Вы здесь

Парус будущего корабля

Версия для печати

Первое высотное жилое здание в Минске, с легкой руки заказчика окрещенное "Парусом", в высоту выросло на 24 этажа, и силуэт его же сейчас прочитывается с расстояния в несколько километров. После реализации проекта многофункционального комплекса "Бизнес-центр по ул. М. Танка" (участок, ограниченный ул. Кальварийской, М. Танка, зданием с магазином "Радиотехника" и территорией обувной фабрики "Луч"), первым этапом строительства которого определен многоквартирный жилой дом, центр города должен приобрести ансамбль из трех высотных доминант. Очень хочется верить в то, что всем объектам суждено будет родиться, вырасти, расцвести, сформировать законченный градостроительный комплекс, который подчеркнет уникальность городского центра, украсит его, создаст островок городской среды качественно нового уровня.

Хотя до сих пор судьба объекта складывалась не просто даже на этапе проектирования. Первоначальная его концепция разрабатывалась московскими архитекторами, была достаточно амбициозной, предполагавшей построить в составе комплекса башни высотой 48 и 53 этажа с размещением в них собственно коммерческих площадей бизнес-центра, гостиницы, апартаментов, многочисленных объектов торговли, обслуживания, развлечения, а также 25-этажный жилой дом. Возможность его расположения в составе бизнес-центра на данном участке обосновывалась инвестором и проектировщиками предстоящим сносом существующей на прилегающей территории производственной и административной застройки и строительством на этом месте жилого квартала в границах ул. Кальварийской, Тимирязева, пер. Тучинского. Концепция получила принципиальное одобрение архитектурно-градостроительного совета Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома. Но для жилого дома, определенного заказчиком в качестве первоочередного объекта строительства, не была учтена реальная градостроительная ситуация с перспективными проектами реконструкции улиц и инженерных сетей, планировочными ограничениями для участка, не совсем корректно был выбран масштаб здания по отношению к основным высотным объемам.

Так образу жилого здания бизнес-класса суждено было родиться заново. Началась эта вторая жизнь около трех лет назад, когда инвестор СООО "ИТЕРАБЕЛСТРОЙ" обратился в ОДО "Проектинжстрой" с просьбой разработать проект многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземным паркингом, ставшего первым этапом строительства комплекса.

Основная идея, заложенная в основу проекта, – создание такого объема, который бы сыграл роль градостроительного акцента на ответственном угловом участке, ограниченном ул. Тимирязева и Кальварийской, являясь завершенным композиционно при выделении его в отдельный (первоочередной) этап строительства и при этом органично вписываясь в общую (тогда еще московскую) концепцию бизнес-центра, дополняя ансамбль из основных высотных объемов и образуя с ними единый организм. Именно подчиняясь необходимости композиционного единства, высота жилого здания выросла вначале до 30 этажей, а затем, уже по заданию заказчика, до 32 этажей в надземной части. Как естественное следствие этого роста – переход в другую качественную категорию – категорию высотных зданий со всеми вытекающими из этого последствиями…

Основные технико-экономические показатели здания:

Площадь застройки – 2246 м2

Общая площадь здания – 50 234 м2

Строительный объем – 191 049 м3,

В т.ч. надземной части – 159 071 м3, подземной части – 31 978 м3

Жилая площадь – 29 072 м2

Количество квартир – 204 (1-комнатных – 50, 2-комнатных – 25, 3-комнатных – 102, 4-комнатных – 25, 7-комнатных – 2).

 

Но сложности проектирования не испугали, хотя три года назад у нас в стране не было ни норм для проектирования высотных зданий, ни аналогичных запроектированных или построенных объектов. Однако сама тема высотного строительства была настолько обсуждаема, изучаема в профессиональных кругах и вызывала огромнейший интерес среди проектировщиков, ученых, строителей, средств массовой информации, да и просто у столичных жителей, что сомнений никаких быть не могло: эра небоскребов пришла, наконец, и в Беларусь. И готовность вступить в нее демонстрировалась не только архитекторами, полет мыслей которых в любом пространственном измерении сложно было ограничить во все времена, но инвесторами и заказчиками, инженерами-конструкторами, представителями строительной науки и индустрии.

