Вы здесь

Мини-скансен - неиспользованный потенциал архитектуры сельского туризма

Версия для печати

УДК 719+728.5

В статье рассмотрен потенциал мини-скансенов в развитии объектов сельского туризма на территории Беларуси. Определены основные принципы формирования мини-музеев под открытым небом по размещаемым в их составе объек­там; даны предложения по использованию жилых домов мини-скансена в туристических целях; рассмотрены существую­щие примеры на территории Беларуси.

In the article to considers development of potential mini-Skansen in rural tourism in Belarus. Have been defined the main principles of a mini-museum in the open air are placed on objects in their composition; have been given proposals for the use of residential houses of mini-skansens for tourism purposes; were reviewed the existing examples in Belarus.

Введение

Туристический рынок развивается также стремительно, как и весь окружающий мир. Появляются новые сферы, со­ответствующие многообразию запросов людей: культурный туризм, бизнес-туризм, религиозный туризм, событийный туризм, например, только фольклорные фестивали и празд­ники. В настоящее время в Беларуси активное развитие по­лучил сельский туризм. Многообразие усадеб и конкуренция между ними, подталкивает владельцев на изучение истории своего края, на поиск идей, которые позволили бы им выде­литься, показать свою уникальность. Популярными стали всякого рода музейные экспозиции, в том числе использу­ются возможности демонстрации особенностей архитектуры различного временного периода, начинает учитываться фак­тор региональной архитектуры. Стало осуществимо также и устройство мини-скансенов в сельский усадьбах, обладаю­щих определенным архитектурно-познавательным потенциа­лом. Развитие данного направления в формировании объектов сельского туризма может стать одним из методов сохранения наследия народного зодчества Беларуси.

Основная часть

Каждый регион нашей страны имеет примечательные объекты народного зодчества, которые отображают уклад жизни и особенности народной художественной культуры, являются свидетельством исторической и социокультурной обстановки прошедших эпох. Например, курная хата конца XIX в., в которой может быть реконструирована среда того времени, позволила бы туристам узнать много нового для себя, и даже поучиться растапливать курную печь. Обычно это сопровождается интерактивными приемами: традицион­ные белорусские блюда с использованием характерной по­суды, национальные костюмы, соответствующая фоновая музыка.

Скансен - этнографический музей под открытым небом, который был открыт в Стокгольме в 1891 г. Идея его была про­ста: представить всю Швецию в миниатюре [1].

На территории Беларуси также есть варианты музеев такого:

  • Белорусский государственный музей народной архитек­туры и быта в д. Озерцо Минского района;
  • Музейный комплекс старинных народных ремесел и тех­нологий «Дудутки» в Пуховичском районе;
  • Туристический комплекс «Город мастеров» в г. Могилеве (Рис. 1);
  • Этнографический музей в п. Глуша Бобруйского района.

Рис.1

Музей народной архитекторы и быта представляет собой архитектурно-этнографический комплекс, создавался как на­учное и культурно-просветительное учреждение. Это един­ственное учреждение, формирующее коллекцию памятников народного деревянного зодчества «Архитектура» Музейного фонда Республики Беларусь [2, с. 34]. Основная цель белорус­ских музеев под открытым небом - ознакомление с информа­цией, проведение однодневных праздников и торжеств, но без оказания других туристических услуг, в виде проживания и питания. Мотивация посетителей таких мест в первую оче­редь определяется желанием развития собственной личности с помощью познания истории и культуры.

Мини-скансен - мини-музей под открытым небом, в со­ставе объекта сельского туризма - агроусадьбы, предоставля­ющей туристам различные услуги, в том числе продолжитель­ный отдых. Такой музей обычно характеризуется наличием в своей структуре сохранившегося объекта архитектуры, пред­ставляющего историческую ценность и отражающего тради­ции и быт прошлых лет.

Мини-скансен в составе сельской усадьбы, предоставля­ющей туристические услуги, может формироваться:

  • отдельно стоящим жилым домом, возраст которого все же должен превышать 50 лет, с характерными архитектурны­ми региональными особенностями;
  • типичной для данной территории усадьбой крестьянина: жилой дом с хозяйственными постройками;
  • другими интересными объектами: гумно, корчма, сель­ская больница;
  • уникальным строением (мельница, культовое сооруже­ние), возможно даже перевезенное из другой местности.

