Город часто называют каменной летописью цивилизации и сравнивают с развивающимся живым организмом, имеющим свое лицо, свой неповторимый образ. Богатство города, его имидж и кредитный рейтинг в большой мере зависят от архитектурно-пространственных качеств застройки. Имидж белорусской столицы, ее привлекательность для инвесторов, туристов и самих горожан также в значительной степени определяются достоинствами градостроительных и архитектурных ансамблей.
Поиск эталона красоты для городского сообщества и способы измерения города в категориях архитектурно-пространственной гармонии имеют определенную специфику, поскольку наполнены многочисленными субъективными факторами. Однако обсуждение проблем развития пространственной композиции столицы и формирования ее архитектурного образа редко выходит за пределы территорий в окружении Минского замчища, Верхнего и Нижнего города, Раковского и Троицкого предместий, да и это происходит лишь потому, что любые изменения характера исторической застройки консолидируют усилия многих минчан по сохранению историко-культурного наследия, а законодательство требует учета их мнения.
Планирование строительства на территориях в других районах столицы, как правило, осуществляется в автономной системе координат по итогам очередного завершенного инвесторами землеустроительного дела. Перечень критериев оптимальности принятия решений часто ограничивается лишь соответствием "доминирующей функции", параметров физической нагрузки и стремлением достичь максимальной инвестиционно-строительной доходности.
Дальнейшее наращивание объемов строительства в отсутствие объединяющей архитектурно-пространственное развитие Минска целевой основы грозит ухудшением качества его градостроительного ансамбля. Поэтому в перечень приоритетных проектов генплана столицы 2010 г. была включена и в декабре 2010 г. разработана "Градостроительная концепция размещения высотных зданий в г. Минске" (УП "Минскградо", авторы – архит. А. Акентьев и Ю. Шут).
Теоретические основы композиционно-пространственной организации городов Беларуси представлены в материалах исследований архитекторов Л. Потапова, Ю. Кишика, К. Хачатрянц, В. Вашкевича и других специалистов. Принципы ансамблевой застройки Минска для многих поколений зодчих служили основой гармонизации городской среды.
Разработка модельной концепции, на основе которой можно было бы открыто обсуждать и принимать решения о развитии композиции Минска, строилась на универсальной градостроительной методологии комплексного системного анализа. Потребовалось определиться и с пониманием сути процесса восприятия жителями города своего окружения.
Поскольку известно, что реакции человека на окружающую среду являются результатом синтеза знаний, представлений и физических ощущений, можно утверждать, что понятие "восприятие пространства" практически неотделимо от его осмысления. Признание целостности процесса "восприятие-осмысление" позволило формализовать базовые принципы составления модели развития пространственной композиции столицы. Среди них:
- преемственность исторического развития планировки и застройки;
- соответствие градоформирующей значимости функционального использования здания масштабу и характеру его композиционного доминирования в застройке;
- сбалансированность элементов городской среды и социально-биологических потребностей горожан;
- взаимная обусловленность размещения объектов застройки и элементов природного комплекса в формировании композиции планировочной структуры города;
- иерархичность градостроительных и архитектурных ансамблей при построении композиционной модели и др.
Систематизировав комплекс факторов, в наибольшей степени определяющих характер пространственной композиции Минска, мы выделили несколько групп:
– градообразующую, обусловленную уровнем социально-экономического развития и столичным административно-территориальным статусом города;
– художественно-эстетическую, обусловленную историческими традициями и характером развития современного градостроительного искусства;
– природно-климатическую, обусловленную климатическими особенностями, характером рельефа местности, водными акваториями, характером озелененных и естественных природных территорий и др.;
– технико-технологическую, обусловленную достижениями приемов и методов организации производственной деятельности строительного комплекса города.
