УДК 719+728.5
В статье рассмотрен потенциал мини-скансенов в развитии объектов сельского туризма на территории Беларуси. Определены основные принципы формирования мини-музеев под открытым небом по размещаемым в их составе объектам; даны предложения по использованию жилых домов мини-скансена в туристических целях; рассмотрены существующие примеры на территории Беларуси.
In the article to considers development of potential mini-Skansen in rural tourism in Belarus. Have been defined the main principles of a mini-museum in the open air are placed on objects in their composition; have been given proposals for the use of residential houses of mini-skansens for tourism purposes; were reviewed the existing examples in Belarus.
ВведениеТуристический рынок развивается также стремительно, как и весь окружающий мир. Появляются новые сферы, соответствующие многообразию запросов людей: культурный туризм, бизнес-туризм, религиозный туризм, событийный туризм, например, только фольклорные фестивали и праздники. В настоящее время в Беларуси активное развитие получил сельский туризм. Многообразие усадеб и конкуренция между ними, подталкивает владельцев на изучение истории своего края, на поиск идей, которые позволили бы им выделиться, показать свою уникальность. Популярными стали всякого рода музейные экспозиции, в том числе используются возможности демонстрации особенностей архитектуры различного временного периода, начинает учитываться фактор региональной архитектуры. Стало осуществимо также и устройство мини-скансенов в сельский усадьбах, обладающих определенным архитектурно-познавательным потенциалом. Развитие данного направления в формировании объектов сельского туризма может стать одним из методов сохранения наследия народного зодчества Беларуси.
Основная частьКаждый регион нашей страны имеет примечательные объекты народного зодчества, которые отображают уклад жизни и особенности народной художественной культуры, являются свидетельством исторической и социокультурной обстановки прошедших эпох. Например, курная хата конца XIX в., в которой может быть реконструирована среда того времени, позволила бы туристам узнать много нового для себя, и даже поучиться растапливать курную печь. Обычно это сопровождается интерактивными приемами: традиционные белорусские блюда с использованием характерной посуды, национальные костюмы, соответствующая фоновая музыка.
Скансен - этнографический музей под открытым небом, который был открыт в Стокгольме в 1891 г. Идея его была проста: представить всю Швецию в миниатюре [1].
На территории Беларуси также есть варианты музеев такого:
- Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в д. Озерцо Минского района;
- Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки» в Пуховичском районе;
- Туристический комплекс «Город мастеров» в г. Могилеве (Рис. 1);
- Этнографический музей в п. Глуша Бобруйского района.
Рис.1
Музей народной архитекторы и быта представляет собой архитектурно-этнографический комплекс, создавался как научное и культурно-просветительное учреждение. Это единственное учреждение, формирующее коллекцию памятников народного деревянного зодчества «Архитектура» Музейного фонда Республики Беларусь [2, с. 34]. Основная цель белорусских музеев под открытым небом - ознакомление с информацией, проведение однодневных праздников и торжеств, но без оказания других туристических услуг, в виде проживания и питания. Мотивация посетителей таких мест в первую очередь определяется желанием развития собственной личности с помощью познания истории и культуры.
Мини-скансен - мини-музей под открытым небом, в составе объекта сельского туризма - агроусадьбы, предоставляющей туристам различные услуги, в том числе продолжительный отдых. Такой музей обычно характеризуется наличием в своей структуре сохранившегося объекта архитектуры, представляющего историческую ценность и отражающего традиции и быт прошлых лет.
Мини-скансен в составе сельской усадьбы, предоставляющей туристические услуги, может формироваться:
- отдельно стоящим жилым домом, возраст которого все же должен превышать 50 лет, с характерными архитектурными региональными особенностями;
- типичной для данной территории усадьбой крестьянина: жилой дом с хозяйственными постройками;
- другими интересными объектами: гумно, корчма, сельская больница;
- уникальным строением (мельница, культовое сооружение), возможно даже перевезенное из другой местности.
Самый распространенный тип агроусадьбы в виде минискансена на территории Беларуси это жилой дом с хозяйственными строениями («Трабутишки» Поставского р-на, «Лавриновичи» Зельвенского р-на, «Лесные дали» Логойского р-на), возраст которого превышает 50 лет. Эти строения обладают высокими архитектурно-художественными качествами, исторически достоверны. Разнообразие достигается различием местных особенностей и функциональных программ, связанных с использованием мини-музея в туристической сельской усадьбе - гончарство, сельскохозяйственное производства, кузнечное дело и т.д. (Рис. 2).
