Жители Минска за долгие годы привыкли видеть на пересечении улиц Кирова и Володарского, в тихом квартале, расположенном несколько в стороне от шумной Привокзальной площади и стадиона “Динамо”, мрачное, серое, постепенно ветшающее здание со скромной рекламной надписью “Свислочь” (рис. 1). Только старожилы центральных районов помнят, что под скромной вывеской скрывается когда-то славная гостиница “Беларусь”, утратившая это гордое имя в 1980-е годы после возведения нового одноименного здания. Проходящий мимо архитектор, должно быть, вспомнил бы, что это — произведение А. Воинова конца 30-х годов прошлого века, яркий представитель архитектурного стиля переходного периода от конструктивизма к неоклассике. Обыватель, возможно, припомнил бы гостиничный ресторан с интерьером в неоклассическом стиле 1950-х.
Так или иначе, лучшие годы здания остались в далеком прошлом, и, несмотря на присутствие в республиканских списках памятников истории и культуры под № 17, оно тихо разрушалось под ударами бурных волн истории конца 1990-х, пока…
…Пока в 1999 г. Мингорисполком не принял решение избавиться от давно не работающего и погрязшего в неоплатных долгах хозяйства путем продажи его иностранному инвестору, в связи с чем был объявлен конкурс бизнес-предложений.
Осенью того же года офис проектного предприятия “Лантерна” посетили представители иностранной фирмы АО “Ирада”, входящей в группу компаний “Озканлар”, располагавшей (на то время) пятью отелями стандарта “пять звезд” в Турции и занимающейся инвестированием как в Турции, так и в других странах мира. Их привлекла возможность приобрести историческое и, как казалось тогда, хорошо сохранившееся здание в центре Минска.
Архитекторам нашего предприятия никогда до той поры не приходилось заниматься 5-звездочными отелями, поэтому, решив, что вся работа сведется к помощи в оформлении бизнес-плана, личный состав УП “Лантерна” (А. Грабчак, А. Матвеюк и И. Силивенок) под общим руководством В. Галковского приступил к работе. На этом этапе были заложены основные принципы функционального зонирования будущего отеля, которые, с некоторыми коррективами, остаются определяющими до сих пор (рис. 2).
В планы инвестора входило строительство отеля категории “пять звезд” на 120 номеров с казино и необходимыми сопутствующими помещениями: рестораны, бассейн, бани, помещения для занятий спортом, боулинг, автостоянка и многое другое, что необходимо 5-звездочному отелю и чего, в силу своего пролетарского происхождения, была лишена скромная гостиница “Свислочь”. Все перечисленное на отведенной площадке не помещалось, а снести памятник архитектуры и выстроить на его месте современный отель было невозможно. Поэтому автостоянку (в виде 2—3-этажного паркинга) решили разместить напротив гостиницы, на месте автостоянки у касс стадиона “Динамо”, а само здание гостиницы тактично надстроить мансардным этажом, вмещающим рестораны. Остальное располагалось в виде пристройки на дворовом пространстве будущего отеля.
Следует заметить, что одновременно с нами подобную работу для других иностранных инвесторов проводило еще несколько частных и государственных проектных предприятий. Учитывая наш в то время весьма скромный опыт в разработке 5-звездочных отелей, мы не особенно рассчитывали на ее продолжение. Поэтому не без удивления встретили известие об одержанной победе и предложение заказчика о дальнейшей совместной работе. Преисполнившись энтузиазма, мы приступили к выполнению эскизного проекта, предполагая недостаток конкретных практических познаний в области проектирования 5-звездочных отелей (вполне простительный, так как их не имел в то время никто в нашей стране) восполнить путем творческого общения с представителями гостиничного и игрового бизнеса. На данном этапе творческий коллектив составили И. Барановский (планировка здания реконструируемой гостиницы, варианты решения фасадов здания и объемное моделирование), А. Матвеюк (варианты решения фасадов здания реконструируемой гостиницы и здания пристроенного фитнес-центра) и А. Грабчак (здание пристроенного фитнес-центра и здание паркинга, объемное моделирование). Работа проходила под руководством В. Галковского.