В Концепции также представлена трактовка основных понятий, используемых для оценки характера и параметров композиции города:
- градостроительный ансамбль – пространственно и функционально взаимосвязанный комплекс градоформирующих объектов и сооружений города либо его части. Выступает качественной характеристикой относительно однородных элементов планировочной структуры города. Формируется в пространстве планировочных зон и других крупных структурообразующих элементов города, представленных поясными и секторными зонами, районами исторической застройки, крупными водно-зелеными системами, структурно-планировочными образованиями жилых, производственных, общественных и ландшафтно-рекреационных территорий, главными городскими проспектами и магистральными улицами;
- архитектурный ансамбль – пространственно гармонизированный комплекс застройки, обладающий взаимосвязанными параметрами архитектурной композиции с общим идейно-художественным замыслом. Выступает характеристикой архитектурно-художественного образа относительно целостных фрагментов застройки города. Формируется в пространстве единовременно воспринимаемых фрагментов застройки на территориях всех структурно-планировочных образований города;
- панорама – широкая многоплановая перспектива города или его части, простирающаяся на далекое пространство. Выступает характеристикой архитектурно-пространственного образа городской застройки со стороны открытых пространств. Формируется по периметру больших открытых (незастроенных) пространств на пойменных территориях водотоков, на подходах к городу в пространстве пригородного окружения и визуальных бассейнах верхних этажей зданий повышенной этажности. Панорамы представляют застройку планировочных образований городского, секторного и районного уровней;
- силуэт застройки – фронтальный профиль архитектурного либо панорамный профиль градостроительного ансамбля. Выступает главной образной характеристикой пространственной композиции города. Силуэт застройки формируется в пространстве крупных планировочных и узловых элементов города;
- доминанта (высотная) застройки – доминирующее в застройке компактное в плане здание (сооружение), высотность которого характеризуется соотношением 1:2,0, 1:2,5 и более по отношению к окружающей его фоновой застройке. Выступает главным элементом пространственного образа панорамы и архитектурного ансамбля застройки;
- акцент (высотный) застройки – доминирующее в застройке компактное в плане здание (сооружение), высота которого достигает соотношения в диапазоне 1:1,5–1:2,0 по отношению к окружающей его фоновой застройке;
- композиционная ось – открытое пространственное направление на застроенных либо природно-ландшафтных территориях. Выступает качественной характеристикой линейных элементов планировочной структуры города. Композиционные оси проходят по направлениям линейных элементов планировочного каркаса;
- композиционный узел – визуально фокусируемый в пространстве города комплекс застройки либо природный пейзаж на пересечении двух и более композиционных осей. Выступает качественной характеристикой планировочных узлов города. Композиционные узлы, как правило, формируются на пересечении композиционных осей.
Современное состояние пространственной организации Минска в равной мере определяется естественными и искусственными элементами, которые в композиции застройки взаимно дополняют друг друга и уже в зависимости от конкретных условий тот или иной из них может получить преимущественное звучание. Анализ градоформирующих элементов композиции и оценка ресурсных возможностей выполнены в разрезе двух системообразующих комплексов – природного и антропогенного ландшафтов.
Категория
Кол-во
Градоформирующие доминанты I категории
3Градоформирующие доминанты II категории
5Градоформирующие открытые природные пространства доминанты III категории
3Локальные доминанты:
– выше 16 этажей;
– ниже 16 этажей
240168
Высотные инженерные сооружения
3 422Природный ландшафт Минска оценивался экологическим потенциалом части территорий юго-восточного склона Минской возвышенности, включаягеоморфологию, гидрогеологию и инженерную геологию, а также гидрографическую сеть и ландшафтно-рекреационные территории.
Современный потенциал природного ландшафта и его пейзажное богатство создают необходимые предпосылки для формирования ярких градостроительных ансамблей с живописными панорамами и силуэтами застройки.
Антропогенный ландшафт Минска оценивался с точки зрения существующей архитектурно-планировочной организации всех застроенных территорий.
Так, планировочное ядро характеризуется близким к квартальному масштабу планировочным модулем, преимущественной застройкой от 3 до 9 этажей, функциональным разнообразием элементов планировки и многообразием архитектурных форм.
Центральный планировочный пояс имеет укрупненную планировочную организацию, мозаичный характер размещения застройки различного функционального назначения, контрастное сочетание этажности и архитектуры зданий и сооружений.
Срединный планировочный пояс – это преимущественно микрорайонная планировочная организация пространства с 5–9-этажной застройкой и отдельными микрорайонами с застройкой более 9 этажей, монофункциональным зонированием территории с контрастным сочетанием фоновой и высотной застройки и ограниченным набором архитектурных форм.
Переходной планировочный пояс характеризуется укрупненным микрорайонным масштабом планировочной организации с преимущественной застройкой более 9 этажей, монофункциональным зонированием, неоднократным повтором приемов застройки и большим объемом высотных зданий типовых архитектурных форм.
Ранжирование планировочных элементов города по этажности выявило, что вертикальный масштаб антропогенного ландшафта увеличивается от центра на периферию. Обобщенный образ современной пространственной композиции Минска можно сравнить с пологим кратером.
Размещение высотных зданий в городской застройке характеризуется большим разбросом по местоположению и градоформирующей роли в формировании градостроительных и архитектурных ансамблей.
