Вы здесь

Традиционные черты синтеза скульптуры и архитектуры Китая

12.11.2004 12:26
Просмотров: 12 033
Версия для печати

Вся деятельность человечества на протяжении своего развития сопровождается художественным творчеством. Искусство скульптуры, играя главную роль для украшения и декорирования зданий, иногда сливается с архитектурой. И китайская и европейская традиционные архитектурные скульптуры проникали везде, в каждый камень, в каждое дерево. Но эстетическая окраска и эстетическое понимание в силу различия традиционных культур и исторического развития Китая и Европы формировались раздельно, что находит отражение в методах и стиле выразительных языков архитектурно-скульптурного искусства.

Эстетические и образные методы в традиционной китайской культуре

Китайское изобразительное искусство всегда стремилось к духовной красоте, которой придавался особый смысл. Оформление этого эстетического понимания восходит к китайской традиционной культуре, которая делится на высокий и низкий уровни. Высокий уровень включает понятия, изложенные такими философами-теоретиками, как Конфуций, Мэн-цзы и Лао-цзы, — гуманность, справедливость, вежливость, мудрость и верность, уделяет большое внимание этическому воспитанию и проповедует извечные нравственные постулаты — преданность, сыновью почтительность, этикет. Низкий уровень состоит из представлений народного быта и концепций, воплощенных в религии, и выражает культ неба и земли. Такое эстетическое понимание способствовало тому, что в китайской скульптуре изначально широко используются смысловые выразительные средства. Так, изображения животных всегда несут в себе символический смысл. Произношение слов “летучая мышь” по-китайски идентично произношению слова “счастье”, поэтому в представлениях древних китайских людей летучая мышь символизирует благо; черепаха и журавль — долголетие, мандаринка— счастливых супругов и т.д. Они часто используются в качестве скульптурных украшений в архитектуре. К примеру, бронзовые черепаха и журавль перед Палатой высшей гармонии Пурпурного Запретного города в Пекине, пять летучих мышей на воротах Императорского дворца знаменуют собой счастье и долголетие.

В изображении животных авторы не стремятся к правдоподобию, а, напротив, показывают их абстрактно. В этом отличие от творческих концепций европейской скульптуры, в которой утверждается интеллектуальный дух, подчеркиваются действительность и естественность.
С другой стороны, законом китайской народной эстетики является “сочетание неба с человеком”. Человек как часть Вселенной в сознании китайцев не может превзойти природу. Поэтому редко встречаются скульптурные произведения, изображающие человека как субъект природы или отражающие его человеческую сущность. А животные, выступая частью природы, — лев, бык, лошадь, тигр, змея, цикада, шелкопряд, козел и т.д. — становятся постоянными объектами изображения для художников. Чаще всего встречаются изображения дракона и феникса, образы которых мифологизированы древними китайцами и связаны с императорской властью. По символическому определению, дракон представляет императора, феникс — императрицу. Поэтому древний дворец, цоколь и мавзолей щедро украшены их изображениями: дракон, обвивающий колонны, дракон, извивающийся на камне тротуара и фундамента Императорского дворца.
Этим китайская архитектура отличается от европейской классической архитектуры, где отмечается изобилие человеческих фигур.

Как в западной истории искусств, так и в восточной есть длительный период, когда искусство и религия сливаются, причем религиозное искусство доминирует на протяжении нескольких веков. Китайский народ главным образом исповедует буддизм, спасителем душ является Будда — Шакья-Муни. Буддийские архитектурные скульптуры изображают в основном содержание буддийских сутр, через популяризацию которых достигается цель проповеди. Естественно, китайские древние художники вкладывают много опыта, мудрости и знаний в создание архитектурных скульптур, используют множество фигур для украшения и декорирования архитектуры храмов. Поскольку буддизм пришел в Китай из Индии, он имеет явный оттенок изначальной индийской культуры и религиозного художества. В Китае развитие и распространение буддизма шло под воздействием конфуцианства, и в результате постоянного соприкосновения с традиционной культурой определился буддизм с китайской спецификой. Например, в фигурах Будды и бодхисатвы храмов и пещеры Макао во время династий Тан уже можно увидеть внешние черты китайцев. У Будды широкий лоб, круглое лицо и выпуклые щеки, выражение лица более ласковое и доброе, фигура более полная и крепкая.
Китайское мастерство в области скульптуры религиозной намного уступает западному в том смысле, что последнее стремится к реалистичности и точности, отличается большей степенью детализации в методах исполнения. Дело в том, что китайская традиционная культура основывается на духовности и подчеркивает смысловой аспект, не ограничиваясь формой. Это и находит отражение в скульптурных произведениях китайской религиозной архитектуры, в “фигуроподобии” которых зафиксированы народное восприятие и эстетическое понимание.

