Многие годы не меркнет воспоминание — вид уходящей в далекую перспективу узкой булыжной дороги, окаймленной огромными деревьями. В старинном каменном покрытии просматривались дугообразные узоры, веерами раскрывавшиеся при движении и завораживавшие взор.
…Камень всегда притягивал человеческое внимание. Ему молились, он завораживал, как завораживают горы, оборонял, он был вечен и неразрушаем. Использование природного камня в строительстве монументальных сооружений восходит к XI веку. При традиционной для раннего средневековья смешанной кладке стен употреблялись крупные необработанные камни – известняк, кварцит, гранит или гнейс с плоскоколотой лицевой поверхностью. В тех случаях, когда камни в кладке стен играли чисто декоративную роль, подбирали экземпляры различных цветов. Лицевую поверхность таких камней чаще всего шлифовали. Полихромия стены производит довольно сильное эмоциональное, даже в какой-то степени магическое воздействие на человека.
Обойдите вокруг Коложи в Гродно – Борисоглебской церкви XII в. — и вы увидите сохранившиеся вставки на фасадах церкви из гранитных и гнейсовых камней разных цветов и оттенков с отшлифованной внешней поверхностью. Камни размещены ровными рядами и чередуются с узорами из поливной керамики. Фундамент уникального храма насухо сложен из валунов средней величины. Такой прием, когда большие полированные камни использовались для украшения фасадов, был характерен для большинства монументальных святынь Гродненской архитектурной школы.
В полоцком зодчестве первой половины XII в. часто применялся пирофиллитовый сланец, называемый красным шифером. Этот камень легко обрабатываем, кроме того, он обладает красивыми оттенками лилового, фиолетового и розового цветов. Каменоломни пирофиллитового сланца были на Днепре севернее Киева, откуда, по-видимому, камень и попадал в Полоцкие земли. Стены самого значительного из известных храмов Полоцкой школы зодчества — Софийского собора сложены из известнякового, в основном светло-серого камня неправильной формы и нескольких слоев плинфы в технике “полосатой” кладки, столь характерной для этой своеобразной школы.
Оригинальная архитектурная школа, существовавшая в Минске в XII в., представлена найденными в северо-восточной части древнего замчища остатками каменного храма, облицованного плитками из ракушечника. Фундамент и стены храма были сложены из светлых известняковых камней на белом известняковом растворе. Крупные блоки облицовывали внутренние поверхности стен.
Так начиналось каменное зодчество, прошедшее долгий эволюционный путь и давшее возможность благодаря длительной жизни камня смотреть сегодня с трепетом на творения старых мастеров, пусть даже оставшиеся в руинах.
Готические формы раннесредневековой архитектуры Беларуси, где они просуществовали необыкновенно устойчиво вплоть до мощного натиска барокко, стали поистине “золотым веком” каменной архитектуры. Вначале они проявились в военно-замковой архитектуре, прошедшей эволюцию от примитивных укреплений до сложных фортификационных систем. Грозные башни-донжоны стояли в Каменце, Гродно, Бресте, Полоцке, Новогрудке, Турове. Каменецкая башня — “Белая вежа” появилась между 1271 и 1289 годами, и авторство ее возведения принадлежит зодчему Алексию.
Камень стал укрепляющим стержнем этих сооружений, и из него же лепился неповторимый архитектурно-художественный образ. Во всех средневековых замках Великого Княжества Литовского, как донжонах XIII в., так и кастелях XIV в., основными строительными материалами были известняковый камень и валуны, собираемые в окрестности. До сих пор стоят руины Новогрудского замка, возведенного из известняковых глыб с добавлением кусков кирпича на цементном растворе.
Стены и башни Кревского замка сложены из камня, но облицованы кирпичом. То же мы видим в Лидском замке. А вот замок в Мире построен уже из хорошо обожженного и ладно уложенного кирпича, даже каменные фундаменты были облицованы кирпичом. С этого времени камень как строительный материал стал постепенно вытесняться правильным и “щегольским” кирпичом.
