УДК [711.424] (476)
Планировочная организация Орши показывает, что одним из принципов средневекового градостроения была связанность с ландшафтными рубежами, попытка избежать ожидаемого от регулярности противопоставления геометрически четкой схемы и холмистого рельефа местности. Эта черта отличает рассматриваемую градостроительную культуру от просторных геометризованных планировочных построений классицизма, появившихся в белорусских городах и, в частности, на правобережье Орши, спустя двести лет.
The planning structure of Orsha allows to assert that one of the principles of the medieval town building was connected with landscaped borders, trying to avoid the expected opposition from regular geometrically clear lines and hilly terrain. This feature distinguishes the considered urban planning culture from spacious geometrized planning constructions classicism appeared in Belarusian cities and, in particular, on the right bank of Orsha, after two hundred years.
ВведениеРасцвет экономики и культуры, развитие демократических отношений в XV-XVI вв. способствовали градостроительным процессам, связанным с перепланировкой на регулярной основе старых городов или их центров, строительством новых поселений. Система форм, композиционные характеристики этой планировки получили название готических. Вероятно, появление термина обусловилось единовременностью возникновения в Европе рассматриваемой пространственной организации города с периодом расцвета готического стиля в архитектуре сооружений [1, с. 98].
Впервые распространение на белорусских землях регулярного средневекового градостроительного мышления отмечено В. Ревеньской, но только в отношении их небольшой северо-западной части [2, s. 63-69]. Она излагает общие для различных стран признаки готической планировки: прямоугольный или квадратный рынок с восемью отходящими от углов прямолинейными улицами - продолжениями сторон площади; примыкание двух улиц к углу не всей своей шириной, а лишь частью, для максимального увеличения занятой застройкой стороны площади; размещение ратуши, храмов, торговых лавок и даже жилых зданий в срединной части пространства.
Важным наблюдением В. Ревеньской явилось установление связей между конфессиональностью храма и стереотипом окружающего его городского пространства Православные церкви с планом в виде равноконечного креста размещались посередине площади, либо в застройке улицы. Фасады храма центричной композиции незначительно отличались между собой, а при «островном» положении на площади обеспечивалась органично необходимая круговая обозреваемость сооружения. Отказывая местным церквам в признании художественных достоинств главного фасада, В. Ревеньска считала это одной из причин их постановки на линии уличной застройки, что не обеспечивало благоприятного восприятия главного фасада в связи с преобладанием его ракурсного обозрения. В костелах с каноническим планом в форме латинского креста этот фасад логично трактовался как основной носитель средств выразительности, поле для развертывания профессиональных ордерных композиций и скульптурных сюжетов. Это качество и определило размещение храмов в завершение видовых перспектив прямоугольных площадей [2, с. 47-49].
Основная частьГорода с геометризованной средневековой уличной сетью условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся поселения, которые ранее обладали нерегулярной структурой эпох Киевской Руси или феодальной раздробленности, но в итоге преобразования ее утратили и приобрели на всей территории новый регулярный план. Во вторую группу следует включить города, получившие готическую схему плана сразу при своей закладке и строительстве по единому, заранее задуманному замыслу.
Выделение второй группы и отнесение к ней поселений предположительно в связи с отсутствием документов. Нет возможности, во-первых, точно установить дату создания регулярной сети, во-вторых, достоверно утверждать о времени возникновения самого населенного места, так как первое упоминание о нем в летописях еще не говорит о годе его появления, а археологические данные нередко отсутствуют.
Третья группа - города, где реконструкция проведена фрагментарно. Была создана геометрически правильная планировка торговой площади и прилегающих отрезков улиц или какой- либо иной зоны поселения, а на остальной территории осталась нерегулярная средневековая уличная сеть [1, с. 100, 102].
Примером реконструкции части городской территории является Орша (Рис.1). Этот город при впадении в Днепр р. Оршицы впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 г. как «Ръша». В начале 12 в. вошла в состав Витебского княжества, с 1320 г. - в ВКЛ. С 1392 г. центр наместничества, с 16 в. - повета. В 1398-1407 гг. по приказу великого князя ВКЛ Витовта возведён Оршанский замок [3, с. 231]. Замок располагался на месте более древнего укрепления, которое было расширено. У его подножия вместо первоначального выкопан новый ров, окаймлявший территорию площадью 3,1 га. Замок являлся градоформирующим центром, вокруг которого складывались средневековые посады.
