Вы здесь

Мебель в интерьере: Белорусский модерн сто лет спустя

23.02.2006 13:06
Просмотров: 7 557
Версия для печати

Сейчас исторический центр Минска переживает удивительный период — период возрождения, реконструкции, возобновления утраченного. Вскоре на пересечении улиц Интернациональной и Ленина появится воссозданное здание гостиницы “Европа”. Наполнение пространства отеля новейшими технологическими решениями при сохранении и поддержании стилистического образа — необходимый и важный шаг на пути воссоздания архитектурного образа исторического центра Минска.

То, что новая “Европа” стоит несколько особняком от Верхнего города, ближе к ампирному проспекту, делает ее дорогим камнем в архитектурном обрамлении уже существующей среды: барокко ратуши и Кафедрального костела — и неожиданно приятный переход к модерну “Европы”. Тем более приятный, что решение интерьеров отеля вторит его фасаду. Подтверждение стиля в интерьерах — скорее отсылка, вариации на тему модерна, но тем интереснее “игра” с новыми технологиями.

Немалую лепту в создание образа “Европы” вносит открытое акционерное общество “Минскпроектмебель”, чье структурное подразделение — Проектно-конструкторское технологическое бюро мебели — разработало для гостиницы дизайн-проект мебели. К слову сказать, Минскпроектмебель — автор проектов мебели и элементов интерьеров для Дворца Республики, Национальной библиотеки, других объектов государственного значения.

ПКТБМ ОАО “Минскпроектмебель” — специализированная проектная организация по комплексной разработке дизайн-проектов как бытовой мебели, так и мебели специального назначения и интерьеров. Причем в последнем случае проектировщики работают в тесном контакте с творческими мастерскими архитекторов, определяющими общее стилевое решение создаваемых объектов. И на этот раз такой творческий тандем сложился с архитектурной мастерской ООО “Трайпл”, возглавляемой заслуженным архитектором Республики Беларусь С.Г. Багласовым.

По условиям технического задания предлагалось выполнить разработку нестандартной мебели и мебельных изделий с повышенными эксплуатационными свойствами, используя художественные направления начала XX века, преимущественно модерн, но без антикварного копирования исторических образцов. Применение прогрессивных современных технологий изготовления, а также соответствие самым высоким требованиям, предъявляемым международными стандартами к современному пятизвездочному отелю, также являлось обязательным.

Современные тенденции и требования к дизайну мебели для гостиниц повышенной комфортности диктуют не только создание атмосферы комфорта и уюта, но и отсутствие обыденности в характеристиках интерьера. Поэтому в работе по проектированию мебели и оборудования для гостиницы “Европа” мы основывались на поиске формы, наилучшим образом удовлетворяющей функции, подчиненной программным нормам стиля модерн; на синтезе современных утилитарных форм, современных технологий их изготовления и программных стилевых акцентов. Перед нами стояла задача выработки новых форм путем “модернизации”, преодоления сугубо временных особенностей прототипов и обращения к модерну на уровне формообразующих принципов с их нераздельностью художественно-выразительного и функционального, стремлением к нетривиальным формам и мотивам, ко всему современному, новому.

Задачей максимум для нас стало создание программы для гостиничного комплекса в стиле, который был условно определен как “неомодерн” или “белорусский модерн 100 лет спустя”. Мебель будет изготовлена из массива твердолиственных пород с облицовкой натуральным шпоном ценных пород древесины, тонировкой и полировкой современными экологичными отделочными материалами, а также с использованием высококачественной фурнитуры. Накладной бронзовый декор выполнят белорусские художественные предприятия.
 
Входная группа гостиницы включает в себя три крупные мебельные формы:

— стойка рецепции;

— стойка-киоск для продажи цветов, прессы;

— барная стойка.

Все они выполнены с элементами классицизирующего модерна (модерна, тяготеющего к стилизации раннего классицизма). Линии просты и лаконичны, декор строг и рационален, все подчинено многосветному пространству атриума и функциональной необходимости. В зоне барной стойки имеются низкие столы с диванами и компактными креслами в форме ракушки. Во всех мебельных формах — и это является объединяющим мотивом — использован прием сочетания фактур различных ценных пород древесины, кожи, натурального камня, стекла и декоративных элементов, созданных из искусственно состаренной латуни (рис. 1).