Самый распространенный тип агроусадьбы в виде мини­скансена на территории Беларуси это жилой дом с хозяйствен­ными строениями («Трабутишки» Поставского р-на, «Лаври­новичи» Зельвенского р-на, «Лесные дали» Логойского р-на), возраст которого превышает 50 лет. Эти строения обладают высокими архитектурно-художественными качествами, исто­рически достоверны. Разнообразие достигается различием местных особенностей и функциональных программ, связан­ных с использованием мини-музея в туристической сельской усадьбе - гончарство, сельскохозяйственное производства, кузнечное дело и т.д. (Рис. 2).

Рис. 2

Для решения проблемы ночлега туристов целесообразны следующие решения:

1.  Наличие на этой же территории 2-го жилого дома, тем более что в настоящее время в Беларуси решены юриди­ческие вопросы строительства на одном участке агро­усадьбы двух жилых домов, что раньше было серьезным препятствием для сферы сельского туризма в целом;

2.  Жилой дом для туристов в этом же населенном пункте или недалеко от него (возможна организационно-функци­ональная связь двух усадеб, пример: «Лидский хуторок» в г. Лида и «Домик в деревне» Лидского р-на).

При строительстве второго жилого дома на одной терри­тории с историческим объектом следует учитывать факторы, определяющиеся композиционным решением: новое строение может быть стилизовано под время строительства основных сооружений мини-скансена или быть акцентировано совре­менным архитектурно-строительным решением. Оптималь­ное решение может быть найдено только с учетом особенно­стей ландшафтной ситуации и визуальных взаимосвязей.

Жилые дома, построенные 50 лет назад, в силу обычно тра­диционно использовавшихся не сложных, а то и упрощенных планировочных решений и инженерного обеспечения, не могут отвечать всем современным требованиям. Простая планировка с четким функциональным зонированием характеризует наи­более распространенный тип народного жилища - двухчаст­ный дом, состоящий из хаты и не отапливаемых сеней. Разумно спланированное с учетом функционального назначения каждо­го из его составляющих элементов, крестьянское жилище отве­чало потребностям жизни прошедших времен [4]. В таком доме, если предусматривать его использование в туристических целях, невозможно обойтись без реконструкции его объемно­планировочной структуры (устройство мансарды, пристройка дополнительных объемов для санитарных помещений).

Когда социально-экономические перемены и городская культура стали оказывать влияние на сельский образ жизни, сельское жилище начало совершенствоваться: появились пе­регородки, увеличилось количество помещений, улучшились санитарно-гигиенические условия и др. Такие планировочные структуры, имеющие более комфортное решение с функци­ональным разграничением жилой и хозяйственной частей, с выделением спален, представляют больше возможностей для использования в туристической деятельности.

Основу агроусадьбы «Райский уголок» Светлогорского района (Рис. 3) составляют отдельно сохранившиеся здания прошлого века. Выразительность жилого дома и его лидиро­вание в композиции не требовали никаких серьезных пере­строек, наоборот, - следовало обеспечить сохранение перво- зданности. Деревянный жилой дом этой агроусадьбы с его двускатной крышей, объемной “русской” печью, простым ре­шением интерьеров, продемонстрировал свою оптимальность для условий местного климата. Была достигнута определенная автономность существования объекта и его независимость от каких-то сторонних обстоятельств, что востребовано и в наше время. С помощью цветового решения фасадов выделены де­тали (обрамления окон, выступы бревен, оформленных в виде пилястр), на них акцентируется внимание.

Рис. 3

На этой усадьбе демонстрируются различные виды при­кладного мастерства, в частности, вышивки, сделанные еще в начале прошлого века. Туристы также имеют возможность приобщиться к рукоделию. Помещения приспособлены для проведения мастер-классов по вышивке, инкрустации соло­мой, лозоплетению. Создаются условия для интерактивного общения с гостями в исторически достоверной среде, которая сформирована на территории усадьбы и в интерьерах помеще­ний. Это направление туристической деятельности наиболее эффектно может реализовываться в мини-скансенах.

Мини-скансен может сформироваться на агроусадьбе «Кола Струменя» Житковического района, у реки Струмень в древнем Турове. Основу жилого дома формирует неболь­шой сруб; главный фасад «на два окна» традиционно выходит фронтоном на улицу. Венцы стен открыты, только выступы бревен оформлены в виде пилястр, с имитацией капители на уровне верха окна. Открытость конструкций позволяет су­дить о местных строительно-технологических приемах. За­полнение оконных проемов сохранило первоначальный вид, что встречается очень редко. Имеются и пристройки более позднего происхождения (сени, через которые устроен глав­ный вход, веранда с большими окнами в сад), которые отра­жают перемены сельского жилища в 1950-60-е гг.

