхода вызвала к жизни вполне пригодное для применения в архитектурно-планировочной работе понятие комплексной реставрации как целостного процесса, включающего сохранение, реставрацию, консервацию всего дворцово-паркового комплекса. Сегодня историческое место, местечко, усадьба — это прежде всего средоточие ценнейшего исторического, культурного, архитектурного и градостроительного наследия. В то же время это выполняющая множество функций жизнедеятельности часть пространства, которая подчинена природно-ландшафтному строю данного места.

Ключевое место в программе должен занять блок охраны архитектурных объектов, парка, их реставрация и приспособление к использованию. Для обеспечения этой цели нужно выполнить природоохранные и правовые мероприятия по сохранению и восстановлению дворцово-паркового ансамбля:

— определение и закрепление охранных зон;
— воспроизводство планировочной системы парка;
— визуальную санацию ландшафта;
— воссоздание водной системы;
— воссоздание усадебного дома Тадеуша Костюшко;
— реставрацию дворца и приспособление его к новой жизнедеятельности.

Переломным временем стал 2003 год, когда решением Брестского облисполкома окончательно была определена линия на восстановление усадьбы Костюшко и создание не только “мемориальной” зоны, но и дворцово-паркового ансамбля (необходимо уточнить, что это уже четвертое “рождение” усадебного дома).

Приступив к проектированию восстановления усадебного дома, тем самым мы продолжили работу, начатую ранее. Она является первым шагом по реализации задумок, которые все эти годы шлифовались и выстроились в определенную схему.

Началом или первым этапом работ на данном объекте стало проведение археологических раскопок. Участок, занимаемый домом, вскрыт был полностью. Раскопки подтвердили предыдущие работы, трижды проводимые здесь в разное время. Были обнаружены элементы бутовой кладки ХVIII в., фрагменты кафли — “муравленой” ХVIII в. с различными декоративными рисунками, коричневой и белой ХIХ—ХХвв. Найденные изразцы были заложены в восстанавливаемые печи и камины.

Археологические изыскания дали много ответов на вопросы. Но даже сейчас, когда дом уже стоит, когда наступил этап приспособления его под музейную экспозицию, их не становится меньше как у реставраторов, так и у музейных работников. Процесс проектирования новых сооружений — это открытие чего-то свежего, ранее не созданного, но всегда понятного. А вот проектирование объектов реставрации позволяет столкнуться как с прошлым, так и настоящим, окунуться в мир, среду существования исторического объекта, материалов и методов строительства того времени. Время многое уничтожило. Поэтому при воссоздании дома Костюшко приходилось обращаться к различной как технической, так и популярной литературе, изучить, например, приемы возведения камышовой кровли. Большую помощь в этом оказало общение со старожилами, которые своими руками возводили такие крыши, с директором дома-музея Адама Мицкевича в деревне Заосье. В работе над проектом участвовал большой творческий коллектив: археолог В. Соболь, историк С. Адамович, архитекторы и инженеры проектной организации “Брестреставрацияпроект”. Благодаря этим людям подтверждена достоверность многих утверждений и догадок, определена канва проектного решения, что позволяет продолжить работу по воссозданию ансамбля.

Сделано много, предстоит еще больше. Результат можно сегодня увидеть.
Дом стоит, накрыт камышовой крышей. И приезжая сюда, каждый раз убеждаешься в том, что он почти в точности повторяет изображенный в XIX в. Наполеоном Ордой дом на фоне дворца Пусловских.

Первая очередь большой работы подошла к завершению. Сейчас можно с уверенностью сказать, что воссоздать усадьбу Тадеуша Костюшко с домом, надворными постройками, объединить с окружающим ландшафтом и всем дворцово-парковым ансамблем — дело и забота не только Брестской области, Ивацевичского района, но и всей страны. Для существования такого объекта должна быть создана инфраструктура, которая позволит раскрыть прекрасный ландшафт, создать возможности для отдыха и туризма, включить дворцово-парковый комплекс в состав белорусского “золотого кольца”.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...