Бывая в Калининграде (бывший Кенигсберг), я часто захожу на “остров Канта”, где в уютном центральном парке города реставрируется древний величественный собор. У его северной стены находится погребение великого немецкого философа Иммануила Канта. Одна из самых уникальных философских систем была создана человеком, жизнь которого прошла в строгих ограничениях. Все свои годы Кант провел в Кенигсберге и его окрестностях.
В философском трактате “Критика чистого разума” Кант сформулировал три вопроса, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше увязываются с философией градостроительного планирования:
Что мы можем знать?
На что мы можем надеяться?
Что мы должны делать?
Три вопроса, которые последовательно охватывают область возможных для нас знаний и способов познания объекта градостроительного планирования, область будущего, которое сможет проистечь из наших действий, и область самих практических действий.
Отвечая на вопросы философии Канта, попытаюсь рассказать о градостроительном проекте, выполненном Научно-проектным республиканским унитарным предприятием “БелНИИПградостроительства” в авторском коллективе с Центром градостроительства и Государственным университетом Калининградской области, московским институтом “ГИПРОГОР”, — Территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития Калининградской области и ее частей.
Что мы можем знать?“Таким образом, всякое человеческое познание начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями”.
Иммануил Кант
“Созерцая” историю развития Калининградского региона, приходишь к выводу, что все основные периоды экономического подъема были связаны с иммиграционной политикой:
XIV век — бурное заселение сельских территорий. Благодаря применению в сельском хозяйстве техники более высокого уровня, которую принесли первые переселенцы, начался быстрый подъем экономики.
1867 г. — успешная переселенческая деятельность: население Пруссии выросло до 600 тыс. чел.
Начало XX века — заселение восточно-прусских земель — одна из главных стратегических задач Прусского государства. В 1919 г. был издан закон и создана специальная комиссия по привлечению переселенцев.
1946 г. — на землю бывшей северо-восточной Пруссии прибыло более 12 тыс. семей из России и Белоруссии, всего около 60 тыс. чел.
В настоящее время на территории Калининградской области проживает 950 тыс. чел., из них 76,8% городского населения. Современная сеть населенных мест Калининградской области включает 27 городских и 1089 сельских поселений.
Характерной особенностью современной системы расселения Калининградской области является ее “однополюсное” развитие на базе областного центра — г. Калининграда. Даже при современном уровне развития транспортных коммуникаций и общественного транспорта зона территориального влияния Калининграда как регионального центра охватывает только около 40% территории области. Следовательно, для остальной территории Калининград не может полноценно выполнять свои функции. В этом случае часть региональных функций должна быть делегирована иному городу, так называемому “субрегиональному центру”, размещенному в восточной части области.
Сложившуюся систему расселения Калининградской области можно представить следующим образом: экономически развитый, высоко урбанизированный запад, обширные аграрные районы востока и узкая со слаборазвитой инфраструктурой полоса курортно-рекреационных поселений побережья Балтийского моря на северо-западе.
Новые барьеры между Беларусью и Калининградской областью на границах с Литвой и Польшей оттеснили белорусских транзитников с сухопутных путей в воздушное пространство. Созерцая область через иллюминатор самолета, нельзя не заметить уникальные природные заповедники, захватывающую красоту приморья, дикую природу Куршской косы. В то же время бросается в глаза, как область, к сожалению, “лысеет”. Сегодня лесные территории составляют лишь 17,4% — это очень низкий показатель для данной географической зоны. Достаточно крупные зеленые массивы сохранились в центральной и северной частях области, однако их площади недостаточны для надежной охраны биологического разнообразия. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий не объединена в единую региональную систему, более половины из них не имеют необходимого природоохранного статуса.
В этих условиях профилактические меры не помогут, нужны радикальные хирургические вмешательства — широкомасштабные посадки нового леса.