К категории зданий повышенной этажности отнесены все доминирующие в композиции сооружения, высота которых в 2–2,5 разапревышала прилегающую фоновую застройку. Анализ показал, что в ряде ансамблевых комплексов сложившихся районов роль высотных доминант выполняют здания выше 9–12 этажей. В итоге для систематизации объектов были выделены два типа зданий повышенной этажности высотой до 50 м (до 16 этажей) и здания в 16 и более, что позволило учесть жесткое требование противопожарной безопасности: размещение вблизи зданий выше 50 м пожарных депо, обеспеченных спецоборудованием.
Из 440 зданий повышенной этажности (в их числе свыше 240 в 16 и более этажей) большинство расположены на территориях планировочных каркасов города и планировочных районов. Вместе с тем значительное их число находится на возвышенных участках, а также на нижних террасах рельефа местности в глубине застройки микрорайонов.
Важно заметить, что сегодня из 240 зданий высотой более 16 этажей на территории планировочного ядра расположены лишь 7, и такая градостроительная ситуация является бесценным ресурсом для формирования уникального ансамбля центральной части Минска с сохранением исторического силуэта.
Тенденции высотного строительства следует рассматривать с позиции исторического прошлого. Тысячелетия человечество не нуждалось в обустройстве среды обитания высоко над землей. В городах под высокими сводами куполов, шатров, шпилей в окружении орнаментов, фресок и скульптур обитал лишь дух Создателя, а высокие башни служили объектами специального назначения (защиты от нападения и осады города, размещения звонов, заточения преступников и т.д.). Только в XX в. наступила эпоха высотного жилищно-гражданского строительства. Покорение "архитектурных вершин" стало на какое-то время для городов Европы и Америки гонкой за престижем, которая, впрочем, уже давно переместилась в города Юго-Восточной Азии и другие регионы с экстремальными природно-климатическими условиями.
Минск сегодня также входит в число городов, наращивающих базу и объемы высотного строительства. Повсеместно в новых жилых районах, микрорайонах и отдельных жилых группах планируется размещение 19-этажных жилых домов серии М 111–90 и др. Так, на территории Каменной Горки уже возведены и запланированы к строительству более 30 высотных жилых домов, на реконструируемых территориях района д. Сухарево – более 20 15–24-этажных, в районе Дворца культуры Минского автомобильного завода – столько же 19–24-этажных жилых домов. С таким же масштабом застройки город шагнул в городские предместья за кольцевую дорогу, и в обозримой перспективе число высотных зданий в Минске может увеличиться более чем в 2 раза.
Нередко высотные здания стали размещать в ландшафтно-рекреационных зонах. В итоге разрушаются богатые пейзажные панорамы, как это произошло в огромном уникальном природном окружении Минского моря и водохранилища Дрозды после строительства всего трех высоток. В отдельных случаях, например по ул. Аэродромной и на продолжении ул. Скрипникова, масштаб гипертрофируется возведением высотных зданий группами по 9 объектов.
Дальнейшее наращивание высотного строительства угрожает девальвацией понятий доминирующей и фоновой застройки, что сужает возможности формирования в Минске ярких индивидуальных градостроительных и архитектурных ансамблей. В противоположность известным приемам создания выразительной композиции архитектурных ансамблей на контрасте доминирующей и фоновой застройки стали использоваться приемы, когда высотные здания вторым (по сути фоновым) планом зависают либо наваливаются на парадную фронтальную застройку городских проспектов. Таким образом создан архитектурный ансамбль на пересечении пр. Рокоссовского и ул. Плеханова ("фронт" – 8 этажей, "фон" – 15–19), строится по пр. Дзержинского ("фронт" – 15–21 этаж, "фон" – 25) и запроектирован по пр. Победителей ("фронт" – 13 этажей, "фон" – 24). Повсеместное размещение "высоток" подогревает настроения инвесторов строить их и в окружении исторической застройки, что несет большую угрозу разрушения архитектурного образа города, унаследованного из глубины веков.
Конечно, застройка повышенной этажности позволяет минимизировать сегодня величину необходимых ресурсов (земли, социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и др.). Однако градостроительная экономика высокой плотности и компактности расселения горожан снижает уровень комфортности и вредит имиджу города, давно лидирующего по этим показателям среди европейских столиц. Нам важно осознать, что повсеместное размещение высокоплотной застройки означает движение от "европейских" к "азиатским" стандартам качества городской среды, а это противоречит основам национального градостроительства и экономической географии. Целесообразно изучить социальный заказ и биологическую потребность минчан в развитии высотного жилищного строительства, исключив при этом влияние таких факторов, как льготирование, государственная поддержка и др.
