УДК 727.11
Представлена система мероприятий по реконструкции зданий учреждений дополнительного образования детей. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-воспитательному процессу и материальной базе учреждений дополнительного образования детей, определены параметры оценки состояния существующего фонда зданий и проанализирована их функционально-планировочная структура. Выявлены недостатки и определены направления реконструкции. Разработан системный подход к реконструкции учреждений дополнительного образования детей. Представлена классификация приемов реконструкции. Разработана модель исследования объекта для выбора наиболее эффективного принципа реконструкции. Проанализировано состояние учреждений дополнительного образования детей города Логойска. По результатам анализа автором сформулированы предложения по реконструкции зданий данных учреждений.
The article introduces a system of reconstruction measures for buildings of establishments of additional education of children. Parameters of assessment of building condition were defined; their functional and planning structure was analyzed according to the requirements to the educational process and the material base of establishments of additional education of children. The author highlights current problems and identifies areas of reconstruction. In order to optimize functional and planning structure of buildings the author developed a systematic approach to the reconstruction ofbuildings of establishments of additional education of children. The article introduces a classification of the principles of reconstruction and a model of object study for choosing the most efficient principle of reconstruction.The author analyzes the current state of buildings of establishments of additional education of children in Logoysk, Minsk region, and makes suggestions on reconstruction of the buildings of these establishments.
ВведениеДополнительное образование детей в Республике Беларусь является важным сегментом системы образования, обеспечивающим возможность организации досуга детей, их обучения и воспитания в различных видах творческой деятельности.
Социально-экономическое развитие общества, модернизация образовательной системы диктуют новые требо- ванияк учебно-воспитательному процессу. Учреждения дополнительного образования детей (УчДОД) расширяют сферу образовательных услуг, инновационные программы направлены на удовлетворение широкого спектра потребностей и интересов детей. Популярность учреждений дополнительного образования детей растет, однако существующие здания УчДОД построены по типовым проектам прошлых лет, не приспособлены для учебных занятий и не соответствуют санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям
Основная частьВ Республике Беларусь реконструкция как приспособление существующих зданий к реализации новых функций в связи с изменившимися социальными и экономическими условиями - распространенное явление, поскольку финансирование нового строительства часто невозможно в результате сложившейся экономической ситуации в стране.
Архитектурно-планировочные решения существующих зданий, как правило, не отличаются выразительностью, а функциональная структура характеризуется однообразием и статичностью планировочных узлов. Вместе с тем внедрение новых методик, программ и проектов, связанных с модернизацией системы дополнительного образования, не может быть эффективным в условиях устаревшей материальной базы УчДОД.
Республика Беларусь уделяет внимание реализации государственных программ, направленных на развитие системы дополнительного образования детей. Данная сфера образовательных услуг регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании [1], Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [2]. Модернизация системы дополнительного образования, в том числе в аспекте архитектурной организации образовательной среды, является одной из первостепенных задач общества и определяется Национальной стратегий устойчивого социально-экономического развития на период с 2004 до 2020 гг. (НСУР-2020). Данная задача требует своего решения в рамках подготовки Десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного ООН на 2005-2015 гг.
На сегодняшний день в системе мероприятий РБ по модернизации образовательного процесса актуальным является:
- проведение тщательного обследования состояния и пригодности существующего фонда УчДОД;
- определение направлений реконструкции зданий в соответствии с требованиями нормативных документов, с учетом состояния здания и функционального назначения учреждения образования, для которого это здание предназначено;
- разработка рекомендаций по реконструкции существующего фонда зданий УчДОД.