В организации компактного пространства и создании художественного образа интерьера жилых номеров мебель играет уже более значимую роль. При программировании интерьеров главным стал принцип разнообразия их характеристик. В соответствии с этим было разработано несколько меблировочных ансамблей. Комплект мебели для номера включает в себя шкаф-купе, тумбы для чемоданов, укомплектованные специальным покрытием, оберегающим от повреждений, рабочий стол, стол для завтрака, тумбу для телевизора, тумбу для мини-бара со встроенным холодильником, кровать, стулья, диваны, кресла и др.

Жилая комната в однокомнатных номерах выполняет функцию общей комнаты и спальни. Типовые одноместные и двухместные номера отличают простота, лаконичность форм, акцентируется силуэт, подчеркивающий орнаментально-графическую трактовку форм. Выразительным приемом является сдвоенная конструкция ножек, усиливающая работу конструкции. Именно такое решение соответствует тезису модерна: “Объект в модерне не функция, которую украшают, а украшение, которое выполняет функцию”. Цветовое решение этого набора основывается на натуральных цветах дерева ценных пород: американской вишни, канадского клена и березы — с покрытием полиуретановыми лаками, подчеркиванием текстуры древесины как декора.
Двухкомнатные номера имеют повышенную комфортность в части разделения жилого пространства на прихожую, гостиную и спальную комнаты. Программу для них отличает цветовое решение: сливочно-белый перламутровый лак с накладными декоративными элементами золото — бронза; большая насыщенность декором; мелодичная ритмика в линиях и формообразующих элементах. Активность стилевых акцентов достигается вариативностью линий, отражающих стилистику модерна. Конструкция изделий трактуется орнаментально; выразительность каждого из них и всего ансамбля в целом достигается сопоставлением разных материалов (гладкие крашеные поверхности, стекло, кожа, накладной бронзовый декор). В подобной стилистике, причем с более насыщенным и усложненным декором, решены и номера “люкс” (рис. 2, 3).

 

Ресторан гостиницы “Европа” на сто тридцать мест включает в себя два зала. Входная зона организована барной стойкой, решенной в модерне со стилизацией мотивов античности. Зал ресторана просто и изящно наполнен предметами мебели, необходимыми в месте подобного назначения. Комплект оборудования для шведского стола артистичен и элегантен. По композиции это фартук с горизонтальными полками для блюд, с сервантом официанта и выкатывающимися столами, укомплектованными современным оборудованием, необходимым для подачи холодных и горячих блюд. Сервант официанта представляет собой стол-шкаф с размещенным на нем кассовым аппаратом, ящиками для столовых приборов и т.д. Стилистически поддерживает интерьер этой зоны ресторана конструктивное решение трансформируемого по высоте стола-горки — характерного предмета мебели начала века.
Каждый зал имеет свою функцию, поэтому используются два типа столов. Один из залов предназначен для банкетов, и обеденные столы в нем прямоугольной формы, что диктуется необходимостью разнообразной расстановки. Все они простой, надежной, облегченной конструкции. Пространство второго зала предполагает линейную расстановку столов круглой формы, которая обеспечивает свободную организацию зоны посадочных мест и расположение проходов (рис. 4, 5).

Сквозной темой в решении интерьера зала ночного клуба является решетчатая структура — как прием раскладки панелей стен, так и прием построения образа барной стойки. Кожаный ленточный диван по периметру зала и низкие, рамочной конструкции столы со стеклянными столешницами визуально не загромождают пространство и создают атмосферу свободного общения, движения, света и музыки.

Разработана также программа офисной мебели и проведен подбор из серийно выпускаемой мебели белорусских предприятий для оборудования рабочих мест персонала гостиницы.

В настоящий момент дизайн-проект находится на стадии изготовления и утверждения опытных образцов. Рассматриваются возможные варианты цветового решения и отделки, рисунков накладного бронзового декора, художественной обработки стеклянных элементов изделий. Разрабатывается вся необходимая конструкторская и технологическая документация для белорусских предприятий, которые осуществят этот проект. Весь набор мебели для оборудования гостиницы будет выполнен на современном высокотехнологичном многофункциональном оборудовании, компьютерные программы которого позволяют раскраивать детали любой конфигурации с точностью до одного миллиметра и делать фрезеровку любого сложного фигурного профиля.

После завершения проектных работ весь пакет документов будет передан предприятию — победителю тендера на изготовление эксклюзивной мебели. Авторский надзор на всех этапах производства от изготовления, сборки, отделки, доставки и монтажа вплоть до сдачи объекта “под ключ”, а также контроль качества и экологичности используемых материалов и комплектующих будет осуществлен художественно-конструкторским отделом Проектно-конструкторского технологического бюро мебели ОАО “Минскпроектмебель”.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 991
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: 5 742
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: 5 697
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...