Утонченной, волшебной грезой останется в нашей памяти башня дворца Радзивиллов в Несвиже…
Жаль, мощная деятельность реставраторов превратила стройную красавицу во что-то совсем непонятное. Сейчас вдруг выяснилось, что многовековая архитектура башни кому-то не нравится. Нашлось, видимо, на взгляд реставраторов, нечто “ненастоящее” в ней. Или захотелось сделать некое сенсационное открытие в области истории архитектуры?
Что же подтолкнуло на этот шаг? Почему красота в глазах специалистов не является архитектурной ценностью? Попробуем выяснить, почему получилось так, а не иначе.
Видимо, наши реставраторы стремились найти какой-то первоначальный вид дворцовой башни, используя за образец гравюру Томаша Маковского, которая относится к началу ХVII века. Однако встает первый вопрос: насколько верен образ башни дворца на гравюре?
Безусловно, эта гравюра имеет в белорусской культуре и искусствоведении большое значение. Многое в ней может быть настоящим материалом к историческим, архитектурным и другим исследованиям периода XVI–XVII веков. Но одна конкретная архитектурная деталь? Разве нет в ней известного схематизма?
Встает и второй вопрос: закончилось ли формирование дворца как архитектурного ансамбля в начале XVII века, когда была напечатана гравюра? Нет, ни в коем случае. Время в архитектуре играет в самом деле великую роль. Над дворцом Радзивиллов столетиями трудились известные зодчие и художники. Да и сами хозяева Несвижа были людьми не примитивными в отношении искусства и культуры.
И получилось так, что настоящим архитектурным сокровищем дворец в Несвиже стал только в XVIII веке. Особой, а может, и главной чертой этого великого творения был силуэт с башнями дворца, брамы, с куполами фарного костела и костела бенедиктинцев. И все это сделано в едином стилевом оформлении!
Достаточно посмотреть произведения белорусских художников ХІХ века Наполеона Орды и Иосифа Пешки, на которых изображены виды Несвижа. Взгляд и рука художника как бы завороженно следят за контуром башни и куполов. Летящий силуэт, отражение его в воде озер – это были приметы главной художественной ценности Несвижа.
Жаль, красота не попадает в “научное” осмысление прошлого…
Как писал в XIX веке выдающийся художник и мыслитель Уильям Моррис, “в умах зародилась странная идея реставрации старинных зданий… в высшей степени губительная идея, ибо теперь признается возможным уничтожить в здании те или иные следы истории, иначе говоря, следы жизни самого здания, а затем в какой-то произвольный момент остановиться”.
Что же потеряно?
Во-первых – целостность архитектурного ансамбля.
Во-вторых – архитектурная эстетика, красота сооружения.
В-третих – разорвана органичная связь с историей XVIII–XIX веков, с творчеством известных белорусских художников.
Не говоря уже о наших с вами воспоминаниях… Печально это…
Армен Сардаров