Вы здесь

Национальный художественный музей: жизнь продолжается…

22.10.2007 10:03
Просмотров: 4 709
Версия для печати

КУП “Минскпроект”, АКМ4

Главный архитектор
проекта – О.В. Бригадный

Авторский коллектив:
С.А. Воронцов,
А.А. Володарский,
С.В. Дадаев,
Е.В. Дадаева,
Е.Е. Сластенина

В нынешнем году здание Национального художественного музея Республики Беларусь отмечает полувековой юбилей. Для произведений архитектуры 50 лет – не такой уж большой возраст. Многие из них, призванные поведать грядущим поколениям о мастерстве и таланте наших предков, живут столетиями, безмолвно наблюдая смену поколений, властителей и эпох. Но порой и за полвека здание настолько тесно переплетается с судьбой города, в котором родилось, с обликом улицы, на которой расположилось, что становится неотъемлемой частью их жизни и кажется – оно одухотворяет своим присутствием окружающее пространство.

В каждом городе есть улицы, которые в архитектурной организации пространства отыгрывают особую роль. На каждой из них есть сооружения, выполняющие свое предназначение в формировании гармоничного и запоминающегося градостроительного ансамбля. В центральной части Минска особое место принадлежит ул. Ленина, которая получила законченное целостное решение на участке от ул. Кирова до пл. Свободы. На этом отрезке в центре квартала между улицами Кирова и К. Маркса акцентной доминантой выделяется здание Национального художественного музея, созданное в 1952–1957 гг. архитектором М.И. Баклановым (Белгоспроект) как Государственная картинная галерея. Это сооружение, имевшее в первую очередь культурно­просветительское значение, стало определенным символом возрождающегося города.

Об истории создания этого сооружения писалось много (и в нашем журнале: см. “АиС”, 2004, № 3). Однако любой памятник, в том числе архитектуры, – это не только его история, но и развитие. Ведь еще выполняя проект, архитектор задумывал дальнейшее расширение музея…

За 50 лет многое изменилось в музее: коллекции значительно расширились, и необходимость в новых площадях стала едва ли не самой насущной его проблемой.

Сегодня музею принадлежат четыре здания:

– главный корпус (ул. Ленина, 20);

– пристройка к нему, сданная в эксплуатацию в конце 2006 г.;

– корпус по ул. Ленина, 22;

– корпус по ул. Кирова, 25.

У каждого из них своя история, своя судьба. Например, здание по ул. Кирова, 25, возведенное в начале XX в., – образец кирпичной архитектуры, первоначально двухэтажное с лучковыми перемычками. В 1930е гг. его надстроили до 4 этажей, а в 1945 г. восстановили и перестроили (архит. Н.Н. Маклецова) под жилой дом. Угловое здание (ул. Ленина, 22) запроектировано и построено в 1950–1954 гг. архитекторами Е.И. Гурарием и И.И. Бовтом как здание проектных организаций. Первоначально оно было четырехэтажным с эффектной балюстрадой, вместо которой в 1958 г. надстроен довольно простенький 5й этаж, изменивший внешний облик сооружения...

Постоянное пополнение музейных фондов вызывает потребность в новых экспозиционных площадях. Первая очередь расширения НХМ завершилась открытием в 2006 г. пристройки к главному корпусу (Белгоспроект). И все же очевидно, что экспонировать всю палитру произведений (сейчас музей насчитывает около 25 000 единиц хранения) попрежнему невозможно на площадях только главного корпуса и его пристройки, потому развитие музея продолжается.

– Территория комплекса мала: чуть больше одного гектара, – рассказывает главный архитектор проекта реконструкции Олег Владимирович Бригадный. – Больше она не станет, поэтому мы вынуждены оперировать тем, что есть.

 

Основной целью проекта реконструкции музейного комплекса является увеличение выставочных площадей. Это будет достигнуто за счет соединения всех зданий переходами. Во внутреннем пространстве комплекса задуман скульптурный дворик, куда сможет попасть не только посетитель музея, но и любой желающий. А в одном из переходов – лекционный зал для конференций и семинаров.

Помимо переходов, связывающих все здания, с противоположной стороны главного корпуса запроектирована небольшая экспозиционная пристройка. Она является логическим продолжением вставки между главным и угловым корпусом (ул. Ленина, 22). Тем самым уравновешивается фасад, имеющий ярко выраженную ось. Под этой вставкой предполагается устроить летнее кафе.

Если говорить о главном корпусе музея, это безусловная доминанта, которой подчинен весь комплекс, и об этом нельзя забывать. Сегодня архитекторы задумали осуществить некоторые идеи, первоначально заложенные в проекте М.И. Баклановым, но не реализованные при возведении главного корпуса, а также вернуть ему функции, утраченные впоследствии. В первом случае речь идет о тематическом горельефе, которым архитектор планировал украсить стену в глубине входной лоджии. Фриз будет обработан смальтой и обогатит экстерьер, придав законченность и целостность образу здания. Что касается утраченных функций, О.В. Бригадный мечтает вернуть первому этажу главного корпуса экспозиционное назначение. Ведь поначалу весь этаж занимали экспозиционные залы, которые позже были отданы под хранилище.

Весь музейный комплекс, согласно проекту, разделен по функциям и экспозициям. Первому этажу главного корпуса будет возвращена экспозиционная функция, расширится кассово­диспетчерский и рекреационный блок, будет обустроен небольшой мультимедийный кинозал, где посетитель сможет ознакомиться с экспозицией музеев мира. Галерея второго этажа останется в распоряжении временных выставок, а его основные залы займет экспозиция русского искусства – наиболее цельная и ценная коллекция национального музея. Будут задействованы и чердачные помещения главного корпуса. Отсутствие естественного освещения создает там наиболее благоприятные условия для графики. А цоколь отведен для гардеробной, санузлов и технических помещений. Хорошо налаженная система вертикальных связей и лифтов позволит беспрепятственно перемещаться по корпусу.

Новая пристройка отдана современному белорусскому искусству, коллекция которого все время обновляется. Первые два этажа углового здания (ул. Ленина, 22) будут заняты под административные и хозяйственные помещения. Третий его этаж – экспозиция русских художников, уроженцев Беларуси, четвертый – зарубежное искусство, пятый – искусство Востока, обширная коллекция которого еще год назад не имела возможности быть представленной публике. Также планируется восстановить утраченную балюстраду углового корпуса, на чердаке устроить мансарду, где нашлось бы место для дет­ской искусствоведческой студии, действующей при музее. Здание по ул. Кирова, 25 будет занято под гостиницу, библиотеку для научных сотрудников, реставрационный отдел и помещения хранения. Под территорией внутреннего двора запроектирована небольшая автостоянка для сотрудников.

Таковы планы архитекторов. Полностью завершить реализацию реконструкции комплекса Национального художественного музея планируется через четыре года.

В настоящее время проект находится в стадии доработки: что­то меняется, что­то дополняется. Но самое главное, что ощущается уже сейчас, – чуткое и понастоящему внимательное отношение к архитектурному наследию, понимание его атмосферы и значимости в окружающей застройке, интерес к нуждам самого музея, которому предстоит жить в обновленных зданиях.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 986
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: 5 740
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: 5 694
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...