Вы здесь

Юрий Шпит: “Архитектура – это прежде всего жизненная позиция”

21.10.2005 12:36
Просмотров: 5 131
Версия для печати

Более полувека живет и творит в белорусском зодчестве выпускник архитектурного факультета Киевского инженерно-строительного института Юрий Васильевич Шпит. И теперь нашу плеяду Мастеров невозможно представить без него, заслуженного архитектора, лауреата Государственной премии БССР, доцента, академика Белорусской академии архитектуры. Пришлось бы долго только перечислять все, что им запроектировано и построено. Ведь это многие десятки сложных проектов, научно-исследовательских и конкурсных работ. И вполне заслуженно на страницах нашего журнала часто упоминается это имя. И вот теперь семидесятипятилетний юбилей Мастера – прекрасный повод не только для наших поздравлений и пожеланий, но и для еще одной встречи с ним.

— Судя по Вашей многолетней творческой биографии, Мастер обнаруживает себя с молодых лет?

— Это действительно так, только само по себе признание не приходит, его добывают в творчестве. Так и я, будучи еще студентом (1948—1954 гг.), уже работал в проектном отделении Академии архитектуры Украины, где под руководством академиков архитектуры В. Заболотного, Я. Штейнберга, А. Сидоренко участвовал в разработке проектов ВДНХ Украины, Крытого рынка в Донецке, ряда жилых и общественных зданий. Поэтому и дипломный мой проект на всесоюзном смотре дипломных проектов занял одно из первых мест.

— И, видимо, участие в конкурсах?..

— Обязательно. До сих пор вспоминаю премии открытых всесоюзных конкурсов за проекты монументов в Киеве и Хмельницком в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией – неоценимый творческий стимул.
— Потом работа на белорусской архитектурной ниве, с чего она начиналась?

— Первые десять лет непосредственно связаны с решением жилищной проблемы, очень острой, как известно, для послевоенной Беларуси. Волей-неволей увлекся ею. В итоге появились многие проекты планировки и застройки микрорайонов в Минске. Но не только их число тешило меня, хотелось, чтобы люди жили в них лучше, человечнее, что ли. Поэтому появились дома для посемейного заселения квартир с улучшенной планировкой.

— Выходит, это был своего рода эксперимент?

— Именно так, в это время я даже возглавлял архитектурно-конструкторскую мастерскую экспериментального проектирования Белгоспроекта.

— А в чем заключалась суть новаторства?

— Сегодня в это, может, и трудно поверить, поскольку стало нормой архитектурной жизни, но тогда мы стали пионерами массового жилищного строительства на основе индустриальных технологий и полносборного изготовления. Как результат — серия жилых домов 1-433, нашедшая широкое применение в жилищном строительстве 1950—1960-х годов. В творческом контакте с региональными ДСК и строительными базами была осуществлена адресная разработка 14 серий проектов 5—9-этажных домов. Я могу гордиться, что некоторые из них, в частности серия 1-468 Г, до сих пор не сняты с производства.

— Тем не менее только типовое проектирование, пусть даже и успешное, — не скучно ли это Мастеру?

Дело в том, что я на нем и не замыкался никогда. Так, для Минска разработал комплекс, если хотите ансамбль, по бульвару Толбухина, куда помимо трех 10-этажных крупнопанельных домов вошли кинотеатр “Партизан”, ресторан “Каменный цветок”, библиотека и ряд предприятий и учреждений. А международный молодежный комплекс “Юность” на Заславском водохранилище или “Кордон-гостиница” на озере Плавно? А лечебный корпус в крымском Мисхоре или административные здания в Могилеве и Бобруйске? А генеральные планы наших городов? Работа с ними и интересна и благодарна. Разработка генплана Новополоцка, в частности, была удостоена Государственной премии БССР.

— А Ваш интерес к монументальному искусству?..

— И на этом поприще я смог сказать свое слово. Проект площади Победы в Витебске и проекты монументов воинам, партизанам и подпольщикам Витебщины и партизанам Вилейщины — моя работа.

— Наконец, еще об одной Вашей ипостаси – руководителя государственного масштаба.

— В 1964 году меня, еще молодого в общем-то специалиста, назначают заместителем председателя Госстроя БССР. Сам факт этого назначения запомнился мне, прежде всего, вот чем. Напутствуя меня на эту должность, председатель Госстроя БССР В.А. Король призывал всемерно внедрять в жизнь мои разработки в жилищном строительстве, распространять мои способности на все сферы архитектурно-строительного комплекса. А в качестве главного наказа — “И везде на первом месте должна быть Архитектура — с большой буквы”.

— Любопытно, как Вы поняли этот первый “приказ”, что такое – большая буква у Архитектуры?

— Архитектура – это прежде всего жизненная позиция. Для меня она — ни при каких условиях не успокаиваться на достигнутом. Когда, например, я проникся проблемами, пришедшими вместе с резко возросшими масштабами строительства в городах и весях республики, то понял, что без системного подхода, без единого научно-проектного комплекса с ними должным образом не справиться. К моим доводам прислушалось правительство: в 1976 г. создается БелНИИПградостроительства, а мне доверяют пост его директора. И за все удачи и упущения в деятельности этого вполне прославленного учреждения я нес прямую ответственность.

— Значит, были все-таки определенные разочарования?

— Без этого, уверен, не может быть творчества. Искренне радовался нашей плодотворной работе над обликом новых городов — Новополоцка, Солигорска, Светлогорска… Чувствовал удовлетворение, когда по темпам внедрения новых типов жилищ Беларусь вышла на одно из первых мест в некогда огромной стране…
Главным же разочарованием для всего нашего коллектива было то, что наша республиканская научно-техническая программа — обстоятельный десятилетний труд — осталась невостребованной. Хотя в ней содержались детально обоснованный прогноз и основные принципы системной организации территории республики, ее всестороннего развития. Были на то объективные “перестроечные” обстоятельства, но от этого не легче. Более того, несмотря на все наши усилия, деятельность института резко сократилась. Я почувствовал, как сковываются мои творческие возможности. Решил расстаться с институтом и продолжать свое творчество в персональной мастерской. Выполнял самые различные проекты. Не мне судить об их качестве, но то, что я стремился оставаться верным своим принципам, — никто не оспорит.


Беседовал Игорь Морозов



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 740
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 775
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 996
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...