Вы здесь

Монументально-декоративная живопись в культовой архитектуре Беларуси

Версия для печати

Тема торжеств – как сакральных, так и светских, всегда была востребована в искусстве, в том числе в произведениях монументально-декоративной живописи, так как они в подавляющем большинстве являются публичными и воздействуют на сознание огромного количества людей. Витражи, мозаики, росписи доходят до нас сквозь века – это своего рода культурный посыл потомкам. Свои произведения художники, как правило, посвящают темам, которые никогда не теряют актуальности, – о смысле жизни, о вечном, о прекрасном. И выполняют их с особой ответственностью, поскольку решение таких идей подразумевает некий трепет и торжество.

Ощущение праздничной торжественности наиболее ярко проявляется в культовых зданиях – в величии архитектурных форм, использовании благородных материалов, убранстве и композиционных решениях интерьеров. Поэтому будет интересно рассмотреть именно эту область работы монументалистов.

Праздник – норма жизни Церкви. Убедительным примером тому является храм Иконы Божией Матери "Державная" Свято-Елисаветинского монастыря (здание оформлено мастерскими монастыря в 2010 г.).

В архитектуре церкви ощущается влияние византийской традиции – крестово-купольный тип с широким купольным пространством. В убранстве здания использованы различные материалы и техники, каждая при этом имеет свое звучание и тему, усиливая тем самым общее впечатление. Стеклянный блеск смальты и искрящееся золото мозаики "зажигают" своды храма, увлекая нас в сказочный космос. Золото на иконах с мягким отсветом олифы на темперной живописи вторит этой симфонии. Словно затишье в самой кульминации мистерии, мягко вступает нежностью красок бархатистая фреска. Полированный гранит на полу, как отражение мозаичного неба, продолжает торжественную тему камня. Каждый материал несет свой неповторимый эмоциональный заряд, сообщая зрителю что-то важное.

Широкий купол храма позволяет полнозвучно и всеобъемлюще отобразить праздник Вознесения Господня. На стенах северного и южного рукавов в своей вечной реальности оживают евангельские сюжеты. Это тоже праздники – Рождество Христово и таинственное Введение Богородицы в святая святых. События актуализируются у нас на глазах разнообразием средств трепетного письма иконотворцев. Композиции охватывают стены, своды, арки, образуя единое пространство, которое погружает молящегося в атмосферу вечного, делая его своим соучастником.

Цветовое решение росписи звучит дуэтом голосов – золотого с красным и голубого с белым. Художникам хотелось поведать о славе Спасителя и смирении Богородицы, выразить художественными средствами их любовь друг к другу. Жертвенность и царское достоинство Христа воплощаются в мозаике, чистота непорочности Божией Матери – в небесной лазури фрески.

Таким образом, в оформлении храма полностью раскрывается тема праздника. Достигается это во многом благодаря композиционному решению, торжественному звучанию цветов, сочетанию различных техник монументальной живописи. Смысловое и эстетическое наполнение интерьера полностью отвечает запросам находящегося в храме человека, который воистину ощущает в своей душе настоящий праздник.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 653
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 11 988
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 419
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...