Мы разработали несколько вариантов будущего Princess-Hotel Minsk, главную цель которых видели в определении допустимых границ вмешательства в архитектурный облик здания — памятника своего времени. В качестве основного нами, а позднее и Радой Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации был принят вариант (рис. 3, 5, 6), позволяющий сформировать облик будущего здания путем наиболее тактичного вмешательства в облик существующего: подход, основанный на европейских тенденциях в области реставрации и реконструкции. Оставляя фасады здания практически неизменными, лишь применяя более дорогую и современную отделку (полированный гранит, термошильд, стеклопакеты), мы решили надстроить мансардный этаж над основным зданием, второй этаж — над пристройкой 70-х годов прошлого века, а также пристроить козырек у главного входа – все это в заведомо современном исполнении, из самых современных материалов, с применением тонированного и светоотражающего стекла (рис. 7, 8) (следует напомнить, что шел 2000 год и не были еще возведены многие здания, определяющие сейчас архитектурный облик города). Массированное применение стекла, по нашему замыслу, должно было придать зрительную легкость, как бы призрачность следам нашего вмешательства в архитектуру памятника 1930-х годов. Кстати, данная концепция, одобренная заинтересованными инстанциями, воплощается ныне в практически неизмененном виде.
Одновременно проходила работа по проектированию пристроенного объема на территории двора гостиницы, где должны были располагаться бассейн, тренажерный зал, комплекс бань, салон красоты и боулинг. Зажатость дворового пространства сразу поставила авторов в весьма тесные рамки, мешающие проявлению архитектурной фантазии. Несмотря на это, были разработаны варианты (рис. 9, 10), объединенные лишь концептуальным подходом – новое должно быть новым. Таким образом, наша концепция содержала принципиальный отказ от проектирования “подделок под старину” и поисков“ соответствия”. Здание-памятник, как старая картина, должно было обрести современную “раму”, подчеркивающую его аутентичность.
Отдельно следует упомянуть проект паркинга, который планировали расположить на месте существующей автостоянки при стадионе “Динамо”, у площади, образованной пересечением улиц Кирова и Свердлова. Здание, первоначально разрабатывавшееся в агрессивно-современных архитектурных формах (рис. 11—13), затем, после проведенных консультаций с городским архитектурным руководством, стало приобретать черты, претендующие на создание ансамбля, завершающего формирование площади (рис. 14). Поначалу чисто служебное сооружение при гостинице, получив подковообразную офисную часть, приобретало градообразующее значение. К сожалению, эта весьма перспективная работа по независящим от нас причинам не была доведена до конца.
Итак, процесс создания архитектурной концепции завершился ее утверждением республиканскими инстанциями.
Этап рабочего проектирования сразу выявил отсутствие в Беларуси нормативной базы на отели международного класса. Старый СНиП на проектирование гостиниц – наследие СССР – едва ли мог нам помочь. Попытки же опереться на знания представителей заказчика, время от времени посещавших Минск, потерпели полное фиаско. Как мы в конце концов поняли, эти господа с неопределенными полномочиями являлись узкими специалистами в той или иной сфере гостиничного менеджмента либо вообще имели к нему весьма отдаленное отношение. Их рекомендации, базировавшиеся на соблюдении интересов прежде всего своей сферы деятельности, постоянно пересекались на крайне небольшом пространстве существующего здания, вытесняя из него все “постороннее”. Хуже всего было то, что представители постоянно менялись. Пытаясь следовать их рекомендациям, мы выполняли (а затем выбрасывали) горы ненужной работы, нисколько не приближаясь к ее окончанию. К счастью, на помощь пришел Госстандарт России, принявший ГОСТ “Классификация гостиниц”, который (до разработки своего документа) был введен в действие и Госстандартом РБ. Опираясь на этот документ, трактующий лишь некоторые основные параметры функционирования отелей, мы обрели некую опору, позволившую перевести работу в конструктивное русло.
