Вы здесь

Градостроительное развитие Белорусского национального технического университета.

Версия для печати

Кафедра “Градостроительство” архитектурного факультета Белорусского национального технического университета в рамках дипломного проектирования решила выявить пути архитектурнопланировочного развития территории, прилегающей к 15му учебному корпусу, – так называемой второй площадки БНТУ1, расположенной в северовосточной части города у пересечения кольцевой автодороги с проспектом Независимости. Удобное положение данной территории в планировочной структуре города, близость остановок общественного транспорта, в том числе строящейся станции метрополитена, обширная территория (96 га) позволяют развить сложившиеся учебные функции и создать специализированный учебный центр на базе БНТУ, отвечающий всем современным требованиям.

Освоение этой территории было начато в 70е годы прошлого века, когда разрабатывался проект Минского архитектурностроительного института (авторы И. Есьман, В. Аникин). Идея создания МАСИ, к сожалению, не была реализована, а проект не осуществлен в полном объеме, хотя отличался целостностью композиции и столичным масштабом. “Применяя типовые индустриальные детали, создать запоминающийся образ здания – вот задача, которую ставил перед собой авторский коллектив, приступая к проектированию Минского архитектурностроительного института”, – так описывали в журнале “Архитектура СССР” за 1975 г. проект МАСИ. В 1983 г. открылся 15й учебный корпус, предназначенный для архитектурного и инженерно­строительного факультетов Белорусского политехнического института (ныне БНТУ). Построены также учебнолабораторный корпус, общежития, столовая, спортивно­бытовой корпус. Вместе с тем значительная часть территории представляет собой пустырь со сложными геологическими условиями и отсутствием естественного стока вод.

Казалось бы, можно реализовать не до конца осуществленный проект и получить законченный архитектурный ансамбль, но время не стоит на месте, появляются новые тенденции в функциональной организации высших учебных заведений, внедряются новые строительные и отделочные материалы. Изменилось окружение рассматриваемой территории: в 70е годы прошлого века проектируемый комплекс фактически формировал въезд в город, а в настоящее время въезд в город сместился на северовосток и формируется жилым районом “Уручье”. Напротив 15го корпуса через проспект создается ультрасовременный деловой центр. Годы функционирования незаконченного учебного комплекса выявили ряд существенных недостатков его градостроительной организации. К ним можно отнести оторванность от главного корпуса университета, удаленность от объектов повседневного обслуживания (магазинов и детских садов), композиционную незавершенность комплекса, организующего важный транспортный узел на проспекте Независимости.

Варианты путей решения указанных проблем предложены в дипломных проектах А.В. Войтеховича, З.А. Картаковой (рук. доц. В.В. Вашкевич), В.А. Терещенко (рук. доц. Е.Е. Нитиевская), О.В. Амелькович (рук. доц. А.В. Мазаник).

Предоставим слово авторам некоторых проектов.

Андрей Войтехович

 

Основа дипломного проекта заключается в развитии идей, заложенных в проекте И. Есьмана и В. Аникина. Об этом говорит преемственность в решении 15го корпуса – его планировка соответствует проектному предложению прошлого века.

Композиция плана комплекса построена по правильной геометрической схеме, способствующей замыканию визуальных осей и легкости ориентации человека в пространстве. От существующей арки в 15м корпусе начинается широкая эспланада, на которую нанизана линзообразная площадь – центр, где сходятся основные оси, ведущие от выхода станции метрополитена и пешеходного подземного перехода через кольцевую автодорогу. Эспланада объединяет все функциональные зоны – сначала учебные корпуса, за ними культурно­бытовые объекты, стадион и спортивные площадки. Излом эспланады отмечается крупным спортивно­оздоровительным комплексом с бассейном, за которым располагаются общежития. Часть общежитий отводится для студентов, а часть для аспирантов и преподавателей. Запроектирован встроенно­пристроенный детский сад, так как близлежащие детские учреждения находятся только в соседних, достаточно удаленных жилых районах – “Уручье” и “Восток­1”. Сама же эспланада, минуя стадион, приводит к лабораторному корпусу и лесному массиву, предназначенному для рекреации.

Транспортное обслуживание комплекса осуществляется по проезду, идущему от ул. Ф. Скорины вдоль кольцевой автодороги к проспекту Независимости. По этому проезду предполагается организовать движение автобуса, и вдоль этого же проезда размещаются автостоянки.

Застройка комплекса вдоль МКАД призвана создать новое архитектурное качество данной части города и запроектирована таким образом, чтобы организовать выразительный силуэт, обеспечить разнообразие пластического решения, придать этому району города столичный облик. Особое внимание отводится архитектурному решению территории на пересечении проспекта Независимости с МКАД. На месте автозаправочной станции по проекту планируется разместить купольное здание конференц­зала.