Для определения направлений реконструкции необходимо рассмотреть основные проблемы существующего фонда объектов УчДОД. На территории Республики Беларусь в период с 1918 по 1945 гг. функционировали многочисленные дворцы пионеров и школьников, станции юных техников и натуралистов, детские школы искусств, музыкальные школы и другие детские внешкольные учреждения. Обычно они располагались в ранее построенных зданиях. В послевоенное время с конца 1950-х гг. во многих городах БССР проводились конкурсы на типовыепроекты домов пионеров и школьников, станций юных натуралистов. Под первые дворцы пионеров и октябрят были отданы лучшие здания городов, где ранее размещалисьгорсове- ты, кинотеатры, клубы, банки. Например, в городе Гомеле Дом пионеров располагался во дворце князей Румянцевых и находился там до 1990-х гг., после чегоздание было полностью передано музею (Рис.1). В 1936 г. в Минске в новом светлом и величественном здании разместился Минский Дворец пионеров и школьников. В кружках художественной самодеятельности, технического творчества, спортивного мастерства и юннатско-биологической работы могли проводить своёсвободное время тысячи детей (Рис.2).
Рис.1. Дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле
Рис.2. Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (арх. А.Воинов, В.Вакарсин)
С конца 1990-х гг. в связи с изменением экономических условий и социальной структуры общества трансформационные процессы охватили и систему образования Беларуси, внимание государства к деятельности УчДОД как учреждений, реализующих учебно-воспитательные функции наравне со школой, снизилось.
В настоящее время модернизация систем обязательного и дополнительного образования детей влечет за собой изменение учебно-воспитательных функций УчДОД, в том числе меняются требования к материальным условиям образовательной среды, что и определяет потребность в архитектурной реорганизации образовательного пространства УчДОД. Изучение зданий УчДОД показало, что существующая база объектов имеет ряд недостатков:
- дефицит учебных помещений;
- несоответствие помещений задачам обеспечения учебного процесса;
- функциональная структура зданий не создает необходимых условий для реализации задач дополнительного образования детей;
- несоответствие учебных пространств санитарно-гигиеническим требованиям;
- нехватка либо отсутствие универсальных пространств (залов, рекреационных помещений, выставочных пространств, галерей и др.);
- низкий уровень архитектурно-художественных решений.
Требуется модернизация основных функциональнопланировочных элементов зданий и улучшение взаимосвязей между ними, изменение состава помещений и их функций.
С целью оптимизации функционально-планировочной структуры зданий и сооружений разработан системный подход к реконструкции объектов УчДОД (Рис.3).
При определении возможностей реконструкции необходимо учитывать территориальный резерв участка и градостроительные условия размещения объекта в городе, которые определяют возможность расширения габаритов здания на занимаемой территории.
По размещению УчДОД в городе можно выделить:
- объекты дополнительного образования, которые располагаются в тесной городской застройке (как правило, в исторической, центральной части города). Приемы реконструкции таких объектов ограничены, так как использование дополнительной территории невозможно;
- объекты дополнительного образования, которые располагаются на участках с резервными территориями, в непосредственной близости к паркам. Такие объекты имеют больше возможностей для реконструкции.
С точки зрения объемно-планировочного решения реконструкция осуществляется в двух направлениях:
- с изменением объемно-планировочных габаритов здания;
- без изменений объемно-планировочных габаритов здания.
Для выбора оптимального принципа реконструкции необходимо (Рис.3):
- определить технические и физические данные объекта;
- оценить соответствие необходимых требований возможностям учреждения;
- рассчитать экономическую эффективность вари- антовреконструкции;
- обосновать необходимость увеличения объема здания;
- определить варианты реконструкции в существующем объеме здания.
Рис.3. Модель исследования объекта для выбора наиболее эффективного приема реконструкции
В результате проведенных мероприятий становится возможным определить рациональные методы реконструкции УчДОД.
В процессе исследования УчДОД были выявлены параметры необходимости расширения объекта(дефицит площадей, количество и функциональное назначение дефицита площадей) и возможности изменения объемно-планировочных габаритов объекта (физический износ здания, объемно-планировочная структура и функциональные взаимосвязи). Степень физического износа определяетсясложением степеней износа отдельных его элементов, конструкций или систем, имеющих свое процентное удельное соотношение во всем объеме здания. Категория технического состояния здания в целом при технической инвентаризации в зависимости от величины его физического износа может быть ориентировочно определена в соответствии с ТКП 45-1.04-208-2010.
