“Многое, что здесь было найдено и впервые
осуществлено, нашло широкое применение
в практике градостроителей Минска и, в этом
нет сомнения, будет отвечать высоким требованиям
архитектуры белорусской столицы”.
Георгий Сысоев
Имя патриарха белорусской архитектуры, заслуженного архитектора БССР, лауреата Государственной премии БССР и премии Совета Министров СССР, члена-корреспондента Российской (Петровской) Академии наук и искусств, академика Белорусской Академии архитектуры Георгия Васильевича Сысоева по праву вошло в яркое созвездие выдающихся зодчих Беларуси послевоенной эпохи. Один из ведущих архитекторов страны, он активно участвовал в решении важнейших государственных задач, выдвигаемых жизнью общества, и внес огромный творческий вклад в развитие градостроительства Беларуси, занял лидирующее место в истории отечественной культуры второй половины ХХ в.
Дебют Г. Сысоева в Минске состоялся в 1951 г. Он совпал со сложными годами советского зодчества – переходным периодом и борьбой с излишествами, которые отражали не только драматизм ситуации внутри профессии, но и новые требования, предъявляемые обществом. Призыв к новой архитектуре нашел в БССР благодатную почву, несмотря на то что здесь были крепки корни заветов классики. Среди искателей новых художественно-стилистических путей, кто смело отодвигал устои “сталинского классицизма”, был и Георгий Васильевич. Старая гвардия белорусских мастеров (В. Вараксин, А. Воинов, В. Гусев, В. Король, Л. Мацкевич, М. Томах, Н. Трахтенберг и др.) уже не могла справиться с современными задачами и постепенно уступила место новой генерации.
Именно в этот период Г. Сысоев назначается магистральным архитектором второй очереди застройки главной улицы белорусской столицы – пр. Ленина (теперь пр. Независимости). Ответственная градостроительная и архитектурно-художественная задача стала для него сложным экзаменом на профессиональное мастерство. Зодчему удалось умело синтезировать исторический опыт предшествующих десятилетий с новыми задачами содержательного характера с точки зрения структуры городского пространства, заполняемого объектами массового жилищного строительства. Он прекрасно осознавал, что творческая работа с историческим пространством центральной городской застройки в современных условиях должна дать иное качество городской среды. Новая архитектура, по глубокому убеждению мастера, должна репрезентовать образ нового общественного сознания. И сегодня смело можно утверждать, что он успешно с нею справился. Жилая застройка четной стороны проспекта от ул. Сурганова до пл. Калинина, включая парадные входы в ботанический сад и парк Челюскинцев, – большая творческая удача зодчего, характеризующая поиск и обретение своего индивидуального почерка. В ней неутомимый художник оставил яркую, весьма заметную “печать” своего эстетического вкуса, своего видения и тем самым оказал мощное влияние на белорусскую архитектуру перестроечного периода.
Зодчий сумел найти новые средства художественной выразительности: внешний, содержательный облик возведенных сооружений глубоко эмоционален, пронизан свежим ароматом эстетической гармонии. В решении всей достаточно протяженной застройки наряду с современной трактовкой мастер умело, очень корректно и к месту использовал элементы классики. Например, в оформлении главных входов в ботанический сад и парк Челюскинцев ему удалось достичь многообразия архитектуры, соответствующей конкретному месту, несущей на себе черты, столь характерные для традиционного национального градостроительного искусства. По мнению зодчего, архитектура в конечном итоге должна быть созвучна простоте и гармонии мира. Об этом свидетельствуют и такие его произведения, как жилые дома по бульвару Луначарского, здание Мингорисполкома, корпус гостиницы “Минск” и др.
Вершиной творческого успеха Георгия Васильевича Сысоева стала застройка микрорайона “Восток-1” в Минске. Благодаря умелому освоению природного ландшафта местности, использованию водных зеркал Слепянской водной системы, гармоничному композиционному сочетанию разновысотных зданий (16–12–9–5 эт.) и, наконец, синтезу искусств найдено идеальное градостроительное решение. Применение точечных и протяжных жилых домов в сочетании с общественными зданиями позволило избежать монотонности, достичь выразительности силуэта – за счет смелого устройства высотных жилых домов, крыш-садов со смотровыми площадками, перекрытыми консольно-выступающими козырьками. Архитектура здесь развивалась по своим внутренним законам, а главное – базировалась на новых методах проектирования, в основе которых лежали типовые решения, рассчитанные на индустриальное строительство.