В интерьере основной элемент, как и положено, - боль­шая печь с лежанкой. В каждой из четырех гостевых спален деревянная мебель работы местных мастеров. Эта агроусадь­ба - фактически музей под открытым небом, демонстрирую­щий традиции устройства как экстерьерных пространств, так и интерьеров помещений, что помогает проводить обрядовые праздники «Гуканне вясны» и «Купалле». Организация по­добных мероприятий праздничной направленности, по своей содержательной насыщенности следует ориентировать не на однодневное пребывание туристов, а на большую временную продолжительность, что требует соответствующего комфорта пребывания с точки зрения обеспеченности агроусадьбы ин­женерным оборудованием. Но только это позволяет достичь экономической эффективности работы агроусадеб [5, с. 96].

Достоинства усадьбы «Докудово» Лидского района (Рис. 4) также обеспечиваются сохранением сооружениям первона­чального архитектурного образа. Такой тип дома встречается в основном только в западной части Гродненской и Брестской областей. На улицу обращен протяженный фасад с входной парадной верандой - пример решений местного зодчества.

Рис. 4

Особый пример формирования туристического комплекса в виде мини-скансена - деревня Тиневичи в Кореличском районе. Это совершенно новое направление: идея сельско­го туризма здесь получает реализацию на значительной по размерам территории. Здания и сооружения деревни здесь представляют собой согласованную композицию на осно­ве реально существующей градостроительной структуры, сформировавшейся в течение столетий. Неперспективный сельский населенный пункт превращен в развивающийся сельский туристический центр. При его создании ориентация взята на экспонирование градостроительных традиций: трас­сировка улицы и проездов, линейная планировочная структу­ра застройки, сохранение элементов старинного благоустрой­ства - мощение улицы камнем, сохранение садов и др. Все жилые дома, в основном послевоенной застройки прошлого века, сохраняют свой первозданный вид. Всего в комплекс со­стоит из 17 зданий, они приспособлены для приема и обслу­живания туристов. Часть разрушенных хозяйственных строе­ний убрали, а на некоторых дворах дополнительно построены бани, что расширяет набор предоставляемых туристам услуг. В какой-то мере бани стали своеобразной компенсацией неиз­бежных потерь других строений в застройке деревни. Суще­ственным композиционным и функциональным дополнением туристического комплекса стало здание корчмы, - объекта, память о котором сохранилась только в преданиях. Получив функции общественного центра комплекса, здание разме­стилось в центре застройки. Архитектурно-художественный образ этого нового здания основывается на реминисценциях архитектуры середины ХХ в. с учетом традиций архитектуры западного региона Беларуси. Для возведения сооружения ис­пользовались только местные строительные материалы.

Вся работа по воссозданию деревни Тиневичи в качестве туристического объекта осуществлялась согласованно со спе­циалистами, что и позволило более точно воссоздать образы прошлого. Такие решения представляются перспективными и важными для Беларуси, они позволяют вернуть к жизни целые поселения, создавая новые рабочие места и развивая социально-экономические взаимоотношения в сельской мест­ности. Одновременно такие решения могут содействовать со­хранению архитектурного и этнографического наследия.

Мини-скансен может формироваться на основе перевезен­ных сооружений. Тем более что традиционный для Беларуси строительный материал - дерево, - это позволяет. И если есть возможность спасти от разрушения уникальное строение, то это может быть и перенос в другую местность. Естественно, это сооружение, как и любое иное, оказавшееся в подобной ситуации, будет выделяться и привлекать к себе внимание. Но в туризме именно привлекающие внимание факты являются наиболее востребованными. Поэтому такое направление как формирование мини-скансена на основе перевезенного, обыч­но уникального сооружения, будет актуально.

Хутор «Миколин остров» Светлогорского района необыч­ный объект сельского туризма. История его заселения берет свое начало со второй половины XVIII в. Природа наделила это место привлекательными данными. А некогда заболо­ченная местность, окруженная лесом, сейчас превратилась в курортную зону благодаря очистке и частичному осушению болот, созданию системы прудов. С усадьбой граничит биоло­гический клюквенный заказник. Рядом бобровые хатки, брус­ничные плантации, холодные родниковые озера.