По инвентарю 1560 г. на территории замка размещались королевский двор с жилыми и хозяйственными постройками, церковь, 11 домов знатной шляхты и 17 - мещан. По периметру замок был укреплён 5 башнями, 4 из них на каменных основаниях. Угловая башня над Днепром имела т выход к реке. В 2003 г. на прилегающей к городищу территории выявили фрагменты кладки из валунов на известковом растворе, которые соотносятся с королевской резиденцией 16 в. [4, с. 239].
Рис. 1. Орша
Город занимал выгодное положение на водном пути по р. Днепр. На протяжении 16 в. Орша неоднократно становилась объектом военных действий. На её территории в 1514 г. и 1564 г. происходили крупные сражения между войсками ВКЛ и Московского княжества. В 16-18 вв. здесь основан Кутеин- ский Богоявленский монастырь, Кутеинский Успенский монастырь, монастыри бернардинцев (1636 г.), базилианок (1642 г.), доминиканцев (1649 г.), францисканцев, униатский Покровский монастырь и др. В 1592 г. создано православное братство. В 1612-1820 гг. действовал иезуитский коллегиум. В 1620 г. город получил магдебургское право и герб. В нач. 1650-х гг. в городе около 5 тыс. жителей После 1-го раздела Речи Поспо- литой (1772 г.) в составе Российской империи, центр провинции Могилёвской губ. В 1776 г. город лишён магдебургского права. С 1777 г. центр уезда [5, с. 231].
На клинообразном мысу между левым берегом Оршицы и Днепром сформировалась веерно-дуговая схема улиц, а в Заоршинье наблюдалось сочетание ребристой и перекрестной схем. Заднепровье не было пойменной местностью наподобие ландшафтов в Быхове, Пропойске (Славгороде) и многих других городах. Наиболее вероятно, что в Заднепровье к XVI в. также появилась жилая посадская застройка, однако тип нерегулярной планировочной структуры неизвестен. Другой гипотезой может служить неосвоенность к этому времени левого берега Днепра.
Очевидно, во второй половине XVI или первой половине XVII в. на левобережье трассированы геометризованные направления улиц. Регулярная схема охватила значительную территорию, вытянувшись вдоль Днепра. Главная улица района, сохраняя правильные очертания, в точности следовала параллельно береговой линии реки, а регулярные более короткие поперечные направления трассировались почти перпендикулярно берегу. Характер планировки улиц позволяет утверждать, что одним из принципов средневекового градостроения была связанность с ландшафтными рубежами, попытка избежать ожидаемого от регулярности противопоставления геометрически четкой схемы и холмистого рельефа местности. Эта черта отличает рассматриваемую градостроительную культуру от просторных геометризованных планировочных построений классицизма, появившихся в белорусских городах и, в частности, на правобережье Орши, спустя двести лет.
Планиметрическая живописность, отсутствие в данном случае композиционных догм, прослеживаются и в размещении и конфигурации двух новых площадей, которые, очевидно, служили основой общественного центра Заднепровья. Главная, торговая площадь находилась в удалении от реки, на главной коммуникации района. Готический генезис формообразования подтверждается характером примыкания к углам прямоугольной площади пяти улиц. С юго-запада, однако, в виде оси подходит главная магистраль, делящая пополам сторону площади, и свидетельствующая о начальном влиянии ренессансных принципов планировки. Типичным средневековым градостроительным приемом, способствующим транспортному транзиту через торг, было то обстоятельство, что ось главной улицы, пересекающей площадь под углом, составляла прямую линию.
Длинные стороны площади незначительно сближались в северо- восточном направлении. Такой трапециевидной характер абриса может говорить о постановке на северо-восточной стороне рынка доминирующего объема храма, уже не существовавшего во второй половине XVIII в. Иллюзорный перспективный эффект, зрительно удлиняющий площадь и увеличивающий масштаб сооружения при восприятии с противоположной стороны, был распространен в градостроительстве BKJI и использован, например, в Могилеве. В таком случае доминанта находилась бы на короткой стороне площади, точно напротив выхода на рынок главной улицы.
