Вы здесь

Леонард Москалевич: "Жить достойно – вопреки всему"

Версия для печати

Заслуженному архитектору Республики Беларусь, академику Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессору Международной Академии архитектуры в Софии, обладателю многих архитектурных, государственных и общественных наград Леонарду Викторовичу Москалевичу 5 декабря исполнилось 75 лет.


Его жизнь и творчество – это целая эпоха, насыщенная и многогранная. Произведения Леонарда Москалевича занимают значительное место в архитектуре Бреста, где он начинал свою трудовую деятельность, Минска, других населенных мест Беларуси, представляя определенные тенденции развития белорусского зодчества второй половины XX – начала XXI века.

Дом политического просвещения в Бресте (1964, диплом Госстроя БССР за качество проекта и строительства), Дом культуры в колхозе "Советская Белоруссия" Каменецкого р-на Брестской обл. (1968, бронзовая медаль ВДНХ СССР), музыкальное училище им. М.И. Глинки в Минске (1975), учебные комплексы Белорусского университета культуры и искусств (1975) и Академии управления при Президенте Республики Беларусь (1978), Национальный выставочный комплекс "БелЭкспо" (1988, вошел в числе 5 белорусских объектов в 10-томное энциклопедическое издание "Всемирная архитектура XX века: 1900–2000 гг."), жилой 300-квартирный дом с комплексом встроенных помещений и подземными гаражами по ул. Некрасова – Л. Беды (2000, диплом республиканского конкурса), застройка квартала по пр. Дзержинского в Минске…

Это только краткий перечень объектов, реализованных зодчим за долгие годы творческой деятельности. А если присовокупить к ним неосуществленные проекты, многие из которых также удостоены высших архитектурных наград, живописные произведения на тему архитектуры, то на профессиональный счет одного из старейших белорусских архитекторов можно записать более сотни созданных им произведений. И все они свидетельствуют о том, как много может сделать человек, отдающий себя служению любимому делу.


Что является стимулом, в чем секрет творческих успехов архитектора, неуемного желания трудиться и приносить пользу обществу? Мы попросили юбиляра поделиться своими мыслями о сделанном-пережитом, об архитектуре и роли архитектора в жизни общества.

– Леонард Викторович, Вы можете заслуженно гордиться успехами, достигнутыми за 50 лет служения Архитектуре и Градостроительству. И если с высоты своего жизненного опыта взглянуть на "дела давно минувших дней", экстраполируя их в день сегодня

шний, то что бы поведали о созданном Вами?


– Я действительно горжусь каждой своей постройкой, потому что все они сделаны на совесть, профессионально грамотно, с применением новейших на то время технологий. Многое приходилось в буквальном смысле пробивать, доказывая правомерность того или иного решения.

Мне грустно, что не удалось построить жилой район "Веснинка", комплекс зданий СНГ, музей современного искусства и другие столь дорогие мне замыслы. Ведь в них заключена вся моя жизнь. Кстати, об этом и многом другом, развитии нашей архитектуры и строительства второй половины XX века, тенденциях в творчестве подробно рассказано в книге, вышедшей 5 лет назад к моему 70-летнему юбилею. Поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что никогда в работе не покривил душой и не жалел ни времени, ни сил, отдавая много любви и терпения, чтобы достичь результата. Я чувствую постоянную ответственность не только за каждый свой проект, но и за то, какой будет архитектура моей страны сегодня и завтра. Осмысливая свой долг перед обществом, архитектурой, перед самим собой, заявляю: я принадлежу своему великому времени и подтверждаю это своим творчеством и своими поступками. И впредь, насколько мне позволит судьба, буду создавать достойные произведения архитектуры.

И еще. Мне необычайно повезло в жизни: я всегда находил взаимопонимание и поддержку сначала у своих учителей – Александра Петровича Воинова и Георгия Владимировича Заборского, затем коллег – Софьи Георгиевны Моисеевой, Леонида Борисовича Волчецкого, Сергея Борисовича Неумывакина, Галины Ивановны Перлиной, художника Юрия Михайловича Любимова, других профессионалов. Ведь в одиночку ничего не сделаешь, поэтому признательность людям, благодаря которым я сумел чего-то достичь в профессии, моим коллегам всегда жива во мне. Потом и сам помогал молодым обрести свою дорогу.

– Вы человек, сделавший собственную судьбу, но также значительно повлиявший и на судьбу городов своей страны, их застройку и образ. Вы ведь служили главным архитектором республики – заместителем председателя Госстроя в 1975–1990 годах. А до этого четыре года – в ЦК КПБ, где курировали вопросы архитектуры и градостроительства, проектное дело, архитектурную науку.

