Вы здесь

Струящаяся архитектура Ф. Хундертвассера

Версия для печати

Тема номера журнала — вода в архитектуре — ассоциативно связана с архитектурным творчеством Ф. Хундертвассера, в постройках которого нет прямых линий, все “течет и струится”. Пол “перетекает” в стены, фасады имеют волнообразный силуэт. Последнее, самое яркое его произведение — курортный комплекс “Рогнер Бад Блюмау” — непосредственно связан водой: он создан на базе термальных источников лечебных минеральных вод, которые и являются его функциональным и композиционным центром.

Водная феерия. Местечко Блюмау на юго-востоке Австрии между Веной (130 км) и Грацем (60 км), приобрело популярность не столько благодаря своим курортным достоинствам, сколько художественной концепции Ф. Хундертвассера. В этом регионе минеральные источники — не редкость, но художественных решений, подобных курортному комплексу “Рогнер Бад Блюмау”, нет.

Функциональным и композиционным центром “Рогнер Бад Блюмау” является водолечебный комплекс (около 1600 м2 водной площади) с крытыми и открытыми термальными бассейнами, римской парной, турецкой баней, ароматической и финской саунами. Для закаливания предлагаются контрастный душ и открытый бассейн с холодной водой. Имеются детский бассейн, ванная для младенцев и многие другие водные устройства.

Курс оздоровления можно пройти с использованием шотландской ванны, ванны Афродиты (шафран, мед, кобылье молоко), ванны Клеопатры (кобылье молоко, эфирные масла), подводного массажа, массажа Kundalini (возрождает жизненную силу), массажа Shiatsu, Qi Gong (восстанавливает энергетический потенциал), акупунктуры, укутывания выжимкой из виноградных и плодово-ягодных культур, других классических и восточных методов лечения и восстановления.

При входе на территорию комплекса расположен фонтан-трио фаллической формы, бьющий ключом.

Модель “Катящихся гор”, придуманная Ф. Хундертвассером, легла в основу архитектурно-художественного замысла курортного комплекса “Рогнер Бад Блюмау”. Здания повторяют очертания окружающих холмов. Их крыши покрыты зеленой травой и кустарниками — они как бы выбираются из-под земли, не нарушая ее естественного покрова.

Комплекс имеет 247 гостиничных номеров и 24 апартамента, в том числе номера для некурящих и аллергиков. В некоторых номерах есть балконы, открытые терассы. Отличается разнообразием сеть объектов обслуживания, включающая ресторан местной штирийской кухни, буфет-ресторан, ресторан при бассейне, ресторан на террасе; бар, кафетерий; салон красоты, парикмахерскую, магазин; 4 теннисных корта, спортивный тренажерный зал; детские игровые площадки и комнаты. Кроме этого посетителям предлагаются катание на воздушном шаре, занятия верховой ездой, катание на горных велосипедах, стрельба из лука, занятия йогой, рыбная ловля, школа гольфа.

“Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре” (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur) — название книги, опубликованной Ф. Хундертвассером в 1958 г. и излагавшей его взгляды на искусство. Не примыкая к какому-либо из тогдашних авангардистских течений, он выдвинул собственную программу “трансавтоматизма”, призванного спонтанно-творчески высвобождать природные энергии, заблокированные цивилизацией. Позднее, в 1983 г. он опубликовал сборник эссе “Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни”.

Надо отдать ему должное — свои декларации художник честно воплотил в жизнь. С 1973 г. он активно занимался и архитектурой, создавая эскизы “экологически совершенных”, причудливо-биоморфных построек, украшенных яркой суперграфикой. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и стереотипов.

Хундертвассерхаус (Дом имени себя), который возводился с 1977 по 1986 г., стал первым свободным домом и реализацией мечты художника. Напротив него появилась Деревня Хундертвассера (Hundertwasser Village), предназначенная для того, чтобы отвлечь толпы туристов от жилого дома. В 500 метрах от них возведен Музей современного искусства (KunstHaus), на крыше которого Хундертвассер построил для себя пентхауз. Таким образом, в центре Вены им создан комплекс зданий, олицетворяющих его представления о красоте и ценностях жизни. “Человек и природа должны жить в гармонии” — один из главных тезисов Ф. Хундертвассера. Во всех его архитектурных произведениях активно присутствует природа. Кусты и деревья украшают балконы и террасы, крыши зданий покрывает буйная растительность. Даже завод по переработке мусора в Вене (1990–1991 гг.) не избежал включения природных форм.

Феномен Ф. Хундертвассера. Не являясь архитектором, Фриденсрайх Хундертвассер сумел создать самобытное и яркое направление в архитектуре. Его произведения не спутаешь с другими. Они стали объектами паломничества туристов.

Родился в Вене 15 декабря 1928 г. в еврейской семье. В 1948 г. недолго посещал Венскую Академию художеств, но в основном сформировался как самоучка. В 1949-м во время путешествия по Италии изменил первый, славянский слог своей фамилии (настоящее имя и фамилия Фридрих Стовассер), переведя его на немецкий язык.

Его произведения щедро разбросаны по миру. В Токио установлена инсталляция “Памятник часам XXI века”, в Португалии, на Восточном вокзале Лиссабона, — грандиозное панно из изразцов “Погружение Атлантиды”. Он придумал дизайн новозеландского флага, делал эскизы почтовых марок, оформлял книжные обложки для библиоклубов. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием. Сегодня графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus.

Для него были характерны экстравагантные выходки. Во время борьбы за реализацию проекта своего Дома он устроил мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены — женщиной; в 1967 г. в Мюнхене обнаженным прочитал изумленной публике свой манифест “Право на третью кожу”; вместе с художниками Э. Фукстом и А. Райнером основал академию всех творческих сфер “Пинторариум”.

Умер Ф. Хундертвассер тоже нестандартно — в Тихом океане, на борту лайнера “Куин Элизабет II”, направляясь из Новой Зеландии в Европу, 19 февраля 2000 г.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 10 004
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: 5 747
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: 5 699
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...