УДК 726.71 (476) (091)
Проведен стилистический анализ объемно-планировочного решения Троицкой церкви базилианского монастыря в Бытене. В соответствии с межкультурным синтезом восточных и западных культурных традиций, наблюдавшихся в регионе, появление такого уникального объекта, как Троицкая церковь в Бытене, не случайно. Являясь одним из немногих примеров купольного объемно-планировочного решения храма, церковь считается наиболее ярким образцом синтеза православных и католических традиций в архитектуре Беларуси. Представленные автором реконструкции позволяют проследить композиционные и конструктивные приемы стилистических особенностей формирования объемно-планировочного решения Троицкой церкви при униатах в конце XVIII в., а также после 1839 г., при котором храм был передан православному вероисповеданию. Когда храм принадлежал униатской конфессии, его облик больше соответствовал архитектуре костелов. Реконструкция изменила облик храма, придав ему по возможности наиболее близкий образ православной церкви. Реконструкции по переустройству бывших католических и униатских церквей были широко распространены в первой половине XIX в. и соответствовали определенной программе по изменению облика храмов, которые касались в первую очередь переделок фасадов.
ВведениеИзучение архитектурного наследия Беларуси проходит в контексте синтеза восточнославянского и западноевропейского развития, которому посвящены многочисленные исследования современных ученых. Союз западнорусской церкви с Римом послужил существенным фактором развития многообразия форм храмового и монастырского зодчества на территории Беларуси. Изучение строительного наследия униатов связано с историей возведения в местечке Бытень монастыря базилиан с храмом во имя св. Троицы. Интерес к этому памятнику архитектуры барокко вызван в первую очередь своеобразным индивидуальным творческим подходом неизвестного архитектора к объемно-планировочному решению храма. К тому же мало сохранившиеся фактологические материалы дают исследователям широкое поле для всевозможных научных гипотез и предположений. Тем не менее, бесспорным фактом остается процесс влияния культурных традиций на своеобразие храма в Бытене, что доказывают в своих исследованиях С. Лоренц, Е.Д. Квитницкая, Т.В. Габрусь, И.Н. Слюнькова.
Основная частьБазилианский монастырь в Бытене Новогрудского воеводства (сейчас Ивацевичский район), существовавший в 1607-1845 гг., являлся одним из многочисленных монастырских барочных комплексов на Беларуси, отличительной чертой которого было купольное решение соборного храма. На территории Беларуси такой тип монастырского храма широко распространен не был. К сожалению, на сегодняшний день, от большого комплекса монастыря, включавшего в себя госпиталь, новициант, въездную браму с колокольней-звонницей II половины XVIII в., церковь Рождества Богородицы, примыкавшего к нему двухэтажного жилого корпуса, сохранилась только Успенская церковь, построенная в 1673 г. как каплица. Базилианский монастырь в Бытене, который в XVII в. считался одним из самых могущественных в ордене, образовывал с расположенными в непосредственной близости такими крупнейшими униатскими духовными центрами, как Жиро- вичи и Боруны, единую систему. История сохранила много интересных фактов из жизни обители. Одним из настоятелей Бытенского монастыря до 1613 г. был полоцкий архиепископ Иософат Кунцевич (1580-1623 гг.), первый канонизированный святой униатской церкви. В монастыре по привилегии папы римского в 1615 г., была открыта духовная школа (новициант). Во время войны России с Речью Посполитой в 1654-1667 гг. монастырь стал убежищем для базилиан с Вильно, Полоцка, Витебска и Минска. Здесь были сохранены чудотворные образы Матери Божьей из Троицкого монастыря в Вильно и Свято-Успенского монастыря в Жировичах [1, с. 59].