– Да, в течение своей творческой и государственной работы на самом деле внес определенный вклад в развитие белорусской архитектуры и градостроительства. Например, принимал непосредственное участие в подготовке постановлений "О дальнейшем развитии градостроительства и архитектуры в республике", "О дальнейшем повышении уровня архитектуры и градостроительства, совершенствовании жилищно-гражданского и культурно-бытового строительства в Минске", других директивных постановлений. Прошло почти 40 лет, но многие их положения актуальны и сегодня, надо только "прочесть" их в контексте современной ситуации.

По моей инициативе в БелНИИПградостроительства был создан отдел центров городов, который возглавил замечательный белорусский зодчий, заслуженный архитектор БССР Евгений Львович Заславский. Именно тогда была разработана республиканская программа регенерации исторических центров городов республики, а в соответствии с ней – проекты регенерации исторических центров ряда городов. Мне приятно, что в свое время участвовал в спасении исторического центра Пинска, где планировали снести малоэтажную историческую застройку и вместо нее построить комплекс многоэтажных домов. К счастью, этого не произошло, и сегодня старый Пинск – один из привлекательнейших белорусских городов с богатым архитектурным наследием. Многое можно вспомнить, но ведь тогда (улыбается) места в журнале для других хороших людей не останется.


Не могу не сказать еще вот о чем. К 60-летию освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков известные белорусские градостроители и архитекторы, преподаватели БНТУ на общественных началах подготовили рукопись книги "Минск: послевоенный опыт реконструкции и развития" в 2 томах. И ваша редакция откликнулась на просьбу о ее издании, даже подготовительные работы провела по 1-му тому – "Градостроительство". Идейным вдохновителем, автором, научным редактором его был Е.Л. Заславский. К сожалению, он (как и некоторые другие авторы) так и не успел увидеть осуществленными плоды своего нелегкого труда. Руководители города, комитета архитектуры, министерства на всех этапах подготовки неоднократно обещали оказать поддержку в издании этой книги, но все так и осталось на словах. Менялись руководители, взгляды, отношение… А ведь там собран уникальный материал, который может стать ценнейшим источником для дальнейшего градостроительного развития белорусской столицы. Надо только разумно им распорядиться… А для этого – просто выполнить обещание…

– Леонард Викторович, Вы всегда искренне стремились быть полезным обществу, в Вашей жизни много возвышенного и прекрасного, достойного восхищения и подражания. Вы непреклонны и принципиальны в отстаивании своих творческих позиций и интересов города – мы это наблюдали не раз на заседаниях градостроительного комитета, бессменным членом которого Вы были на протяжении многих лет. Вы не устаете повторять, что градостроительство и архитектура – престиж государства и общества…


– Я убежден, что в градостроительной политике первое место должно занимать государство и в его лице руководители соответствующих структур – Минстройархитектуры, городского комитета по архитектуре. Во все времена, начиная с Римской империи, где существовал тесный контакт главных лиц и зодчих, – был результат. Когда государственный деятель "впускает" к себе архитекторов, выслушивает их, советуется, неизменно интересуется и следит за развитием градостроительства, вникает во все проекты, оставляя при этом право решать профессионалам, то город от этого только выигрывает.

Считаю, что именно через градостроительство мы сможем прийти к миру и взаимопониманию. Однако на практике, к сожалению, встречаемся с вопиющими случаями, когда попираются все этические нормы в градостроительстве – вот даже на примере последних лет в застройке Минска. Где преемственность традиций, где свобода творчества? Я говорю о созидающей, а не разрушающей свободе вседозволенности, когда при живом авторе без его участия можно планировать "реконструкцию" его детища, когда в историческом центре можно построить здание любой повышенной этажности, любого функционального назначения, абсолютно не вписывающееся в градостроительную нить столицы. Лишь бы сумма инвестиций впечатляла…

В современной застройке Минска все чаще игнорируются такие важные качества, как комплексность застройки, ее масштабность и этажность, сочетание замкнутых и открытых пространств и т.д. Неквалифицированные и неправомерные действия со стороны органов власти, заказчиков наносят непоправимый ущерб жизнедеятельности, историческому наследию города.

– Получается, мы не уважаем "авторские права" не только наших далеких и не столь далеких предшественников, но и современников?..

– Уважение авторского права – это свидетельство развитого общества. Архитектор всегда работает на благо развития своей страны и родного города – и это достойно уважения. Но чтобы архитектурный замысел был воплощен в натуре, чтобы его идеи нашли адекватное воплощение во всех деталях проекта, мало желания самого архитектора. Талант его нуждается в защите, в поддержке. Принцип "Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами" сегодня актуален как никогда.

В целом вся социальная сфера зависит от того, насколько обществом, государством талантливые люди стимулируются (говорю не только о материальном аспекте!) к тому, чтобы развивать творческое начало. Авторское право – это экономическое средство защиты таланта.