Рис. 2
Для решения проблемы ночлега туристов целесообразны следующие решения:
1. Наличие на этой же территории 2-го жилого дома, тем более что в настоящее время в Беларуси решены юридические вопросы строительства на одном участке агроусадьбы двух жилых домов, что раньше было серьезным препятствием для сферы сельского туризма в целом;
2. Жилой дом для туристов в этом же населенном пункте или недалеко от него (возможна организационно-функциональная связь двух усадеб, пример: «Лидский хуторок» в г. Лида и «Домик в деревне» Лидского р-на).
При строительстве второго жилого дома на одной территории с историческим объектом следует учитывать факторы, определяющиеся композиционным решением: новое строение может быть стилизовано под время строительства основных сооружений мини-скансена или быть акцентировано современным архитектурно-строительным решением. Оптимальное решение может быть найдено только с учетом особенностей ландшафтной ситуации и визуальных взаимосвязей.
Жилые дома, построенные 50 лет назад, в силу обычно традиционно использовавшихся не сложных, а то и упрощенных планировочных решений и инженерного обеспечения, не могут отвечать всем современным требованиям. Простая планировка с четким функциональным зонированием характеризует наиболее распространенный тип народного жилища - двухчастный дом, состоящий из хаты и не отапливаемых сеней. Разумно спланированное с учетом функционального назначения каждого из его составляющих элементов, крестьянское жилище отвечало потребностям жизни прошедших времен [4]. В таком доме, если предусматривать его использование в туристических целях, невозможно обойтись без реконструкции его объемнопланировочной структуры (устройство мансарды, пристройка дополнительных объемов для санитарных помещений).
Когда социально-экономические перемены и городская культура стали оказывать влияние на сельский образ жизни, сельское жилище начало совершенствоваться: появились перегородки, увеличилось количество помещений, улучшились санитарно-гигиенические условия и др. Такие планировочные структуры, имеющие более комфортное решение с функциональным разграничением жилой и хозяйственной частей, с выделением спален, представляют больше возможностей для использования в туристической деятельности.
Основу агроусадьбы «Райский уголок» Светлогорского района (Рис. 3) составляют отдельно сохранившиеся здания прошлого века. Выразительность жилого дома и его лидирование в композиции не требовали никаких серьезных перестроек, наоборот, - следовало обеспечить сохранение перво- зданности. Деревянный жилой дом этой агроусадьбы с его двускатной крышей, объемной “русской” печью, простым решением интерьеров, продемонстрировал свою оптимальность для условий местного климата. Была достигнута определенная автономность существования объекта и его независимость от каких-то сторонних обстоятельств, что востребовано и в наше время. С помощью цветового решения фасадов выделены детали (обрамления окон, выступы бревен, оформленных в виде пилястр), на них акцентируется внимание.
Рис. 3
На этой усадьбе демонстрируются различные виды прикладного мастерства, в частности, вышивки, сделанные еще в начале прошлого века. Туристы также имеют возможность приобщиться к рукоделию. Помещения приспособлены для проведения мастер-классов по вышивке, инкрустации соломой, лозоплетению. Создаются условия для интерактивного общения с гостями в исторически достоверной среде, которая сформирована на территории усадьбы и в интерьерах помещений. Это направление туристической деятельности наиболее эффектно может реализовываться в мини-скансенах.
Мини-скансен может сформироваться на агроусадьбе «Кола Струменя» Житковического района, у реки Струмень в древнем Турове. Основу жилого дома формирует небольшой сруб; главный фасад «на два окна» традиционно выходит фронтоном на улицу. Венцы стен открыты, только выступы бревен оформлены в виде пилястр, с имитацией капители на уровне верха окна. Открытость конструкций позволяет судить о местных строительно-технологических приемах. Заполнение оконных проемов сохранило первоначальный вид, что встречается очень редко. Имеются и пристройки более позднего происхождения (сени, через которые устроен главный вход, веранда с большими окнами в сад), которые отражают перемены сельского жилища в 1950-60-е гг.