Особенности выражения смысла через выбор объектов

Отличительной чертой китайской древней архитектуры является умение строить великолепные дворцы, храмы и жилые дома из дерева. В древние времена лесные ресурсы были богаче, а рубка и обработка дерева легче, чем обжигание кирпича из глины и добыча камня из гор. Поэтому традиционная деревянная архитектура пользовалась популярностью. Соответственно, разнообразные скульптуры высекались тоже из дерева. В качестве примера можно привести украшение крыши храма в провинции Юньнань. Древние мастера сделали крышу закругленной, с загибающимся кверху карнизом, элементы на коньке обработаны в виде маленьких животных, даже черепица на карнизе не оставлена без украшений: на ней цветы, травы и звери. Деревянные и цветные рельефы присутствуют на дверях, окнах и колоннах. Древние китайские умельцы отличались еще и искусством строить дома из комплекса разных строительных материалов, что также является яркой чертой традиционной архитектуры. Деревянную конструкцию, которая является главной, удерживают каменные фундаменты, обрамляют перила, крыши из глазурованной черепицы, ворота и стены — из кирпича. В дальнейшем кирпич и камень, глиняная и бронзовая скульптура становились главными украшениями традиционной архитектуры. Комплексное использование этих материалов усиливает внушительность и подчеркивает великолепие архитектуры. Памятники мирового искусства — архитектурные скульптуры Пурпурного Запретного города в Пекине, храма почитания предков семьи Чэнь в Гуанчжоу, храма на горе Утай являются представителями стиля, который утверждает главенство деревянного украшения во всем архитектурном комплексе.

Древняя китайская пластика уделяет большое внимание линии. Не трудно заметить, что сочетание объема и линии придает архитектурным скульптурам удивительную красоту, которая “течет, как облако и вода, и в силах догнать ветер”. Животные отличаются необычайной пластичностью изображения. Множество скульптур тяготеют к форме “текущей линии”. Постепенно закругленная пластика и линейная резьба становились характерной чертой скульптур древних китайских художников. Этим они сильно отличаются от западных, в которых четко выделяется объем. Например, девять драконов на вырезанном из белого мрамора тротуаре Императорского дворца словно разворачиваются в легких туманных облаках и движутся, подобно воде. Такое впечатление создается благодаря узорным украшениям, сделанным линейной резьбой на их телах. Эти же изобразительные методы использованы в скульптурах животных, которыми украшен мавзолей. Они отличаются оригинальностью, упрощенностью и общностью, не стремятся к реальности и правдоподобию. В отдельных местах использованы орнаментальные линии, есть элементы утрирования и деформирования. Цель пластики заключается в изложении смысла и ситуации, а не в строгом подражании реальным образам. Это дает большую свободу авторам в интерпретации образов.

Итак, многие из популярных китайских традиционных архитектурных скульптур преисполнены абстрактным наполнением, подчеркивая не внешнее сходство, а сущность, иногда мягко и поэтично, иногда гротесково. В этом их отличие от европейской традиционной скульптуры, где превалируют строжайшая анатомия конструкций и интеллектуальный анализ в достижении совершенства и правдоподобия фигур.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 20 740
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: 9 708
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
01.09.2003 / просмотров: 55 294
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...