Валентина Терещенко

 

Авторская концепция (“город в городе”) предусматривает создание фактически автономного учебного комплекса. Из пояснительной записки: “При полной интеграции в бурную жизнь крупного города здесь нет места суете”. По проекту студенческий городок включает в себя комплекс учебных корпусов, несколько общежитий, жилье для преподавателей, спортивные сооружения, места для отдыха и развлечений, развитый комплекс обслуживания, а также бизнесцентр с гостиницами. Все здания связаны крытыми надземными переходами, некоторые из них оборудованы движущимися тротуарами.

На всей территории комплекса движение обычного автотранспорта максимально ограничивается. Для перемещения запланирована сеть специальных мощеных дорожек для экологически чистого транспорта – велосипедов и электромобилей. Для автомобильного движения предусматривается проезд, огражденный специальными барьерами для защиты от шума и загрязнений выхлопными газами, идущий от ул. Ф. Скорины вдоль проспекта Независимости и затем вливающийся в МКАД. Вдоль кольцевой автодороги предполагается разместить ряд крытых многоуровневых автостоянок с озелененными эксплуатируемыми кровлями. Эти автостоянки совместно со специальными барьерами должны защищать проектируемую территорию от неблагоприятных воздействий МКАД и проспекта Независимости.

Главным композиционным элементом проектируемого комплекса является диагональная ось – вытянутая с севера на юг обширная пешеходная площадь, объединяющая между собой все функциональные зоны. Застройка их решена в виде двух спиралей, одна из которых (включающая существующий 15й корпус) предназначена для учебных и спортивных функций, а другая (прилегающая к парку) – для жилой зоны с досуговым центром. С южной стороны площадь замыкается научноисследовательским центром с опытным производством, а с северной – бизнесцентром с гостиницами.

Зинаида Картакова

 

Учебный комплекс – это сложная специфическая система, функционирующая, с одной стороны, независимо, с другой – в тесной взаимосвязи с окружением и со всем городом. Отсюда основную идею предложений можно сформулировать как создание “города в городе”. Вузовский комплекс является важной градоформирующей частью Минска и благодаря своему положению занимает ключевое место в восприятии силуэта города. В то же время это независимая структура, которая должна быть во многом самодостаточной.

Создаваемая среда призвана стать зоной комфорта и уюта, где есть все для учебы, работы, проживания, отдыха и развлечений. На территории комплекса располагаются учебные здания, жилье для студентов и преподавателей, центр отдыха и развлечений, спортивный комплекс, детский сад. В пределах комплекса найдут место уютные скверы и зеленые газоны, предназначенные для тихого отдыха, специальная трасса для катания на скейтбордах и роликах, а также традиционные спортивные площадки, стадион.

Общий композиционный замысел строится на внешне целостном динамичном контуре застройки в противовес масштабным для человека объемам внутреннего пространства, этажность которых понижается по направлению к существующему лесному массиву, предназначенному для рекреации. В объемно­пространственном решении усилен вертикальный акцент в северной части участка городка.

Было решено не вводить на территорию учебного комплекса линии общегородского транспорта. Однако поскольку расстояние от станции метро до крайних зданий составляет до полутора километров, можно использовать специальный экологически чистый транспорт – “горизонтальные лифты”. Могут, конечно, быть задействованы и велосипеды. Автостоянки организуются по внешнему контуру территории учебного комплекса. Таким образом, внутреннее пространство освобождается от современного автомобиля и предоставляется людям. А студентам можно будет не бегать по несколько раз в день в любую непогоду из здания в здание.

Итоги

 

Вариантный поиск архитектурнопланировочного решения территории 15го учебного корпуса, проведенный в ходе дипломного проектирования, выявил разнообразные тенденции. Это ориентация на экологически чистый транспорт; организация бестранспортных зон; решение проблемы автостоянок; внедрение в учебный комплекс городских функций; развитие жилья для преподавателей. Некоторые из этих предложений (иногда утопичных) могли бы быть учтены в дальнейшем проектировании. Несомненно, отправной точкой творческих поисков должен быть проект И. Есьмана и В. Аникина, не потерявший актуальности и в настоящее время, а новые, иногда неожиданные идеи, отвечающие требованиям современности, могли бы его развить и дополнить. В конечном итоге и общепризнанный проект видных мастеров белорусского зодчества, и дипломные проекты молодых специалистов направлены на решение одной цели – формирование современного архитектурного ансамбля учебного комплекса БНТУ, репрезентирующего уровень высшего технического образования республики.



comments powered by HyperComments
Читайте также
27.10.2003 / просмотров: 6 208
Кто бросил прошлое и, глупый, цепляется за будущее, будет того презирать весь мир. Махабхарата Уникальность нашего времени заключается в том,...
12.07.2004 / просмотров: 5 029
Среди спортивных держав мира Беларусь держится сегодня на равных. Наши атлеты многократно заявляли о себе громкими победами на соревнованиях самого...
12.07.2004 / просмотров: 19 860
После Великой Отечественной войны в Минске сохранились только остатки трибун стадиона “Динамо”. Остальные спортивные сооружения были...