Композиционная модель Минска построена на системной основе, в которой представлены три накладывающиеся друг на друга пространственно-планировочные модели – концентрическая, секторная и каркасная.
Концентрическая модель формализует пространственную организацию 4 поясных зон в окружении городского центра (планировочное ядро, центральная, срединная и периферийная зоны). Секторная – пространственную организацию в 7 секторах в зонах влияния городских проспектов на продолжении главных парадных въездов в столицу. Каркасная – пространственную организацию градоформирующих визуальных коридоров вдоль 10 радиальных и 4 кольцевых композиционных осей города по створам главных радиальных и кольцевых улиц (1-го, 2-го, 3-го транспортных колец и Минской кольцевой автомобильной дороги).
Поскольку понятие "ансамбль" олицетворяет гармонию архитектурных форм и высшее художественное качество синтеза изобразительных искусств, в каркасной модели города на глубину 100–200 и 400 м выделены зоны высокой градостроительной ценности для формирования градостроительных и архитектурных ансамблей. На территориях уникальных природных ландшафтов в каркасной модели также выделены зоны с высоким пейзажным потенциалом.
Силуэт города точно фиксирует образную индивидуальность градостроительного и архитектурного ансамбля. В зависимости от градоформирующей значимости в Концепции установлены 4 типа высотных зданий:
- градоформирующие доминанты I категории – высотные здания уникальных архитектурных форм, олицетворяющие художественный образ белорусской столицы и уровень достижений национальной архитектуры и строительства;
- градоформирующие доминанты II категории – высотные здания индивидуальных архитектурных форм, определяющие силуэт застройки и уникальность градостроительного и архитектурного ансамбля пространственно-планировочных узлов белорусской столицы;
- градоформирующие доминанты III категории – высотные строения индивидуальных архитектурных форм, подчеркивающие пейзажное богатство и уникальность природного ландшафта;
- локальные доминанты – здания повышенной этажности индивидуальных и типовых архитектурных форм, определяющие силуэт застройки и неповторимый облик градостроительных и архитектурных ансамблей городских улиц, площадей, микрорайонов, жилых районов и т.д.
Характер развития архитектурно-пространственной композиции и параметры застройки Минска подробно представлены в форме обязательных для учета всеми участниками градостроительной деятельности регулирующих зон. Среди них:
– зона особого архитектурно-пространственного регулирования и высокой градостроительной ценности в границах зон регулирования исторической застройки с приоритетным размещением уникальных объектов и сооружений, исключающих разрушение исторической планировки города и его силуэта, нарушения масштаба и стилистических особенностей существующих зданий и сооружений. Возведение высотных зданий исключается;
– зона планировочного ядра самой высокой градостроительной ценности в границах 1-го транспортного кольца с приоритетным размещением объектов национального и международного уровней, которыми обеспечивается достижение уникального архитектурного образа зданий и силуэта застройки. Размещение высотных зданий осуществляется по итогам специальных исследований и публичного профессионального обсуждения;
– зона высокой градостроительной ценности общественно значимых территорий белорусской столицы с приоритетным размещением уникальных объектов общественного обслуживания и достижением максимального разнообразия их архитектурных форм. Размещение высотных зданий I и II категории осуществляется в соответствии с композиционной моделью;
– зона архитектурно-пространственного регулирования силуэта застройки в окружении уникальных природных ландшафтов на глубину до 100 м, включая территории высокой градостроительной ценности водно-зеленого диаметра вдоль каскада водоемов на р. Свислочь и территории природного ландшафта в окружении Слепянской и Лошицкой водно-зеленых зон с созданием выразительных архитектурных ансамблей, включая локальные доминанты и высотные акценты;
– 100–200-метровая зона высокой градостроительной ценности вдоль планировочных осей пространственно-планировочного каркаса города с приоритетным строительством уникальных, архитектурно разнообразных объектов столичного и городского уровней. Размещение высотных зданий I и II категории осуществляется в соответствии с композиционной моделью;
– 200–400-метровая зона высокой градостроительной ценности вдоль планировочных осей пространственно-планировочного каркаса с приоритетным размещением жилой функционально смешанной застройки, возможным строительством зданий и сооружений повышенной этажности и богатой архитектурной выразительности, включая локальные доминанты и высотные акценты;
– 100-метровая зона высокой градостроительной ценности вдоль планировочных осей пространственно-планировочного каркаса планировочных районов с приоритетным размещением жилой функционально смешанной застройки, возможным возведением зданий и сооружений повышенной этажности, включая локальные доминанты и высотные акценты;
– зона межкаркасной фоновой застройки в границах центрального и срединного поясов с размещением выразительных архитектурных ансамблей, включая локальные доминанты и высотные акценты;
– зона межкаркасной фоновой застройки в границах периферийного пояса. Здесь также возможно строительство выразительных архитектурных ансамблей с включением локальных доминант и высотных акцентов.