Дефицит площадей @деф) определяется процентным соотношением недостающих площадей к необходимым. Выделены четыре показателя:
- дефицита площадей нет, либо существует их избыток @деф< Sнеобх);
- дефицит площадей до 30% от необходимой площади ^деф= 1-30%Sнеобх);
- дефицит площадей составляет от 30 до 70% от необходимой площади ^деф= 30-70% Sнеобх);
- дефицит площадей с максимальным значением ^деф>(70-Ш0%^необх).
При незначительном дефиците площадей возможна реконструкция объекта в существующем объеме здания. При наличии возможности изменения объемно-планировочных габаритов здания проводится реконструкция с дефицитом площадей до 70% от необходимых. На основе анализасуществующего опыта реконструкции обще-
ственных зданий в целом и объектов УчДОД в частности предлагается следующая классификация приемов реконструкции:
- пассивная реконструкция (адаптация), в основе которой лежит оптимизация функционально-планировочной схемы без изменения внутренней планировки существующего здания за счет перераспределения помещений для более удобных функциональных связей между ними; переоборудование и техническое оснащение имеющихся помещений;
- активная реконструкция (дополнение), предполагающая перераспределение помещений и в связи с этим изменение их функций.
Объединение либо разъединение помещений системами мобильных перегородок обусловлено требованиями инновационных педагогических программ дополнительного образования детей, которые предполагается реализовывать на данной территории. В подобном случае приходится жертвовать отдельными помещениями ради организации эффективного многофункционального пространства, вследствие чего снижается экономический эффект, однако повышается социальный;
- активная реконструкция (расширение), предполагающая изменение габаритов здания и объемно-пространственного решения: вставка (помещение, модуль); пристройка функционально-планировочных блоков к существующим зданиям; надстройка (увеличение этажности); окутывание (объем в объеме).
Вставка группы помещений, которые выполняют ту же функцию, что и основное здание, осуществляется на месте разрывов в объемном решении здания (форма плана П, Н, О, Г-образная). Вставку целесообразно использовать для организации многофункционального пространства в УчДОД. С помощью вставки можно получить обособленное здание в границах учреждения со своей функционально-планировочной структурой, не связанной с прилегающими сооружениями: Детский культурный центр в Копенгагене, построенный по проекту архитектора Дорте Мандруп-Польсен и ее бюро Dorte Mandrup. Продолжая форму домов, расположенных на соседних улицах города, корпус, срезая угол между ними, сужается по максимуму в точке пересечения улиц (как по высоте крыши, так и глубине вставки). Такое архитектурное решение принято с целью как можно меньше закрывать внутренний двор от солнца. В «холодное», «гладкое», строгое здание встроены деревянные окна с яркими стеклами и подоконниками
Пристройка - это присоединение к реконструируемому зданию нового объема. Различают пристройки: а) примыкающие к существующему зданиюс одной или нескольких сторон (может быть применена на затесненных участках, при незначительном дефиците площадей до 30%); б) соединенные с существующим зданием переходами (применяется на участках с резервом территории, когда дефицит площадей составляет от
30 до 70% от необходимой площади).
Надстройка нового объема является одним из рациональных приемов, так как не требует резерва территории, в связи с чем может использоваться в тесной городской застройке. Данный вид реконструкции возможен только на основании положительного технического заключения о несущих способностях существующих конструкций объекта. Применяется, когда физический износ здания составляет не более 50 %, при высоте существующего здания не более 3 этажей, а также при условии конструктивной возможности данного преобразования и обеспечения вертикальных коммуникационных связей.