В интерьере основной элемент, как и положено, - большая печь с лежанкой. В каждой из четырех гостевых спален деревянная мебель работы местных мастеров. Эта агроусадьба - фактически музей под открытым небом, демонстрирующий традиции устройства как экстерьерных пространств, так и интерьеров помещений, что помогает проводить обрядовые праздники «Гуканне вясны» и «Купалле». Организация подобных мероприятий праздничной направленности, по своей содержательной насыщенности следует ориентировать не на однодневное пребывание туристов, а на большую временную продолжительность, что требует соответствующего комфорта пребывания с точки зрения обеспеченности агроусадьбы инженерным оборудованием. Но только это позволяет достичь экономической эффективности работы агроусадеб [5, с. 96].
Достоинства усадьбы «Докудово» Лидского района (Рис. 4) также обеспечиваются сохранением сооружениям первоначального архитектурного образа. Такой тип дома встречается в основном только в западной части Гродненской и Брестской областей. На улицу обращен протяженный фасад с входной парадной верандой - пример решений местного зодчества.
Рис. 4
Особый пример формирования туристического комплекса в виде мини-скансена - деревня Тиневичи в Кореличском районе. Это совершенно новое направление: идея сельского туризма здесь получает реализацию на значительной по размерам территории. Здания и сооружения деревни здесь представляют собой согласованную композицию на основе реально существующей градостроительной структуры, сформировавшейся в течение столетий. Неперспективный сельский населенный пункт превращен в развивающийся сельский туристический центр. При его создании ориентация взята на экспонирование градостроительных традиций: трассировка улицы и проездов, линейная планировочная структура застройки, сохранение элементов старинного благоустройства - мощение улицы камнем, сохранение садов и др. Все жилые дома, в основном послевоенной застройки прошлого века, сохраняют свой первозданный вид. Всего в комплекс состоит из 17 зданий, они приспособлены для приема и обслуживания туристов. Часть разрушенных хозяйственных строений убрали, а на некоторых дворах дополнительно построены бани, что расширяет набор предоставляемых туристам услуг. В какой-то мере бани стали своеобразной компенсацией неизбежных потерь других строений в застройке деревни. Существенным композиционным и функциональным дополнением туристического комплекса стало здание корчмы, - объекта, память о котором сохранилась только в преданиях. Получив функции общественного центра комплекса, здание разместилось в центре застройки. Архитектурно-художественный образ этого нового здания основывается на реминисценциях архитектуры середины ХХ в. с учетом традиций архитектуры западного региона Беларуси. Для возведения сооружения использовались только местные строительные материалы.
Вся работа по воссозданию деревни Тиневичи в качестве туристического объекта осуществлялась согласованно со специалистами, что и позволило более точно воссоздать образы прошлого. Такие решения представляются перспективными и важными для Беларуси, они позволяют вернуть к жизни целые поселения, создавая новые рабочие места и развивая социально-экономические взаимоотношения в сельской местности. Одновременно такие решения могут содействовать сохранению архитектурного и этнографического наследия.
Мини-скансен может формироваться на основе перевезенных сооружений. Тем более что традиционный для Беларуси строительный материал - дерево, - это позволяет. И если есть возможность спасти от разрушения уникальное строение, то это может быть и перенос в другую местность. Естественно, это сооружение, как и любое иное, оказавшееся в подобной ситуации, будет выделяться и привлекать к себе внимание. Но в туризме именно привлекающие внимание факты являются наиболее востребованными. Поэтому такое направление как формирование мини-скансена на основе перевезенного, обычно уникального сооружения, будет актуально.
Хутор «Миколин остров» Светлогорского района необычный объект сельского туризма. История его заселения берет свое начало со второй половины XVIII в. Природа наделила это место привлекательными данными. А некогда заболоченная местность, окруженная лесом, сейчас превратилась в курортную зону благодаря очистке и частичному осушению болот, созданию системы прудов. С усадьбой граничит биологический клюквенный заказник. Рядом бобровые хатки, брусничные плантации, холодные родниковые озера.