Концепция размещения высотных зданий в столице выполнена в 3D-модели, основу которой представляет пространственный "слепок" антропогенного ландшафта Минска. Подобие пространственного образа модели и физического "тела" столицы зафиксировано контрастным выделением градоформирующих общественных центров (планировочного ядра и планировочных секторов), выделением транспортных коридоров (по сети городских улиц) и лабиринтов природных ландшафтов (незастроенных территорий).
Местоположение и типология высотных зданий зафиксированы формой и цветом в градоформирующих композиционных узлах на главных въездах в город (на широте Минской кольцевой дороги), главных городских проспектах (на рубеже центральной зоны столицы), в районах градостроительной реконструкции и трансформации на юго-восточной окраине планировочного ядра (вдоль железнодорожного полукольца) и в композиционных узлах в зонах природных ландшафтов водно-зеленого диаметра вдоль р. Свислочь, Слепянского и Лошицкого водно-зеленых полуколец.
Местоположение каждого отдельно взятого градоформирующего высотного здания определено с учетом комплекса градостроительных факторов, начиная с характера планировки и застройки пригородного окружения и заканчивая подробным рассмотрением характера городской застройки и выделением визуальных коридоров (композиционных осей). Поиск "золотых точек" композиции города осуществлялся в зонах пересечения наибольшего количества визуальных коридоров.
Подробное размещение градоформирующих высотных зданий представлено на чертежах и схемах перспективного развития Минска. Типология, географический адрес высотного здания и его роль в формировании градостроительного и архитектурного ансамбля приведены в табличной форме.
Здания повышенной этажности, которые выступают локальными доминантами либо высотными акцентами, будут размещаться на последующих стадиях градостроительного проектирования (детальные планы, эскизы застройки и др.), что позволит на вариантной основе осуществлять разработку градостроительного ансамбля для конкретной территории. Как требуют Основные положения генплана Минска, необходимо обеспечить "изготовление макетов застройки главных городских проспектов, формирующих планировочный каркас белорусской столицы, с периодичностью в 5–7 лет". Также целесообразно изготовить макет пространственной организации визуальных бассейнов восприятия высотных зданий (в масштабе 1:10 000).
Эффективное управление развитием композиции города невозможно даже на основе самой идеальной модели, если не изменится характер инвестиционно-строительной деятельности. Необходимо открыто признать, что создание и потребление красоты и богатства городской среды стоят дорого, и далеко не все инвесторы и потребители располагают для этого необходимыми средствами. Для упорядочения и заметного улучшения архитектурно-пространственной организации столицы важно установить специальные регламенты дифференцированной городской среды. Они включают:
- столичный уровень – на территориях зоны планировочного ядра, туристских зон белорусской столицы, 100-метровой зоны планировочного каркаса и водно-зеленого диаметра с достижением максимального разнообразия столичных и городских функций и самой высокой степенью архитектурного и ландшафтно-рекреационного многообразия;
- городской уровень – на территориях центральной планировочной зоны и 100-метровой зоны планировочного каркаса планировочных районов по трассам общегородских улиц Минска с достижением большого разнообразия городских, районных и отдельных межселенных функций и высокой степени архитектурного и ландшафтно-рекреационного многообразия;
- местный уровень – на межкаркасных территориях срединного и периферийного планировочных поясов города с размещением жилых, производственных, общественных либо ландшафтно-рекреационных функций, формированием ансамблевой застройки и сохранением богатства природного ландшафта.
Дифференцированная система формирования городской среды должна получить официальное закрепление в перечне требований в отношении нового строительства (реконструкции) на стадии планирования и разработки проектно-планировочной документации, а также строительства. Здесь одинаково важны как функциональное назначение, виды и формы организации движения, инженерно-технологическое обустройство, так и качество архитектуры зданий, материал конструкций, элементы благоустройства, озеленения, световое оформление, реклама и т.д. Инвестор еще до принятия решения должен четко знать, что стоимость 1 квадратного метра нового строительства в Минске на территориях столичного уровня существенно выше стоимости строительства подобного сооружения на других городских территориях.
Красота, гармония и образ архитектурных и градостроительных ансамблей, силуэтов и панорам застройки, пейзажей городских парков, лесопарков и скверов белорусской столицы по большому счету будут определяться способностью минчан творить и строить свой город во взаимной любви и согласии. Задача градостроителей – создать для этого мировоззренческую основу.