В отличие от торговой площади замкнутой композиции, прибрежная площадь культовой функции, близкая к прямоугольнику, была пространственно открыта длинной стороной к Днепру и комплексам застройки правобережья. Примечательно ее создание непосредственно напротив детинца, что отражает продуманный, эстетически осознанный подход к формированию структуры города, подчеркивание первоначального планировочного ядра, преемственность древнерусского принципа выявления главного в городском организме. Наподобие торговой площади здесь длинные стороны тоже несколько сходились к короткой стороне, где, в завершении перспективы площади в XVI в. и позднее возвышалась Ильинская церковь. Таким образом, три стороны площади формировались застройкой, четвертая ограничивалась кромкой берегового обрыва. Как и в большинстве других случаев, использовано угловое примыкание улиц.
Очевидно, что при всем различии пространственных композиций главной посадской и культовой площадей (замкнутая и открытая) применены единые композиционные приемы, свидетельствующие об ансамблевом методе формирования городской среды. К ним относились: слабо выраженная трапециевидная форма, нацеленная в торговой площади на иллюзорный эффект возвеличивания сооружения; тенденция создания планировочной оси, отражающаяначальный этап проникновения ренессансной градостроительной культуры; размещение доминант на коротких сторонах, вероятное и на торговой площади. Кроме того, если предположить, что в XVI в. северо-западная короткая сторона прибрежной площади была прямолинейным продолжением подводящей улицы (это только частично унас- ледовалось ко второй половине XVIII в.), то становится очевидным равенство продольных размеров обеих площадей.
Помимо характерных отличительных свойств средневековой регулярной планировки структура Заднепровья носит другие черты, специфичные для западноевропейского средневекового градостроения, в том числе нерегулярного. Главная продольная магистраль дополнялась семью поперечными улицами, выводящие к реке. Среди них была основная, трассированная через обе площади таким образом, что улица совпадала с самой короткой стороной площади. При движении по коммуникации перед зрителем последовательно, сначала слева, затем справа открывались внутренние пространства площадей. Разнонаправленность раскрытия создавала эффект композиционного равновесия и разнообразия видовых впечатлений. Следует также отметить, что средневековый прием примыкания площади к улице стороной давал возможность не только обеспечить транзитное движение, но и при перемещении по улице воспринимать пространство площади по его максимальной протяженности, из наиболее эффектных в этом отношении зрительных точек.
ЗаключениеПроведенное исследование городского поселения позволило выявить следующие особенности планировочной организации Заднепровского посада в Орше:
• создание регулярной планировочной структуры заречного района в виде протяженной главной улицы и системы коротких поперечных направлений;
• линейно-узловой характер структуры общественного центра района, представленного торговой и культовой площадями;
• единство планировочных приемов формирования площадей;
• готико-ренессансный асимметричный тип главной площади и системы примыкающих улиц.
Литература
1. Чантурия, Ю. В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины XVI - первой половины XIX в.: Средневековое наследие, Ренессанс, барокко, классицизм / Ю. В. Чантурия. -Мтск.. :Бел. наука, 2005. - 375 с.
2. Rewienska, W. Miasta i miasteczka w polnocno-wschodniej Polsce / W. Rewienska. - Wilno: Drukarnia artystyczne “Grafika”, 1938. - 145 s.
3. Вялгкае княства Лтоускае: Энцыклапедыя. У 2 т. Т. 2 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу (гал. рэд.) i mm. - Мтск: БелЭн, 2006. - 792 с. : in.
4. Регионы Беларуси: Энциклопедия. В 7 т. Т. 2. Витебская обл. В 2 кн. Кн. 2. К - Я / редкол.: Т. В. Белова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: Беларус. Энцыкл. iмя П. Броую, 2011. - 640 с.: ил.
5. Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. Т. 5 /Редкол.: Г. П. Пашков и др. - Минск: БелЭн, 2007. - 752 с.: ил.