Основателем монастыря в 1607 г. считается слонимский маршалк Григорий Тризна и его жена Регина, урожденная Сапегой. Первые постройки монастыря были деревянные. Каменный монастырь был заложен в 1640 г. со времени фунда- ции подскарбничия ВКЛ Николая Тризны. Считается, что значительная часть строительных работ проводилась в период владения Бытенем наследниками униатского рода Тризны - Тизенгаузами [2, с. 461]. Возведение соборной каменной церкви игуменом Иосифом Петкевичем датируется концом XVII - началом XVIII вв. Многочисленные источники указывают различные даты строительства. Упоминается 1673 г. [3, с. 142],
1708-1710 гг. [4, с.98-99] [5, с. 83] и 1710 или 1711 гг. [2, с. 462]. Храм неоднократно переосвящался в честь различных святых и праздников в зависимости от конфессиональной принадлежности. В 1710 г. он был освящен в честь св. Иософата. В 1775 г. при передаче монастыря католикам подскарбничим надворным Речи Посполитой Антонием Тизенгаузом соборный храм был переименован во имя св. Троицы. В 1839 г. храм принудительно передается православным. При этом составляется инвентарь от 6 июля 1839 г., в котором храм описывается как крестовый с полукруглыми боковыми фасадами. Кроме двух башен вокруг главного фасада, упоминалась третья башня над серединой церкви, которая в виде фонаря опиралась на четыре столба. Средняя башня имела 8 окон и давала свет для всей церкви. За входом был бабинец в трех приделах, над ним были возведены хоры для певчих [3, с. 142].
Церковь св. Троицы в Бытене была разрушена в годы первой мировой войны. На основе сохранившихся обмерных чертежей, фотофиксации, натурных исследований Троицкой церкви, относящихся к первой половине XX в., возникло определенное количество мнений о процессе развития объемно-планировочной структуры храма. Е.Д. Квитницкая считала соборную церковь Бытеньского монастыря характерным примером архитектуры униатского храма, представляющий собой «своеобразный сплав архитектурных форм католического храма и деревянного православного зодчества, который имеет общие корни с русской архитектурой, с ее центрическими деревянными храмами». По мнению Т.В. Габрусь «архитектоника этого памятника, на самом деле, генетически вытекает из четырехсрубных крестовых православных соборов XVII в., но не русских, а белорусских, с региона Приднепровья и Придвинья...» [3, с. 144]. И.Н. Слюнько- ва предполагает о взаимосвязи архитектуры Бытеньского храма с часовнями-ротондами, распространенными во Франции XVI и Чехии и XVII-XVIII вв. Многие исследователи связывают проект церкви с заданным Г. Гварини художественным направлением позднего барокко [2, с. 462].
В любом случае, возведенная как униатская, Троицкая церковь в Бытене среди многочисленных памятников виленского барокко отличалась своим своеобразием, основанном, по мнению автора, в первую очередь на межкультурном синтезе традиций православного и католического зодчества. Прототипом создания образа униатской церкви св. Троицы могли стать первые крестово-купольные христианские храмы. О структуре большинства раннехристианских церквей известно мало. До конца не выяснен процесс развития тех или иных типовых форм [6, с. 65-69]. Наряду с разновидностью храма с одной апсидой, направленной на восток, существовала форма храма с тремя апсидами, две из которых были развернуты по отношению к центральной на север и на юг (триконх, трифорий, хор с 3-апсидным завершением, хор с завершением в виде трилистника). К храмам данного типа относятся церковь Рождества в Вифлееме (IV-VI вв.), раннехристианские соборы в Армении. Форма плана, в котором крылья поперечного трансепта заканчиваются, как и главный хор, апсидами в виде триконха, стали встречаться в Западной Европе, начиная с IX в. Среди них - церковь Санкт-Стефан в Вердене под Эссеном (нач. IX в.), в которой появляется самый ранний трехапсидный план, сформированный вокруг кубического центрального помещения. Аналогичная типовая форма плана возникает в храме Санкт-Мария-им-Капитоль (1065 г.), в базилике Санкт-Квирин в Нейсе (после 1209 г.), в однонефной церкви Сен-Совер в Сен-Макере (XII в.), в Кельнской церкви Санкт-Апостельн (ок. 1200 г.). Первая барочная церковь с хором в завершении в виде трилистника - это церковь св. Мартина и Луки в Риме (1635-1650 гг., арх. Кортона) [6, с. 437]. Не следует, однако считать, что использование формы плана в виде трифолия является исключительно западной традицией. Русская церковная архитектура X-XIII вв. в своем арсенале также использовала форму плана. Из наиболее ранних храмов на территории Беларуси сохранилась на изображении рисунка конца XVIII в. на уровне фундамента церковь (XII в.) без названия на территории Бельчицкого монастыря (Полоцк) [7, с. 99]. Следует отметить, что приведенные примеры планировки церквей показывают формирование триконха как во внутреннем, так и во внешнем объеме сооружения, тогда как 3-апсид- ное завершение храма в Бытене выявляется исключительно во внутреннем построении. Внешний объем Троицкой церкви
представляет собой обычный вытянутый четырехугольник, и только горизонтальный разрез демонстрирует план церкви в виде латинского креста, такой характерный для католического строительства. Не следует делать вывод о том, что план Бытеньской церкви имеет совершенно не свойственное для католических строительных традиций завершение в виде развернутых под углом друг к другу полукруглых боковых фасадов. Также как и считать трехапсидность церкви символичной для православия [3, с. 189].