Из аэропорта “Храброво” до Калининграда необходимо добираться автобусом по местным дорогам. В Калининградской области сложилась высокоплотная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием: 42,3 км на 100 км2 территории, однако и плотность движения по ним тоже высокая. Уровень автомобилизации в регионе — 210 автомобилей на 1000 жителей. Движение транспорта по трассам замедленно и небезопасно. Практически все дороги Калининградской области унаследованы из прусской истории — узкие, с ограниченной скоростью движения, пересекающие населенные пункты, с двух сторон дорожного полотна тесно усаженные крупными деревьями. В летнюю жару приятно ехать в тени зеленых тоннелей, но зимой или в шторм движение становится смертельно опасным. Недаром местные жители прозвали деревья-убийцы “солдатами фюрера”.
Созерцая красоту городских и сельских ландшафтов, замечаешь, что в холодные периоды над поселениями поднимаются густые столбы дыма из труб котельных и частных домов — результат использования угля, жидкого топлива, дров для отопления. Около 35% суммарного потребления топлива в области составляет жидкое, в основном в виде топочного и флотского мазута, дизельного и печного бытового топлива. Уголь, поставляемый из Кузбасса и Польши, в суммарном потреблении составляет около 17% топлива. Объемы потребления природного и сжиженного газа — 42%. Он полностью поступает в область из России через Республику Беларусь и Литву.
В настоящее время структура топливно-энергетического баланса области характеризуется почти полной ее зависимостью от внешних поставок энергетических ресурсов.
Отходы производства и потребления складируются на полигонах и свалках, большинство из которых не отвечает нормативным требованиям. Ряд свалок уже в течение нескольких лет закрыт, однако фактически они продолжают действовать. В области отсутствуют площадки для размещения промышленных отходов. В первоочередной реконструкции нуждаются очистные сооружения городов Калининграда и Балтийска, объединенные очистные сооружения и сети Приморской зоны, а также городских поселений, расположенных в прибрежной зоне Вислинской и Куршской лагун.
Энергетические и коммунальные проблемы Калининградской области создают ей международный образ экологически небезопасного региона Балтийского моря.
На что мы можем надеяться?“…в каждом звене цепи поколений, в котором я (как человек вообще) нахожусь,
я обязан — хотя бы и не так, как должен был бы, а значит,
и мог бы соответственно требуемым от меня моральным свойствам, — так воздействовать на потомство, чтобы оно становилось лучше…”
Иммануил Кант
“Лучшее потомство”. Сколько его может быть в будущем? В нашем проекте к 2030 г. прогнозируется рост численности населения на 50,2 тыс. чел. за счет внешней миграции. Таким образом, как и на важных исторических этапах экономического возрождения области, ее развитие мы связываем с целевой миграционной политикой России. Факторы экономического возрождения будут содействовать улучшению собственно демографической ситуации за счет охраны здоровья населения, снижения младенческой смертности, увеличения вероятной продолжительности жизни.
Где будет работать “лучшее потомство”? Планируется рост занятости в отраслях непроизводственной сферы (торговля, сфера обслуживания, финансы, курортно-рекреационное обслуживание), инфраструктурных отраслях, отраслях использования и глубокой переработки местных сырьевых ресурсов, в первую очередь янтаря, в агропромышленном секторе и строительстве.
На основе анализа прошлого и настоящего, приоритетов и прогноза социально-экономического развития Калининградской области в проекте были сформулированы основные цели территориального развития:
содействие транснациональной интеграции области со странами Балтийского региона;
создание сбалансированной региональной системы расселения;
повышение качества среды жизнедеятельности периферийных сельских районов области; диверсификация экономики малых городов;
создание оптимальной сети природных и природно-культурных ландшафтов; формирование крупных интегрированных природных зон — ареалов экологической стабильности региона;
развитие региональной инфраструктуры туризма, создание условий для ее интеграции в туристическую инфраструктуру Балтийского региона;
создание эффективной системы защиты водной среды и прибрежных зон Вислинской и Куршской лагун от техногенного загрязнения;
техническое совершенствование транспортных коммуникаций, систем общественного транспорта; сокращение негативного экологического влияния транспорта на окружающую среду;
развитие систем энергоснабжения, обеспечивающих долгосрочную энергетическую и экологическую безопасность области.
Восемь целей территориального развития Калининградской области построены на принципах обеспечения экологической устойчивости, увеличения конкурентоспособности функционирования ее территорий, динамичного развития в условиях стратегического взаимодействия между Российской Федерацией и странами Балтийского региона.