Поэтому начинать одними из первых такую работу над реальным, "живым" объектом было скорее интересно, чем страшно, или точнее сказать "страшноинтересно". Конечно, изучался зарубежный опыт высотного строительства и проектирования, в том числе и проекты масштабно развернувшегося к тому времени строительства комплекса "Москва-Сити". Мы анализировали московские нормы МГСН 4–19–2005 "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве" и с учетом конкретной ситуации и существующей в Беларуси нормативной базы для обычных "невысотных" зданий писали специальные технические условия на проектирование данного объекта. Параллельно появлялись и первые редакции белорусского ТКП для высотных зданий, которые также пристально анализировали, что-то принимая во внимание, с чем-то не соглашаясь и высказывая замечания в адрес разработчиков на правах уже столкнувшихся с определенными конкретными задачами и проблемами практиков. Безусловно, наиболее характерными требованиями для высотных зданий являются повышенные требования безопасности. Они касаются абсолютно всех разделов проекта – от объемно-планировочных решений и конструкций до всех инженерных систем, включая системы противопожарной защиты. Обеспечению безопасности уделялось огромное внимание и при разработке спецТУ, и при принятии проектных решений по объекту. Так, для расчета конструкций в соответствии с повышенным уровнем ответственности здания применялся коэффициент надежности 1,15. Расчет выполнялся двумя независимыми организациями, а за состоянием несущих конструкций установлен постоянный мониторинг с момента их возведения и на протяжении всего периода эксплуатации. Здание разделено противопожарными преградами на пожарные отсеки не только по горизонтали (подземная часть), но и по вертикали. Пределы огнестойкости несущих конструкций в разы выше, чем для сооружений обычной этажности. В итоге, без преувеличения можно сказать, что высотный объект получается во многом безопаснее традиционных зданий.

Но все это, что называется, "дело техники", а если говорить о вечном, о красоте, о "застывшей музыке", которую невозможно "выключить", когда она надоест или будет вызывать отрицательные эмоции, – об архитектуре, конечно… То тогда невозможно переоценить степень ответственности архитектора за принятые им решения и образы, воплощенные будь то в камне, будь то в бетоне и стекле… Поскольку архитектура – самое монументальное искусство, и никакое другое не может сравниться с ней по степени воздействия на сознание людей и его формирование. На такой позиции должен стоять каждый профессионал в архитектуре. Пытаюсь эти позиции отстаивать каждый день и для каждого объекта – более или менее, но все равно по-своему уникального. Не скрою, порой это очень непросто. Тем более непросто, чем более влиятельными оказываются какие-то социальные, политические, экономические моменты, состояние научно-технического прогресса и т.д.

Конечно, в работе над "Парусом" давление всего комплекса влияния оказалось очень сильным, но пока те решения, которые удалось отстоять, позволяют надеяться, что здание не испортит центр города, станет в будущем частью задуманного градостроительного ансамбля и в его составе достойным представителем своего времени.

Кстати, проектированием объекта первого этапа строительства бизнес-центра по ул. М. Танка дело не закончилось. Отказавшись от концепций московских фирм, инвестор предложил нашей организации взяться за разработку эскизного проекта для всего комплекса – с выделением второго и третьего этапов строительства. И теперь уже для запроектированного "Паруса" необходимо было создать гармоничное окружение из основных объемов. Честно говоря, концептуальная объемно-пространственная идея сформировалась достаточно быстро, и весь комплекс, учитывая "одни руки", наверное, получился более цельным и завершенным композиционно. Идея была одобрена заказчиком и согласована с Комитетом архитектуры и градостроительства.

Но… все было бы хорошо, если бы не было так сложно… Если бы все эти экономические, политические и социальные факторы не образовывали таких хитросплетений несовпадения своих интересов. Первоначальная функция уже не интересна для инвестирования, в то время как наиболее привлекательная в этом смысле – жилая – не соответствует регламентам недавно утвержденного генерального плана и планам города на строительство ряда объектов общественного назначения.

Последняя архитектурная концепция, разработанная нашей организацией, своим композиционно-образным и объемно-пространственным построением способна нести в себе больше или меньше бизнес- и общественной функции и даже где-то, как бы сложно это ни было, воплотиться в жилой части некоего "бизнес-класса". И различные планировочные вариации на эти темы были предложены в контексте основной идеи. Какие-то из них более приемлемы с точки зрения архитектурных и градостроительных законов, какие-то менее... Но хочется надеяться на некое чудо грамотного и ответственного консенсуса...