Для гостей построен деревянный дом с 3 комнатами, бе­седки, установлена сцена для проведения торжеств. Обслужи­вающий персонал размещается в небольшом жилом домике, причем живет там круглогодично. Главная достопримечатель­ность усадьбы - 27-метровая ветряная мельница XIX в. (Рис. 5), - историко-культурная ценность Республики Беларусь была перевезена из деревни Ляды Жлобинского района. Дальнейшее развитие усадьбы предполагает создание здесь небольшого музея под открытым небом. Планируется перевоз еще одного архитектурного памятника конца XIX в. из г.п. Паричи, это дом лесопромышленника. Здание в Паричах когда-то использова­лось как музыкальная школа, но сильно пострадало во время пожара, после чего и было принято решение о его переносе на другое место. В процессе выполнения данного исследования предложено перенести этот памятник архитектуры на терри­торию агроусадьбы «Миколин остров» с полным выполнени­ем мероприятий по реставрации и приспособлению. Учитывая совсем иное размещение здания - не в структуре застройки, рекомендовано разместить его на острове, что будет выявлять уникальность сооружения и формировать активные визуаль­ные связи в композиции туристического комплекса. Здание будет акцентом на оси въезда в усадьбу. В нем разместятся жи­лые комнаты, большая гостиная, воссоздана утраченная после перестроек крытая терраса, с которой будет обозреваться тер­ритория агроусадьбы, мельница, пруды.

Различие между музеями-скансенами и мини-скансенами в первую очередь определяется занимаемой ими площадью. Территория Белгосмузея народной архитектуры и быта - 220 га, «Дудутки» расположились на160 га. Агроусадьба в виде мини-скансена, по опыту Финляндии, где мини-скансенов на­считывается более 200 [6, р. 93], обычно занимает террито­рию от 1 до 5 га, но есть примеры, довольно редко и в составе фермерских хозяйств, значительно больших территорий, - до 50 га. Крупные музеи обычно тяготеют к градостроительным центрам, а агроусадьбы располагаются и в удаленных местах Беларуси. Соответственно, чем больше площадь, тем больше можно на ней принять посетителей. Только вопрос не заклю­чается в потоке посетителей, музеи-скансены и мини-скансе­ны ставят перед собой различные цели.

Рис. 5

Заключение

Мини-скансен - направление, которое только начало осва­иваться в сельском туризме и имеет потенциал для дальнейше­го развития, так как имеются возможности задержать туристов, предоставить ночлег. Народная архитектура основывалась на традиционных представлениях человека о гармонии и всеоб­щем согласии в этом Мире. Эти вечные ценности сегодня через сельский туризм как бы открываются заново, и сооружения на­родной архитектуры напоминают о них. Поэтому агроусадь­бы, базирующиеся на объектах традиционной культуры, мо­гут иметь значительную роль в развитии туризма в Беларуси. Именно национальные акценты архитектурной среды создают неповторимость облика страны. Но чтобы каждый такой объ­ект был полноценен необходимо тесное сотрудничество хозяев сельских усадеб со специалистами архитектуры и реставрации для принятия научно-обоснованного решения.

Литература

1. Самые примечательные музеи мира под открытым не­бом [Электронный ресурс] / Дикая природа Беларуси. - Минск, 2012. - Режим доступа: ]]>http://www.wildlife.by/]]> node/13420. - Дата доступа: 10.11.2012.

2. Локотко, С. Белорусский скансен: проекты, реальность и перспектива / С. Локотко // Музеи Литвы и Беларуси: пути и перспективы развития в XXI веке: материалы конф., Минск - Вильнюс - Тракай, 2006 - 2007 гг. / сост.: Е. Матевосян, В. Повилюнас, А. Сташкевич. - Минск [и др.], 2007. - С. 34-36.

3. Барткова, М.М. Музей-скансэн ваумовах камерцыялiзацыi сацыяльна-культурнай сферы: культуралагiчны аспект / М.М. Барткова // Культурная спадчына, менеджмент, маркетинг. 1х роля у развiццi музея: матэрыялы навук.- практ. канф., Минск, 1 снежня 2009 г. / Нац. бiблiятека Беларуа; уклад. С. Б. Маеуская. -Мгнск,2010. - С. 30-39.

4. Кудиленко, А.Д. Ваша усадьба / А.Д. Кудиленко // Библио­текарь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: ]]>http://bibliotekar.ru/spravochnik-23/Lhtm]]>. - Дата досту­па: 12.12.2012.

5. Сергачев, С.А. Историко-культурное наследие как фактор устойчивого развития территории (на примере Ивановского района Брестской области) / С.А. Сергачев // Архитектурное наследие Прибужского региона. Сохранение и культурно-туристское использование. Материалы II междунар. научн.-практ. конф., 29-30 апреля 2010 г., Брест. - Брест: БрГТУ. 2010. - С. 93-96.

6. Zippelius, A. Handbuch der europrnschen Freilichtmuseen / A. Zippelius. - Koln: Druk Gesellshaft fur Buchdruckerei AG Neuss, 1974. - 327p.

Поступила в редакцию 14.02.2013 г.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 741
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 783
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 10 004
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...