“… Прежде всего, будьте мудры, справедливы и умеренны; тогда эти добродетели скоро достигнут и трона и сделают добрым также и государя”.
Иммануил Кант
Чтобы действия достигли “трона”, они должны быть принимаемы и разделяемы всеми уровнями власти.
В проекте были проанализированы решения органов управления федерального, регионального и местного уровней, реализуемые в настоящее время в Калининградской области, на предмет соответствия их новым целям территориального развития региона. Те решения, конкретные программы, которые отвечают целям территориального развития, были включены в проект. Это программы в области развития коммунального хозяйства, в частности строительства очистных сооружений и развития системы удаления бытовых отходов, развития транспорта, включая реконструкцию морских портов, международного аэропорта “Храброво”, внутриобластных дорог, программа по берегоукреплению Балтийского моря, программы в сфере охраны окружающей среды.
Активно дебатировались на совещаниях и в средствах массовой информации области новые действия, предложенные в проекте.
Новые действия предполагают развитие “бицентрической” региональной системы расселения на базе регионального центра — г. Калининграда и субрегионального центра — г. Черняховска.
Новые действия также включают:
развитие отдельных поселений — “точек роста”, важных для транснациональной интеграции в сфере сотрудничества университетов, развития центров науки и образования, судостроения и судоремонта, приборостроения, электронной промышленности, рыбной промышленности, туризма, торговли, транспортного обслуживания, телекоммуникационных, финансовых и консалтинговых услуг;
развитие и обустройство территорий, обеспечивающих транснациональную интеграцию в области экологии, туризма, рекреации, в частности развитие Куршско-Мазовецкого природного русла, Мазурско-Куршского водного маршрута, Приморской рекреационной зоны, зон приграничной экологической ответственности, обеспечивающих охрану трансграничных водных систем;
развитие международной транспортной и инженерной инфраструктуры, в частности международных транспортных связей: Гданьск—Калининград—Черняховск—Вильнюс; Калининград—Черняховск—Рига; Калининград—Черняховск—Белосток—Барановичи; обоснование прокладки высоковольтной линии, связывающей Белорусскую и Калининградскую энергосистемы, прокладки магистрального газопровода Гродно—Черняховск с учетом газоснабжения северо-восточных воеводств Польши.
Новые действия по совершенствованию функциональной организации территорий Калининградской области включают территориальное зонирование и установление региональных режимов развития и использования территорий. Проектом выделены конкретные зоны преимущественного формирования природного комплекса, даны предложения по развитию системы особо охраняемых природных территорий региона, в том числе изменению параметров водоохранных зон ряда рек, позволяющих сформировать “биологические русла” между крупными природоохранными районами. Предполагается увеличить площадь лесов до 30%. Таким образом, экосистема региона получит новые возможности для восстановления утраченных элементов и устойчивого развития.
Новые действия по развитию топливно-энергетического комплекса региона предполагают увеличить потенциал местных нетрадиционных и возобновляемых топливно-энергетических ресурсов в 6 раз и довести их объем до 4,2% суммарной потребности области в энергоресурсах.
Для реализации государственных интересов проектом предложены механизмы особого регулирования градостроительной деятельности федерального и регионального уровней, а также выделены зоны и объекты перспективного инвестирования. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях будет осуществляться посредством введения специальных государственных градостроительных стандартов и нормативов, особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, выдачи специальных разрешений на строительство и хозяйственную деятельность.
Три кантовских вопроса внесли особую калининградскую философию в проект, который успешно прошел все согласования, рассмотрения, экспертизы и готов к утверждению согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации.
На осеннем XI международном фестивале “Зодчество-2003” в Москве проект стал лауреатом конкурса “Архитектура и градостроительство регионов России” в номинации “Лучший проект в области градостроительства”. Поздравляем победителей!
Авторский коллектив:
Дмитрий Семенкевич — руководитель проекта, архитекторы Элеонора Клевко, Светлана Сахарова, Тамара Бутримович, экономист Ольга Базакуца, инженеры Леонид Десятков, Юрий Винников, Иван Жидович, программист Сергей Злобин, эколог Борис Дыскин.