Если же подробнее остановиться на архитектурных решениях уже строящегося здания, то в основу их легли параметры углового участка на пересечении ул. Тимирязева и Кальварийской с его планировочными ограничениями, а также статус части будущего бизнес-центра. Участок оказался достаточно сложным и с точки зрения ограниченной площади (1,38 га – в границах работ) и своей угловой конфигурации, и пока еще нежелательного соседства производственной территории. Дугообразная форма плана здания возникла из стремления сформировать застройку углового участка с одной стороны и комфортное, полузамкнутое дворовое пространство с другой. Блоки четырехэтажных пристроек общественного назначения также подчинены этой цели. Параллельно заказчиком ставились задачи максимально эффективного использования площади участка для застройки. Естественным решением вопроса обеспечения объекта парковками для автомобилей в таких условиях стало расположение их в подземном пространстве. Но площадь подземного гаража в пределах границ участка не позволяла разместить необходимое количество машино-мест в одном уровне, поэтому наиболее рациональным в данной ситуации оказалось применение полуавтоматических парковочных модулей, благодаря которым можно парковать автомобили в несколько ярусов и очень компактно в объеме одного подземного уровня.

Практически вся зона благоустройства вокруг здания и в дворовой его части, и в парадной размещена на эксплуатируемой кровле подземного паркинга. При объективной ограниченности территории для объекта такого масштаба в проекте реализуется идея создания нестандартно-комфортной и эстетичной среды как внутреннего дворового пространства, так и внешнего парадного. Композиция из четырех стеклянных навесов по несущему ажуру металла с центром и опорной конструкцией в действительном геометрическом центре всей планировочной структуры объекта, организующая входы в здание, придает камерность и индивидуальность его внутренней территории. Для остальных элементов эстетизации среды, малых архитектурных форм также характерна пристальная работа в деталях. А при создании благоустройства парадной зоны мы даже подыграли заказчику, окрестившему здание "Парусом", – "нарисовали" на земле стилизованную палубу, из которой он вырастает, нос корабля и разбивающиеся об него волны.

Объемно-пространственная композиция самого здания достаточно лаконична: это изогнутая по циркульной дуге пластина высотой более 100 м, увенчанная конструкцией шпиля (с его верхней отметкой +133 м), имеющая устойчивое четырехэтажное основание-стилобат. Фасадная пластика внешней стороны высотной части, обращенной к перспективному бизнес-центру, решается с помощью сплошного остекления. Прием – нехарактерный для жилья в его обычном понимании – призван поддержать соответствие здания заявленному статусу неотъемлемой части будущего комплекса, подчеркнуть композиционное единство его объектов. Всей композиции такой прием, безусловно, придает легкость, что немаловажно при ее масштабе. В проекте применена новая для Беларуси, но широко используемая во всем мире для высотного строительства система "модульного", или "элементного", фасадного остекления (с помощью модулей заводского изготовления), которая позволяет вести монтаж с высокой точностью и в кратчайшие сроки.

На внутренней стороне дуги остекленные плоскости чередуются с глухими, отделанными керамогранитом, и плоскостями, ритмично расчерченными окнами. Однако остекленные фасады здания несут не только эстетический смысл, но и вполне функциональны: в данном случае они играют роль остекления балконов и лоджий квартир, решенного цельно для всего объема. Многие практические задачи и проблемы при проектировании удалось реализовать именно благодаря стеклянному фасаду. Он не только является конструкцией, позволяющей обеспечить определенный уровень комфорта для летних помещений квартир, изолируя их от внешнего шума и загрязнений, но пропускает через себя максимальное количество света и создает широчайшие возможности для обзора. С помощью фасадного остекления, в частности, зон его междуэтажных перекрытий, заполненных системой стеклянных ламелей, решается как проблема вентиляции самих летних помещений, так и притока наружного воздуха в квартиры. За остеклением "прячутся" и требуемые для пожарной безопасности выступы противопожарных перекрытий за пределы наружных стен. Сама фасадная алюминиевая система применена наиболее прогрессивная и надежная – из профилей S 65F-SCHÜCO, стекло также современное, многофункциональное, оно обеспечивает высокие показатели пропускания света и одновременно защищает помещения от перегрева.