Для гостей построен деревянный дом с 3 комнатами, беседки, установлена сцена для проведения торжеств. Обслуживающий персонал размещается в небольшом жилом домике, причем живет там круглогодично. Главная достопримечательность усадьбы - 27-метровая ветряная мельница XIX в. (Рис. 5), - историко-культурная ценность Республики Беларусь была перевезена из деревни Ляды Жлобинского района. Дальнейшее развитие усадьбы предполагает создание здесь небольшого музея под открытым небом. Планируется перевоз еще одного архитектурного памятника конца XIX в. из г.п. Паричи, это дом лесопромышленника. Здание в Паричах когда-то использовалось как музыкальная школа, но сильно пострадало во время пожара, после чего и было принято решение о его переносе на другое место. В процессе выполнения данного исследования предложено перенести этот памятник архитектуры на территорию агроусадьбы «Миколин остров» с полным выполнением мероприятий по реставрации и приспособлению. Учитывая совсем иное размещение здания - не в структуре застройки, рекомендовано разместить его на острове, что будет выявлять уникальность сооружения и формировать активные визуальные связи в композиции туристического комплекса. Здание будет акцентом на оси въезда в усадьбу. В нем разместятся жилые комнаты, большая гостиная, воссоздана утраченная после перестроек крытая терраса, с которой будет обозреваться территория агроусадьбы, мельница, пруды.
Различие между музеями-скансенами и мини-скансенами в первую очередь определяется занимаемой ими площадью. Территория Белгосмузея народной архитектуры и быта - 220 га, «Дудутки» расположились на160 га. Агроусадьба в виде мини-скансена, по опыту Финляндии, где мини-скансенов насчитывается более 200 [6, р. 93], обычно занимает территорию от 1 до 5 га, но есть примеры, довольно редко и в составе фермерских хозяйств, значительно больших территорий, - до 50 га. Крупные музеи обычно тяготеют к градостроительным центрам, а агроусадьбы располагаются и в удаленных местах Беларуси. Соответственно, чем больше площадь, тем больше можно на ней принять посетителей. Только вопрос не заключается в потоке посетителей, музеи-скансены и мини-скансены ставят перед собой различные цели.
Рис. 5
ЗаключениеМини-скансен - направление, которое только начало осваиваться в сельском туризме и имеет потенциал для дальнейшего развития, так как имеются возможности задержать туристов, предоставить ночлег. Народная архитектура основывалась на традиционных представлениях человека о гармонии и всеобщем согласии в этом Мире. Эти вечные ценности сегодня через сельский туризм как бы открываются заново, и сооружения народной архитектуры напоминают о них. Поэтому агроусадьбы, базирующиеся на объектах традиционной культуры, могут иметь значительную роль в развитии туризма в Беларуси. Именно национальные акценты архитектурной среды создают неповторимость облика страны. Но чтобы каждый такой объект был полноценен необходимо тесное сотрудничество хозяев сельских усадеб со специалистами архитектуры и реставрации для принятия научно-обоснованного решения.
Литература
1. Самые примечательные музеи мира под открытым небом [Электронный ресурс] / Дикая природа Беларуси. - Минск, 2012. - Режим доступа: ]]>http://www.wildlife.by/]]> node/13420. - Дата доступа: 10.11.2012.
2. Локотко, С. Белорусский скансен: проекты, реальность и перспектива / С. Локотко // Музеи Литвы и Беларуси: пути и перспективы развития в XXI веке: материалы конф., Минск - Вильнюс - Тракай, 2006 - 2007 гг. / сост.: Е. Матевосян, В. Повилюнас, А. Сташкевич. - Минск [и др.], 2007. - С. 34-36.
3. Барткова, М.М. Музей-скансэн ваумовах камерцыялiзацыi сацыяльна-культурнай сферы: культуралагiчны аспект / М.М. Барткова // Культурная спадчына, менеджмент, маркетинг. 1х роля у развiццi музея: матэрыялы навук.- практ. канф., Минск, 1 снежня 2009 г. / Нац. бiблiятека Беларуа; уклад. С. Б. Маеуская. -Мгнск,2010. - С. 30-39.
4. Кудиленко, А.Д. Ваша усадьба / А.Д. Кудиленко // Библиотекарь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: ]]>http://bibliotekar.ru/spravochnik-23/Lhtm]]>. - Дата доступа: 12.12.2012.
5. Сергачев, С.А. Историко-культурное наследие как фактор устойчивого развития территории (на примере Ивановского района Брестской области) / С.А. Сергачев // Архитектурное наследие Прибужского региона. Сохранение и культурно-туристское использование. Материалы II междунар. научн.-практ. конф., 29-30 апреля 2010 г., Брест. - Брест: БрГТУ. 2010. - С. 93-96.
6. Zippelius, A. Handbuch der europrnschen Freilichtmuseen / A. Zippelius. - Koln: Druk Gesellshaft fur Buchdruckerei AG Neuss, 1974. - 327p.
Поступила в редакцию 14.02.2013 г.