Для создания отеля международного класса, который замышлялся как первый в Беларуси 5-звездочный отель, была собрана команда из лучших в республике специалистов-инженеров, принимавших участие в проектировании крупнейших современных объектов. Кроме представителей УП “Лантерна” (вышеперечисленных архитекторов, а также бригады электриков О. Гацихо и др.) были привлечены ОДО “Моноракурс” (конструктивная часть), бригады М. Кузьминой (УП “Минскпроект” — сантехника) и А. Лобинской (УП “Минскпроект” — электрика), фирма “Акова” (слаботочные сети, компьютеризация, сигнализация и т.д.) и многие другие. Деятельное участие в формировании облика гостиничного комплекса, консультативную помощь и содействие в прохождении согласований оказала научный руководитель проекта И. Дорохова, рекомендованная нам Департаментом по охране историко-культурного наследия и реставрации. Под ее руководством был разработан проект реставрации фасадов и сохранившихся интерьеров здания.
Процесс проектирования, оказавшийся достаточно сложным и длительным в связи с отсутствием у его участников опыта разработки объектов подобного уровня, массированного применения инженерной “начинки” импортного производства (на которую в то время непросто было найти технические данные), а также из-за постоянных изменений набора и функционального назначения помещений по требованию заказчика, был завершен осенью 2001 г. К этому моменту здание пристроенного фитнес-центра, разрабатываемое архитектором И. Силивенком (рис. 18), изменило внешний вид, стало 3-этажным (с одним подземным этажом и техническим подпольем), но сохранило соответствие основной концепции архитектурного комплекса.
Тем временем начавшийся в условиях продолжения проектирования процесс разборки деревянных перекрытий здания показал, что реконструкция памятников архитектуры – нелегкое дело. Инженеры ОДО “Моноракурс” пришли буквально в ужас, когда убедились, что стены ветхого здания можно разбирать руками, безо всякого напряжения вытаскивая из кладки кирпич за кирпичом. Кроме того, строители 1930-х не слишком большое внимание обращали на соблюдение геометрических параметров, вследствие чего стены главного фасада имели заметный уклон внутрь здания. Перед угрозой обрушения строительство остановилось. Казалось, постройка готова на наших глазах превратиться в груду исторических обломков. В этих форс-мажорных обстоятельствах было принято решение, поддержанное Департаментом по охране историко-культурного наследия и реставрации, сохранить только главные фасады, “привязав” их к монолитной “этажерке” железобетонного каркаса, устанавливаемого внутри и выполняющего отныне роль несущей конструкции здания.
Это нелегкое решение, однако, сразу развязало руки инженерам и архитекторам, до того с трудом “лавировавшим” в узких клетушках старой постройки, среди ее громоздких (но оказавшихся такими непрочными) конструкций. В первозданном виде сохранились лишь стены западающей части здания по ул. Кирова (корпуса, соседствующего с Министерством сельского хозяйства), о чем все не раз пожалели, но сделанного (вернее – не сделанного) не воротишь.