– Вы были одним из первых, кто внедрял новую модель проектного дела в Беларуси: творческая мастерская архитектора Москалевича появилась в 1989 году. 22 года – срок немалый. Философия творчества, характер деятельности, проблемы, с которыми сталкивались тогда и сейчас, – они остались прежними или изменились?

 

– Цель архитектуры всегда одна – созидание. И творческие мастерские, как показала практика, принесли ощутимые результаты и сильно разнообразили архитектурную деятельность в Беларуси во всех областях – и в жилищном, и в социально-общественном, и в спортивном строительстве. А проблемы, конечно, были и есть – и архитектор находится в постоянном поиске наилучших вариантов их решения.

– Недавно в Минск приезжали представители Архитектурного центра города Вены, который является ведущим выставочным и научно-исследовательским центром в области архитектуры в Европе, специально для того, чтобы встретиться с белорусскими архитекторами Иваном Ивановичем Бовтом, Оксаной Федоровной Ткачук и Леонардом Викторовичем Москалевичем. Чем вызван их визит?

– Этот центр работает сейчас над выставочным проектом "Советский модернизм. Неизвестные шедевры" и проводит большое культурно-историческое исследование о формировании и развитии архитектуры конца 1950-х – начала 1990-х годов на примере 14 республик бывшего Советского Союза. Задачей выставки, открытие которой намечено на ноябрь 2012 года, является информация об архитектуре того времени, ее характерных чертах и особенностях. В список экспонатов от Республики Беларусь включен и мой выставочный павильон "БелЭкспо". Конечно, модернизм как стиль к тому времени, когда мы создавали свои объекты, уже "умер", но он возродился как творческий метод. И советские архитекторы по-своему его использовали.

БелЭкспо – один из самых любимых моих объектов, я и сегодня не оставляю его "без присмотра". В частности, подготовлен проект модернизации "пятого фасада" – кровли, которая ждет своего обновления.

  – Над чем работаете в настоящее время?

– Знаете,я все-таки наполовину остался чиновником от архитектуры, и меня не могут не волновать вопросы, связанные с градостроительством. Это правильно, что основные направления государственной градостроительной политики утверждаются указом Главы государства. Но нужны и практические действенные шаги. Меня не оставляет мысль, что в целях дальнейшего развития архитектуры и строительных наук, разработки новых подходов к преобразованию среды жизнедеятельности человека, возрождения традиций белорусской архитектурной и строительной школы и учитывая предложения Минстройархитектуры, министерств ЖКХ и высшего и среднего образования необходимо создать в Национальной академии наук Беларуси Институт архитектуры и строительных наук. И важнейшей его целью определить организацию фундаментальных и прикладных научных исследований и проектно-экспериментальных разработок, направленных на развитие архитектуры и градостроительства, совершенствование строительной деятельности.

С 2008 года по поручению Минстроархитектурыи Российской Академии архитектуры и строительных наук совместно с БелНИИПградостроительства работаем над Межгосударственной схемой территориальной организации Союзного государства Беларуси и России.

Что касается творческих проектов моей мастерской… Сейчас работаем над предложением по комплексу академгородка для Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Очень интересный проект туристического комплекса – "тайну" его замысла пока приоткрывать не буду. Сделали скульптурную композицию "Крынiца" в одноименном санатории в Ждановичах. Заканчиваем работы по возведению группы жилых домов на 950 квартир по пр. Дзержинского в квартале ул. Алибегова и пр. Газеты "Правда" – очень симпатичный ансамбль получается, с художественными деталями, в хорошем цветовом исполнении. Для моей малой родины – г.п. Паричи – запроектировали часовню-усыпальницу на могиле декабриста Михаила Пущина. В общем, трудиться есть над чем… Хочу выразить огромную признательность за совместное творчество архитекторам Роальду Кнауэру, Александру Середе, инженерам Ивану Пищику и Владимиру Сусько, всему коллективу мастерской, с которымисделан не один проект…

…Леонард Москалевич и сегодня продолжает Дело, которому служит всю жизнь. Он счастлив, что предназначение свое в профессии – подтвердил, многие творческие замыслы – воплотил, и благодарен судьбе за то, что вся его жизнь исполнена Творчеством, Любовью и Добром. "Архитектура и градостроительство – отображение духовности человека, – считает Мастер. – Меня вдохновляет творчество. Ему я посвятил всю свою жизнь. И ни о чем не жалею..." (цитата из книги "Жизнь, посвященная Архитектуре. Архитектура, посвященная жизни". – Мн., 2006).

Редакция журнала "Архитектура и строительство" желает Леонарду Викторовичу, с которым нас связывает многолетняя дружба-сотрудничество, крепкого здоровья, бодрости, оптимизма – вопреки всему, счастья и осуществления всех творческих замыслов.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 708
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 12 011
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 434
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...