Вы здесь

Мир ребенка в архитектурном Зазеркалье

Рождение ребенка — это чудо, счастье и огромная ответственность. В детстве закладываются и физическое здоровье, и черты характера.
Это возможно в той семье, где ребенок чувствует уважение к себе, где учитываются его индивидуальные особенности, его склад характера, темперамент. И вне зависимости от того, есть у родителей возможность выделить детскую комнату или просто отделить детский уголок в спальне либо общей комнате, — это пространство должно быть персональным, “своим” для ребенка, а также отвечать общим требованиям — быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветриваемым, что одинаково важно для детей всех возрастов.
Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями каждого ребенка, в определенной мере зависящими от возраста. Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); преддошкольное, или раннее, детство (1–3 года); дошкольное детство (З–6 лет); младший школьный возраст (6–10 лет); подростковый возраст (10–15 лет).


Психологи установили, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между взрослыми и ребенком и каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенчестве ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, в раннем детстве — предметная деятельность, в дошкольном — особое внимание уделяется игре.
Что же дает архитектура и дизайн ребенку в каждый период его жизни? Место для кроватки, пеленального столика, манежа, утепленного тканевого покрытия на полу выбирается достаточно близко к окну, чтобы эта зона освещалась прямыми солнечными лучами, и на расстоянии 70 см от радиатора, в стороне от оси “окно–дверь”. Расположение светильников и тип экранирования должны обеспечить ребенку защиту от попадания в глаза прямого света от источников освещения.
Основные виды деятельности для детей второго и третьего года жизни — сон, еда, игра. Для детей 3–6 лет они сохраняются в несколько трансформированном виде — игры становятся самостоятельными, возникают некоторые формы целенаправленной деятельности: рисование, моделирование и т.п.
К третьему году жизни ребенок постоянно экспериментирует, самостоятельно сидит за столом вместе со взрослыми. К шести годам он уже способен застелить постель.
Врачи-гигиенисты, педагоги, психологи формулируют требования к мебели и оборудованию для детей. Конструкция и дизайн кроватки должны быть такими, чтобы она имела прозрачные стенки, а лежащий в ней ребенок мог видеть комнату и находящихся в ней людей. Кровать, как правило, следует размещать таким образом, чтобы была видна большая часть комнаты.
Мебельная промышленность способна обеспечить детей дошкольного и школьного возраста необходимым набором мебели: кроватями, бельевыми, платяными и книжными шкафами, столами и стульями. Причем столы и стулья должны быть “растущими” с возможностью обеспечить строго выверенный уровень сиденья и рабочей поверхности в зависимости от роста ребенка. Если ящики для хранения игрушек достаточно легки, безопасны и могут переставляться самим ребенком, то пользование ими может привить ребенку навыки ухода за собой, приучить к порядку.
Живя в предложенном родителями мире реальных вещей, дети, подобно героине Льюиса Кэрролла, строят свой мир “зазеркалья”, создают свой маленький и таинственный “мир чудес”, где можно прятаться, мечтать, придумывать сказки. Стремление вычленить малые пространства с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является не просто данью моде или прихотью дизайнера, но и средством сделать комнату соразмерной ребенку, дать ему возможность сосредоточиться, действовать, подчиняясь своим биологическим ритмам. И с этой точки зрения вполне оправданно использование для игр пространства над и под приподнятой кроватью, установление в комнате складывающихся игровых объемов с легким каркасом, обтянутым тканью (рис. 1–3).
Мы все чаще сталкиваемся с практикой многовариантного применения имеющейся площади для приспособления ее к потребностям ребенка. Первое направление — многофункциональное использование одного и того же мебельного комплекта. Второе — совмещение элементов мебели в двух-, трехъярусные модули для экономии площади комнаты. Сочетание трансформаций разных типов можно рассматривать как третье направление. Примером его реализации являются выдвижные, выкатные и откидывающиеся места для лежания, сидения, работы, что высвобождает часть помещения в дневное время.
Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей. Дети младшего дошкольного возраста могут легко пользоваться лишь выкатными элементами, все остальное выполняется взрослыми. В то же время школьникам по силам выполнять все виды трансформации, поэтому она является ведущим принципом решения детского интерьера. Десять лет назад, рассматривая в книге “Наша квартира” (Агранович-Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Наша квартира. Минск; Ростов-на-Дону: Мет/Феникс, 2000) все варианты трансформации интерьера и мебели, трудно было предположить, что на “Минском мебельном салоне” в 2004 г. будет представлен отечественный промышленный образец трансформируемой молодежной комнаты с выдвигающимся из подиума спальным местом (рис. 4).
Что же дают дети архитектуре и дизайну?
Детская вера в сказку заставляет архитекторов вносить новые черты в облик архитектурных объектов для детей. Если школьные здания середины ХХ века по своему декору не отличались от дворцов культуры или дворцов спорта даже в странах с передовыми архитектурными взглядами, например в Чехословакии (рис. 5, 6), то конец его предложил широкий выбор вариантов.
Деятельная натура детей приучает нас к мысли, что школа может выглядеть как катальная горка (рис. 7). Активное территориальное поведение детей делает оправданным архитектурное решение школы в виде самостоятельных павильонов с разнообразными рекреационными пространствами внутренних двориков, неповторяющимся растительно-ландшафтным сопровождением, декоративными элементами, открытыми конструкциями (рис. 8–9).
Особенности детского цветовосприятия, наличие возрастных цветовых предпочтений и их изменения с возрастом дают примеры введения открытых цветов (рис. 10) и активных суперграфических композиций (рис. 11) во внешнем объеме школьного здания.
Специфика цветовой среды интерьеров детских учреждений не эстетство, а необходимость обеспечить смену цветовых образов, способных снять зрительное и общее утомление (рис. 12).
Может быть, и центр Помпиду с вынесенными наружу конструкциями и прозрачными элементами инженерного оборудования — ответ на извечный детский вопрос: “Почему машинка ездит и что у нее внутри?”

 

 


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...