Проект был согласован комиссией Министерства спорта и туризма, Департаментом по охране историко-культурного наследия и реставрации, Комитетом архитектуры и градостроительства, получил положительное заключение Главэкспертизы. Все участники процесса вздохнули с облегчением…
…Как оказалось — совершенно напрасно. Одновременно с началом полномасштабного строительства у заказчика обнаружилась всепобеждающая страсть к переменам. Только что согласованный и одобренный им проект начал подвергаться постоянным переделкам, менялось функциональное назначение помещений, планировка трещала по швам, заметно “выпирая” из скромного объема здания, который, хоть и был несколько увеличен за счет сноса старых конструкций, все же остался почти в прежних габаритах. Стало понятно, что наша работа рассматривается лишь в качестве “руководства к действию”, но никак не основополагающего документа, каковой мы привыкли ее считать. Тот, кто не побывал в подобных условиях нешуточной борьбы за свое детище, не понял сути профессии архитектора. Не особенно настаивая на сохранении предложенной нами планировки здания, мы всеми силами стремились добиться соблюдения образного решения. В том, что ныне здание гостиницы имеет облик, практически не отличимый от предложенного нами на этапе эскизного проекта, выполненного в 2000 г., заслуга как авторов проекта, так и нашего научного руководителя И. Дороховой.
Однако вся эта “борьба” значительно тормозила строительные работы. Введение в действие казино, пуск которого намечался первоначально через полгода после начала строительства, многократно откладывалось и не состоялось до сих пор.
Но процесс архитектурной мысли не стоял на месте. За это время по предложению заказчика А. Матвеюком было выполнено несколько эскизных разработок с целью увеличения объема здания отеля (рис. 15, 16), не получивших поддержки Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации. Здание фитнес-центра становилось 5-этажным, превосходящим по высоте основной корпус гостиницы, а затем вновь сокращалось в объеме. Одновременно, как мы узнали позже, подобная работа была заказана архитектурной фирме из Турции, применившей, с небольшими изменениями, нашу планировку и давшей свои предложения по решению интерьеров и фасадов. В результате бурного обсуждения этой разработки, представленной нам в качестве “образца”, отдельные планировочные элементы нашли применение в нашем проекте. Предложения, вносящие чужеродные элементы во внешний облик здания, мы отвергли.
Отказавшись по техническим причинам от строительства паркинга на пересечении улиц Кирова и Свердлова и столкнувшись с проблемой полного отсутствия стоянок, мы проработали вариант его строительства на дворовом пространстве отеля. Эскизная разработка была выполнена в конце 2004 г. (рис. 17, 18). На представленном компьютерном изображении можно увидеть здание фитнес-центра (в его современном состоянии; автор – И. Силивенок) и пристроенный к нему 5-этажный открытый паркинг на 70 машино-мест (авторы – И. Барановский, Д. Волков, моделирование – И. Силивенок, Д. Волков). Здание паркинга (если оно будет построено в том виде, как запроектировано), вероятно, станет также своего рода первым в нашей стране – первым паркингом, загрузка которого будет осуществляться исключительно с помощью лифтов.
В настоящее время бурная история строительства первого в Беларуси 5-звездочного отеля, хочется верить, близится к завершению. Несмотря на все проблемы и задержки, вероятно, ему все-таки предстоит стать первым. Сдача в эксплуатацию должна состояться не позднее осени 2006 г. Уже через год любой желающий сможет посетить громадный ресторан на 6-м (надстроенном) этаже (рис. 19), насладиться великолепным панорамным обзором, доступным сейчас только строителям и проектировщикам, либо видом звездного неба через стеклянный купол банкетного зала; потратить лишние деньги в казино (рис. 20), где интерьеры любовно восстанавливаются под руководством И. Дороховой и над входом в которое (вот курьез истории!) можно будет увидеть гипсовый барельеф “Лявониха”, изображающий пляшущих селян и мощных босоногих селянок. Если же лишние деньги истратить не удалось, можно будет провести ночь-другую в одном из 120 комфортабельных номеров (одноместных и двухместных) либо “люксов” с балконами, выходящими на перекресток улиц Кирова и Володарского, а то и в одном из “президентских” 2-этажных номеров, попасть в которые можно прямо из лифта. Найдется и место для занятий спортом (рис. 22, 23), а для любителей танцев – дискотека на 300 мест (рис. 21). С уровнем сервиса, предоставляемого клиентам отелей сети Princess, “Принцесс-Минск”, несомненно, займет достойное место в ряду лучших.