Стремясь максимально донести до зрителя идейно-художественный замысел, зодчий умело использовал синтез архитектуры и изобразительного искусства. Мозаичные панно, размещенные на торцах 16-этажных жилых домов, выходящих на главную столичную магистраль, великолепно выполнил талантливый белорусский художник-монументалист А.М. Кищенко. Эти произведения монументального искусства органичны с архитектурой и являются своего рода памятниками, раскрытыми в темах “Минск – город-герой”, “Минск – город культуры”, “Минск – город-строитель”, “Минск – город науки и прогресса”. Они отражают национальную сущность белорусского искусства, что проявляется в чистоте цвета, строгости линий орнаментальных форм. И самое главное – изобразительно-выразительные средства удачно совпали с образно-стилистическим строем архитектуры, потому и поныне оказывают мощное эмоциональное воздействие. Каждое мозаичное панно, как утверждает искусствовед Б. Крепак, – оригинальная картина-икона, но не как предмет культа, а как предмет медитации, через который возможно понимание современности. Эта символика полна глубокого идейного содержания [1].
Воплощение в жизнь проекта “Восток-1” стало важным этапом в развитии новых принципов планировочной организации территорий. Здесь пространственная композиция базировалась на более широких градостроительных приемах: от линейных – к глубинным, от замкнутых – к открытым, от регулярных – к свободному их расположению. Национальная специфика выражена в живописности связей с природным окружением (создан уникальный бульвар), в синтезе архитектуры и пластических искусств [2].
Нельзя обойти вниманием и такой раздел деятельности Г. Сысоева, как мемориальное искусство. Ему, участнику Великой Отечественной, прошедшему с боями от Москвы до Берлина, военная тема как никому была близка и понятна, она для него – неиссякаемый источник вдохновения. В трудные годы войны ангел-хранитель защитил его и вывел невредимым из многочисленных сражений. Впоследствии он выполнял свой гражданский и профессиональный долг перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы (например, памятник К. Заслонову в Орше). Мемориал “Брестская крепость-герой” – коллективное творчество ведущих мастеров монументального искусства СССР – олицетворяет великий солдатский подвиг, мощь и непокоренность страны, которую они защищали. В нем также частица души и сердца, творческого таланта архитектора Г. Сысоева.
Деятельность Георгия Васильевича многогранна, и в этом кратком обзоре мы показали лишь малую толику того, что реализовано по проектам зодчего. Его творчество – своеобразное зеркало, отражающее постепенный переход белорусской архитектуры на новые рельсы. На этом пути проявились и успехи, и отдельные просчеты, неизбежные в процессе поиска нового, современного. Как чуткий художник, Георгий Сысоев вобрал в себя всю сложность и противоречивость эстетических взглядов целой эпохи.
Следует отметить, что творческому успеху Г. Сысоева способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, он наделен природным талантом зодчего. Во-вторых, это высокоэрудированный человек во многих отраслях знаний, прежде всего истории искусств. Он мог цитировать целые фрагменты высказываний великих русских классиков литературы и архитектуры. К тому же обладал прекрасным ораторским даром. Его выступления на архитектурных советах, съездах, различных профессиональных заседаниях привлекали внимание слушателей свежестью аргументаций, оригинальностью изложения мысли, остротой суждений. Неудивительно, что художник чувствовал себя “хозяином” в архитектуре, которая раскрывала перед ним свои тайны.
Георгий Васильевич Сысоев – автор ярких публикаций на страницах союзных и республиканских газет и журналов, в том числе “Архитектуры и строительства”. Его теоретические взгляды по прошествии времени стали профессиональными правилами. Еще одна замечательная черта его таланта – помогать начинающим архитекторам в овладении профессией, находить в созидании радость и счастье.
…Прекрасна творческая судьба Георгия Васильевича Сысоева, запечатленная в архитектурных сооружениях, овеянных вдохновением, взлетом творческой фантазии мастера. Они являются подлинными памятниками архитектуры, органичной частью золотого фонда архитектурного наследия Беларуси ХХ в.
Литература
1. Крепак, Б.А. Александр Кищенко / Б.А. Крепак. – М.: Советский художник, 1988. – 64 с.
2. Воинов, А.А. История архитектуры Белоруссии: Учеб. для вузов по спец. 1201 “Архитектура”. В 2 т. Т. 2 (Советский период). – 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Воинов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1987. – 293 с.
3. Сысоев, Георгий. Микрорайон Восток-1 в Минске // Строительство и архитектура Белоруссии. – 1974. – № 1.