Нижняя опорная часть здания решается чередованием горизонталей остекленных и глухих плоскостей из керамогранита "фирменного" винно-красного цвета. Они прерываются акцентами крупных плоскостей структурного остекления фасадов и фонарей в пристроенных частях. Немаловажная составляющая общего композиционного решения – остекленный пешеходный мост над ул. Тимирязева. Он соединяет два участка проектируемого комплекса между собой, а выход на него осуществляется через вестибюльную группу общественных помещений в уровне 4-го этажа. Навесы въездных рамп подземного гаража, выполненные в стекле по металлическому каркасу, поддерживают тему пешеходного моста.

Планировочные решения здания предусматривают следующие функциональные элементы. В основном высотном объеме – с 5-го по 14-й и с 16-го по 32-й – запроектированы жилые этажи. На каждом из них 8 квартир – по 4 в каждом подъезде. На верхних (31-м и 32-м) этажах предусмотрены 4 двухуровневых пентхауса – по 2 в каждом подъезде. Следует отметить, что это полноценные пентхаусы, каждый из которых имеет выход на собственную террасу, расположенную на высоте около 100,5 м над землей, откуда открываются великолепные панорамы города. Всего в жилой части здания 204 квартиры. Выше 32-го жилого этажа находятся два технических этажа, 15-й этаж также технический.

Высотную жилую часть обслуживают два лестнично-лифтовых узла, в состав каждого из которых входят незадымляемая лестничная клетка типа Н1 и 3 лифта. Связь между незадымляемыми лестничными клетками, осуществляемая в случае чрезвычайных ситуаций через проходные лоджии квартир, помогла сделать планировки более компактными и сократить площади коридоров.

В надземной 4-этажной встроенно-пристроенной части расположены общественные и служебные помещения, они имеют самостоятельные входные группы, вестибюли и лестничные клетки. Часть площадей занята входными вестибюлями и лестнично-лифтовыми узлами жилой части здания и техническими помещениями. Функционально служебные помещения – это помещения центра управления зданием, стационарной станции мониторинга несущих конструкций, товарищества собственников; общественные – небольшие торговые точки и точки оказания бытовых услуг, многофункциональные демонстрационно-выставочные залы, административные помещения. Вся общественная зона имеет свой центральный планировочный и композиционный узел – главный вестибюль с 4-светным открытым пространством, внутри которого расположены панорамный лифт и парадная лестница.

В подземном уровне находятся два помещения хранения автомобилей (на 98 и 105 машино-мест), оборудованные полуавтоматическими парковочными модулями, имеющими 2–3 яруса, служебные и технические помещения, технологические и эвакуационные лестницы и лифты.

Конструктивная схема здания – несущий железобетонный монолитный безригельный каркас. Пространственная жесткость и устойчивость обеспечиваются совместной работой горизонтальных дисков перекрытий и вертикальных диафрагм жесткости. Под высотную часть здания запроектирован свайно-плитный фундамент, состоящий из буронабивных свай диаметром 630 мм и монолитной железобетонной фундаментной плиты толщиной 1500 мм; под стилобатную часть – монолитная железобетонная фундаментная плита толщиной 600 мм. Диафрагмы жесткости толщиной 200–500 мм, колонны сечением 400х800 мм, 550х550 мм, монолитные диски перекрытий толщиной 180, 200 и 300 мм, участки наружных стен выполняются из монолитного бетона класса С30/37, остальные участки стенового ограждения – из блоков ячеистого бетона толщиной 300 мм. Для утепления ограждающих конструкций применена вентилируемая система по стальному каркасу с облицовкой плитами из керамогранита. Кровля различных частей здания плоская рулонная двухслойная, над подземным гаражом и над верхним типовым жилым этажом – эксплуатируемая.


comments powered by HyperComments
Читайте также
03.03.2005 / просмотров: 5 157
Путь человека — это движение в пространстве и образование своего собственного. Архитектура предстает перед нами как многогранное воплощение...
07.03.2005 / просмотров: 12 950
В октябре 2004 г. группа белорусских архитекторов творческой мастерской О.А. Воробьева посетила Чикаго — город, в котором творили мэтры мировой...
15.09.2005 / просмотров: 3 926
Современная эпоха обращается в поисках инноваций к истории. В архитектуре данная тенденция отражается не только в реминисценциях, разнообразных...