Окутывание позволяет объединить два или более небольших корпуса в один комплекс, а также окутать новыми функциональными блоками существующий объем здания УчДОД;
- частичное или полное изменение функционального назначения здания (замещение) применяется, когда учреждение выполняет две и более функции. 55,7 % УчДОД являются многофункциональными. Расширение здания осуществляется за счет выноса территорий, реализующих «лишние» функции в новые специализированные объекты (филиалы УчДОД). Освобожденные площади переоборудуются под территории, реализующие основнуюфунк- цию. Полное изменение функционального назначения здания используется в ситуации перераспределения функций между филиалами УчДОД с целью обеспечения оптимальных функциональных связей.
Одним из важнейших факторов, который необходимо учитывать при реконструкции зданий, является создание условий для занятий в УчДОД детей-инвалидов. Как правило, в Беларуси многие общественные здания, в том числе и УчДОД, не обеспечивают возможности их посещения инвалидами. Данная проблема чрезвычайно актуальна, поскольку невниманием к ней общество лишает детей с ограниченными возможностями доступного дополнительного образования, гарантированного Конституцией РБ.
На основе разработанной классификации принципов реконструкции, а также по результатам анализа объектов УчДОД г. Логойска сформулированы предложения по их реконструкции.
Школа искусств г. Логойска (Рис.4) располагается в здании бывшего административного учреждения, которое находится на пересечении центральных улиц, его главный фасад с входом размещается по линии застройки. Анализ функционально-планировочной структуры показал, что здание данного учреждения не приспособлено для размещения в нем школы искусств, поэтому нуждается в реконструкции в соответствии с современными требованиями к архитектурной организации образовательной средыв Республике Беларусь.
Рис.4. Реконструкция ДШИ г.Логойска
Реконструкция здания детской школы искусств возможна по двум направлениям: во-первых, это реконструкция внутреннего объема, во-вторых, это пристройка к зданию новых функциональных блоков за счет резервной территории. Вид пристройки определяется функциональным назначением помещений. Необходимые учебные по- мещениядля ДШИ г. Логойска - это мастерские скульптуры и керамики, классы для декоративно-прикладного искусства, классы для индивидуальных занятий музыкой, классы для занятий хора и оркестра.
В помещениях общешкольного значения данного учреждения также выявлено несоответствие требованиями. Концертный зал занимает площадь 90,55м2. Согласно нормам ТКП 45-3.02-250-2011, площадь концертного зала на 300мест при количестве учащихся 450 человек, должна составлять не менее 210м2.Нет выставочного зала, буфета, методического фонда и складских помещений. Наличие собственного земельногоу частка дает возможности использовать его для организации мероприятий на свежем воздухе, проведения занятий по ландшафтной архитектуре. Проектное количество учащихся 400-450 человек. Центр детского творчества Логойского района располагается в здании школы 1950-хгг. постройки. Физический износ здания составляет 85%, оно не пригодно для пребывания в нем детей.
Результаты проведенного анализа здания в рамках данного исследования показывают, что наиболее приемлемым вариантом трансформации мог бы стать снос существующего здания и возведение нового многофункционального Центра детского творчества Логойского района.
ЗаключениеВ настоящее время система УчДОД преобразуется под влиянием экономических и социальных процессов в общества, внедрением зарубежного опыта в сфере образования.
В условиях существующих УчДОД возникает необходимость создания многофункционального УчДОД - комплекса дополнительного образования, который будет иметь развитый функциональный состав помещений, открывающий новые возможности организации досуговой деятельности детей, получения ими знаний и развития творческих способностей в условиях свободного выбора форм обучения.
В ходе проведенного исследования выявлены параметры обследования объектов для выбора оптимального пути реконструкции, описана система принципов реконструкции, представлена их классификация, на основании чего предложены рекомендации по реконструктивным мероприятиям УчДОД г. Логойска, которые могут быть использованы в проектной практике. Все вышеперечисленные мероприятия будут способствовать обеспечению условий для эффективного, разностороннего и творческого развития детей.
Литература
- Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ]]>http://www.pravo]]>. by/world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. - Дата доступа: 15.06.2015
- Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ]]>http://www.pravo.by/world_of_law/text]]>. asp?RN=W21124261. - Дата доступа: 20.07.2015