Единственные известные документы первой половины XX в. стилистически относят храм к середине XVIII в. Сохранившаяся средняя башня, расположенная над куполом в центре церкви, относит храм к перестройке XIX в. Возникает ряд вопросов об изменениях стилистики храма в объемнопланировочном и архитектурно-художественном решении на протяжении нескольких столетий. Истории возведения храмов свойственны перестройки и реконструкции, связанные с необходимостью его расширения и капитального ремонта, а также, безусловно, со сменой конфессиональной принадлежности. При этом первоначальное объемно-планировочное решение можно прочесть только по основным несущим конструкциям, сохранившимся фотографиям, инвентарям и рисункам. Благодаря сохранившимся документам выявлено два исторических облика церкви св. Троицы в Бытене. На основе фактического материала появилась возможность представить варианты графических реконструкций на конец XVIII в. и на первую половину XIX в.
План на уровне окон центрального нефа Троицкой церкви впервые был опубликован Е.Д. Квитницкой по материалам виленского Товарищества любителей наук [3, с. 142]. Впервые опубликованный чертеж плана на уровне окон боковых нефов позволяет более детально изучить внутреннюю структуру храма (рис. 1). Известный польский историк культуры С. Лоренц, который исследовал памятник в 1930-е гг., считал, что боковые нефы и двухбашенный фасад пристроили к собору во второй половине XVIII в. [3, с. 144], [2, с. 463]. Эту гипотезу подтверждает структура храма, в которой четко читается пристроенный дополнительный нартекс с притвором. Более поздняя пристройка стилистически отличается от остального объема церкви благодаря появившимся вогнутым плоскостям стен, многоступенчатой форме пилястр, и в итоге более сложному силуэтному абрису. Кроме того в пристроенном нартексе меняется форма оконных проемов, а также сводов - с крестовых с распалубками на крестовые. Первоначальный центрический объем Троицкой церкви с боковыми каплицами превратился в шестистолпную двухбашенную купольную базилику.
Вокруг центральной апсиды существовала обходная галерея, освещенная одним узким оконным проемом и соединяющая между собой расположенные по сторонам сакристии храма, в которой находились две лестницы, ведущие вниз в подвальное помещение. В виде вытянутых прямоугольников симметричные сакристии не выступали за пределы основного объема церкви. Обходная галерея вокруг алтаря встречается также в Успенском соборе базилианского монастыря (1743 - 1750 гг.) в Витебске. Но эта особенность, выявленная только в двух монастырских храмах, не может стать отличительной характеристикой построения заалтарного пространства всех базилианских монастырей, а свидетельствует, скорее, об оригинальности индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
Боковые нефы церкви св. Троицы освещались тремя оконными проемами с каждой стороны, по два окна располагалось на центральном более высоком нефе. Еще пять окон было прорублено в стенах трифолия. В горизонтальный разрез не попадают входные проемы, связывающие алтарную часть с сакристиями храма. Согласно продольному разрезу храма [8] они традиционно располагались по обеим сторонам относительно главного алтаря. Поперечный разрез алтарной части [9] говорит о наличии дополнительных проемов, ведущих в сакристии из основного объема подкупольного пространства церкви, симметрично расположенных аналогичным проемам, ведущими в боковые нефы. К центральным опорным колоннам базилики пристроены две лестницы, одна из которых, расположенная справа от главного входа ведет на амвон, вторая, расположенная слева, - на хоры. Привлекает внимание индивидуальный подход к проектированию каждой из пяти лестниц в интерьере церкви св. Троицы. От винтовой формы лестницы в притворе, ведущей на верхние ярусы башен, до разнообразных лестниц криволинейного и прямолинейного очертаний. Скорее всего, существовала и шестая лестница, ведущая на правую от входа башню, эллипсоидной формы. Она замыкает собой прямоугольный контур, геометрически связывающий между собой все лестницы храма. Для усиления эффекта перспективного восприятия внутреннего пространства план церкви сужается от главного входа к алтарной части.
