В 2015 г. исполнится 250 лет со дня рождения Михала Клеофаса Огинского – известного композитора, государственного деятеля, человека европейского образования и культуры. В Беларуси находится единственная в мире усадьба, где он жил и работал, – Залесье, расположенная недалеко от одноименной станции в Сморгоньском районе Гродненской области. Именно с ней связано создание Михалом Клеофасом Огинским произведения, снискавшего мировую славу, – полонеза “Прощание с Родиной”.
Усадьба Залесье принадлежала роду Огинских с XVIII в. Франтишек Ксаверий Огинский, кухмистр Великого Княжества Литовского, подарил ее в 1802 г. своему племяннику Михалу Клеофасу. Именно там прошли самые плодотворные годы жизни композитора (с 1802 по 1822 г.). Это было время расцвета усадьбы, называемой тогда Северными Афинами. Сюда приезжали отечественные и зарубежные знаменитости, музыканты, устраивались концерты. В 1822 г. Огинский навсегда покинул родину, а Залесье оставалось во владении его потомков до 1927 г.
Усадьба представляет собой редчайший пример гармоничного сосуществования двух разностилевых и разновременных ансамблей, в каждый из которых входили дворец и парк.
В XVIII в. были построены деревянный дворец (не сохранился, выполнен проект восстановления), регулярный парк (выполнен проект восстановления) и хозяйственный двор, за которым находился пруд.
При М.К. Огинском в Залесье по проекту архитектора, профессора Виленского университета Михаила Шульца возведен каменный дворец в стиле классицизм. Кроме него в ансамбль входили карлица, мельница, пейзажный парк с двумя парковыми павильонами, который был сформирован на территории, расположенной к северо-западу от усадьбы XVIII в.
Следует отметить, что в настоящее время на территории дворцово-паркового ансамбля отсутствуют чужеродные постройки, и это позволяет восстановить как регулярный, так и пейзажный парки. Сохранившиеся фундаменты предоставляют возможность воссоздания утраченных зданий.
Проведенные археологические раскопки, историко-архивные и библиографические исследования, выполненные строительные проекты реставрации и реконструкции объектов усадьбы создали достаточно весомую базу для перехода от проектных работ к строительным.
Существующая ситуация позволяет организовать на данной территории мемориал великого композитора, и воссоздание исторического ландшафта является важнейшей задачей при реализации этой идеи. Ухоженная парковая среда для обитателей усадьбы была не только естественной жизненной необходимостью, но и источником творческого вдохновения. За прошедшие более чем 200 лет деревья в усадьбе выросли и видоизменились, но после проведения необходимых мероприятий, предусмотренных проектом, можно добиться существенного улучшения эстетических и санитарно-гигиенических качеств древостоя, восстановить основные ландшафтные композиции. Отрадно, что на территории пейзажного парка в последнее время проводились санитарные рубки и рубки формирования, в результате которых была расчищена территория партера перед главным фасадом дворца XIX в. Главной проблемой реконструкции зеленых насаждений ансамбля является необходимость постоянного ухода за деревьями, кустарниками, газоном.
Еще большая проблема – сохранение дворца XIX в. В 80-е годы XX в. в нем начались восстановительные работы, однако в связи с отсутствием средств не были завершены. Дворец законсервировали, и, не оснащенный необходимыми, жизненно важными инженерными коммуникациями, он уже более 20 лет постепенно разрушается.
В 2006 г. по заказу Музея театральной и музыкальной культуры и Комиссии по делам ЮНЕСКО в Республике Беларусь выполнена корректировка проекта реставрации и реконструкции дворца с учетом его использования под музей, выставочные залы и мемориальные комнаты композитора. Большое значение в данном проекте придается восстановлению
планировочная структура. Основываясь на исторических материалах, удалось восстановить и архитектурный облик этих зданий. Проектом предусмотрено вернуть оранжерее ее прежнюю функцию, которую она успешно осуществляла во времена Огинского, – выращивание цветов и экзотических растений. В летний период различные растения и цветы выносились в парк.
Планировочная структура пейзажного парка несложная, ее восстановление не потребует значительных материальных затрат, однако необходимо обеспечить высокий уровень выполнения дорожных покрытий и постоянный уход за ними. Еще больше требований к качеству строительных работ и эксплуатации должно предъявляться при воссоздании территории регулярного парка. Его простая геометрическая планировка при четкости трассировки дорожек и аккуратности стрижки зеленых насаждений создаст эффектную визуальную структуру. Поскольку регулярный парк композиционно неразрывно связан с дворцом, идеальным решением было бы единовременное восстановление всего ансамбля XVIII в.
Дворец XVIII в., находившийся на оси французского парка, был одноэтажным с мезонином, имел по четырем углам так называемые “алькежи” (прямоугольные объемы, накрытые отдельной крышей). Стены дворца были оштукатурены, высокая вальмовая крыша покрыта гонтом. В результате проведенных в 1980-х гг. археологических раскопок смогли точно определить конфигурацию его плана. Исторические исследования, в том числе инвентарные описания помещений, внешнего облика и гравюра XIX в. позволили выполнить объемно-планировочную реконструкцию, послужившую основанием для проекта реставрации и реконструкции дворца. Предполагается устройство во дворце музейных и выставочных помещений, размещение небольшого концертного зала.
К сожалению, усадьба в Залесье не имеет постоянного и рачительного хозяина, отсутствует финансирование. Нерешенность всех наличествующих проблем может привести к тому, что юбилей М.К. Огинского придется проводить, увы, среди развалин...
Автор проекта реставрации (объемное решение) Л. Иванова
Автор проекта реконструкции парка Т. Костич