Нужно было пройти почти двум столетиям, чтобы традиции каменного строительства возродились вновь в романтизме, а затем и в эклектике. Основной утопический идеал романтизма — “путешествие” во времени, поэтому романтические тенденции проявились в создании особого настроения путем устройства в пейзажных парках искусственных руин из природного камня, имитации надгробных памятников, отдельно стоящих крупных камней.
Бутовый камень вновь “оккупировал” фундаменты, из него строили не только цокольные этажи, но зачастую основные стены зданий. В этом проявилось ностальгическое отношение к старине и природному камню как ассоциативному и неотъемлемому атрибуту средневекового зодчества.
Оно коснулось небольшого Петропавловского костела в Рожанке, где живописный колористический облик достигнут благодаря использованию темной хаотичной полихромной бутовой кладки, чередующейся с тонкими побеленными карнизными тягами. Невольно возникают ассоциации с “полосатой” кладкой в полоцких храмах.
Браславский костел Рождества Девы Марии, построенный в стиле романтической готики, интересен сочетанием двух видов строительных материалов — полихромного бутового камня и кирпича. Причем бутовая кладка на плоскостях стен перемежевывается с орнаментальной мозаикой из маленьких камешков на известковом растворе. Этот декоративный прием – местный и не встречается больше ни в одном из архитектурных сооружений.
Фасады памятника исторической готики Петропавловского костела XIX в. в Жупранах выполнены полихромной бутовой кладкой, на которую, как кружево, надеты архитектурные обломы готического узора. Каменные плоскости стен органично сочетаются с оштукатуренными фигурными лопатками в углах массивного объема. С необычайным вкусом подобрана цветовая гамма камней: от желтой охры до терракотово-красного.
Характерный для белорусской ретроспективной готики колористический прием перешел и в ХХ столетие. Он воплощен в небольшом Петропавловском костеле в Гоже. Живописный архитектурно-художественный образ достигнут благодаря применению открытой полихромной бутовой кладки и побеленных выразительных деталей.
Мощная кладка из тесаного известкового камня отличает костел св. Иосифа в Рубежевичах. Строгая бутовая кладка плоскостей фасадов в сочетании с лопатками из высококачественного кирпича, аркатурными фризами использована при строительстве костела св. Симеона и Тадеуша в Лаздунах. Костельный комплекс огражден невысокой стенкой, выложенной из крупных и мелких валунов.
Органична и проста объемно-пространственная композиция Казимировского костела в Липнишках. Ее выразительность достигается за счет необычного материала — тесаных гранитных квадров, из которых кроме стеновой кладки сделаны и немногочисленные элементы декора. Суровая, архаичная постройка в то же время необычайно живописна благодаря природной фактуре самого камня.
Основной корабль костела Вознесения Девы Марии в центре Деречина возвышается на высоком цоколе из известняковых блоков и накрыт “готической” остроконечной двухскатной крышей. Достаточно резко выделяется своей колористической трактовкой Троицкий костел в Германишках. Почти лишенные декора стены тем не менее достаточно живописны за счет полихромной кладки бутового камня.
Тяжелый, массивный объем костела Сердца Иисуса в Илье ассоциируется с романскими храмами раннего средневековья. Это впечатление усилено широким использованием грубых известняковых блоков.
Нетрадиционно и неожиданно композиционное решение каплицы у дороги Сервечь — Кайшовка. Плоскости граней центричного восьмигранного маленького храма, выложенного из бутового камня хаотичной кладки, прорезаны большими стилизованными стрельчатыми окнами.
Это далеко не полный ассоциативный взгляд на каменную архитектуру века эклектики. Зодчие стали как бы проводниками, привнося в нашу жизнь романтику и таинства давнего средневековья и былой эклектики. А камни помогают нам в этом, они оберегают нас, нашу культуру.