Рис. 1. План церкви св. Троицы. Обмеры 1930-х гг.
Рис. 2. Гравюра неизвестного автора
Рис. 3. Реконструкция церкви св. Троицы в Бытене на конец XVIII в. Архитектор И.Н. Ожешковская
Рис. 4. Реконструкция церкви св. Троицы в Бытене первой половины XIX в. Архитектор И.Н. Ожешковская
Рис. 5. План базилианского монастыря в Бытене. 1833 г.
Внутреннее пространство средокрестия церкви св. Троицы перекрыто восьмигранным шатром, который опирался на подпружные арки центрального квадрата. Согласно сохранившемуся изображению «Костел и монастырь оо. Базилиа- нов в Бытене» (рис. 2), время создания которого неизвестно, над средокрестием центрального объема храма возвышался восьмигранный шатровый свод, завершающийся опять же восьмигранной башенкой со стрельчатыми окнами [10, с. 51]. Обмерные чертежи 1930-х гг. передают решение наружного шатра уже в виде купола. Продольный разрез [8] подтверждает несоответствие конструкции внутренних перекрытий с наружной композицией внешнего объема. По всей видимости, первоначальное шатровое завершение храма было при униатах, тогда как после 1839 г. при передаче монастырского комплекса православному вероисповеданию произошли типичные перестройки, связанные с изменением конфессиональной принадлежности храма. Именно в это время возводится купол над средокрестием, при этом приобретают новую форму и завершения двух боковых башен. Графическая реконструкция предполагает следующее решение архитектурно-художественного облика храма на конец XVIII в. (рис. 3). Первоначально главный фасад фланкировали две традиционные трехъярусные башни, верхний ярус которых имел завершение в виде четверика с шатровым восьмигранным покрытием. При перестройке храма шатровые завершения были изменены на купольные. Первый ярус башен был украшен нишами, возможно с установленными скульптурами, приемом, характерным для костелов. В дальнейшем вместо ниш были прорублены оконные проемы. При реконструкции была изменена форма окон: вместо характерных заостренных стрельчатых проемов появились окна с арочным обрамлением. Симметрично дверному проему находились большие парные колонны, обрамляющие входную часть до завершения окна, объединяющие здание по вертикали и завершающиеся треугольным фронтоном, в котором размещались часы. Центральный объем церкви св. Троицы при реконструкции остался неизмененным. Как символ смены конфессиональной принадлежности храма изменилась форма крестов, венчающих башни и купол. Описанные выше изменения архитектурно-художественного облика храма представляет графическая реконструкция после 1839 г. (рис. 4).
Согласно генплану 1833 г., составленным архитектором Фарапонти (?), церковь св. Троицы располагалась с краю П-образного двухэтажного каменного монастырского комплекса [11]. Монастырь был связан с храмом двухэтажной пристройкой, расположенной с правой стороны пресбите- рия, с левой стороны к нему примыкала зимняя Спасо-Пре- ображенская церковь. Территория монастырского комплекса состояла из двух П-образных внутренних пространств, в одном из которых был расположен сад, в другом хозяйственный двор. Хозяйственный двор окружали одноэтажные служебные помещения, часть которых, возможно, была деревянной (рис. 5). Более ранняя по времени гравюра представляет комплекс Бытеньского монастыря, обнесенный высокой каменной стеной, украшенной чередующимися пилястрами и завершающийся двухскатным навесом, крытым гонтом. К главному входу Троицкой церкви вела входная брама, состоящая из трех проемов, разделенных между собой высокими прямоугольными колоннами с шатровым завершением. Широкий центральный проем закрывали железные решетчатые арочные ворота, боковые проемы - более низкие стрельчатые. На гравюре с правой стороны храма изображен фасад одного из монастырских зданий. Он выделяется на общем фоне жилой монастырской застройки своим своеобразным барочным очертанием. Безусловно, здесь представлено сохранившееся здание более ранней постройки. Такое барочное решение широко использовалось при решении торцов монастырских построек в прошлом веке. Например, в монастыре базилианов в Березвечье (1756-1763 гг.). На территории монастыря находилась отдельно стоящая каменная прямоугольная в плане часовня, датируемая второй половиной XVII
в., архитектурный облик которой утрачен. Не исключено на гравюре сохранилось именно ее изображение. Пластический силуэт сооружения свидетельствует о возможной близости со стилистическим решением Свято-Духовской монастырской церкви в Минске (1616, 1634-1638 гг.).
ЗаключениеВ соответствии с межкультурным синтезом восточных и западных культурных традиций, наблюдавшихся в регионе, появление такого уникального объекта, как Троицкая церковь в Бытене, не случайно. Являясь одним из немногих примеров купольного объемно-планировочного решения храма, церковь считается наиболее ярким образцом синтеза православных и католических традиций в архитектуре Беларуси. На своеобразный художественный облик храма оказал влияние и индивидуальный подход профессионального архитектора, имя которого еще предстоит выяснить. Наиболее близким аналогом храма в Бытене можно считать утраченный первоначальный облик Успенского собора базилианского монастыря в расположенном неподалеку местечке Жировичи (1628, 1650 или 1663 гг.). Представленные автором реконструкции позволяют проследить композиционные и конструктивные приемы стилистических особенностей формирования объемно-планировочного решения Троицкой церкви. Когда храм принадлежал униатской конфессии до 1839 г., его облик больше соответствовал архитектуре костелов. Реконструкция изменила облик храма, придав ему по возможности наиболее близкий образ православной церкви. Реконструкции по переустройству бывших католических и униатских церквей были широко распространены в первой половине XIX в. и соответствовали определенной программе по изменению облика храмов, которые касались в первую очередь переделок фасадов. Литература:
1. Рэлтя i царква на Беларуа. Энцыклапедычны даведшк / рэдкал.: Г. Пашкоу (гал. рэд.) [i тш.] - Минск : Беларус. энцыклапедыя, 2001. - 365 с.
2. Слюнькова, И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси / И.Н. Слюнькова. - Минск: Прогресс-традиция, 2002. - 598 с.
3. Страчаная спадчына / Т.В. Габрусь, А.М. Кулагин, Ю.У. Чантурыя [i тш.]; уклад. Т.В. Габрусь. - Мгнск : Полымя, 1998. - 351 с.: л
4. Архтэктура Беларуа. Энцыклапедычны даведтк / пад рэд. А.А. Вотава i тш. - Мгнск : Беларус. энцыклапедыя, 1993 - 616 с.:ил.
5. Города, местечки и замки Великого княжества Литовского. Энциклопедия / редкол.: В. Саламаха (гл. ред.) [и др.] - Минск : Беларус. энцыклапедыя, 2009. - 310 с.
6. Кох, Вильфрид. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Вильфрид Кох; пер. с нем. Л.И. Кныш. -М. : БММАО, 2005. - 528 с.: ил.
7. Раппопорт, П.А. Русская архитектураX-XIII вв. Каталог памятников / П.А. Раппопорт. - Л. : Наука, 1982. - 136 с.
8. Бытень Слонимского повета. Базилианский костел. Продольный разрез. 1930 // Lietuvos valstybes istorijos archyvas (LVIA). - Фонд 1135. - Оп. 12. - Д 419.
9. Бытень Слонимского повета. Базилианский костел. Поперечный разрез (алтарная часть). 1930 // LVIA. - Фонд 1135. - Оп. 12. - Д 416.
10. Материалы (инвентарное описание, архивные справки, заявления, телеграммы и пр.) о бывшем имуществе католической церкви в им. Бытень. 1929-1936 гг. // LVIA. - Фонд 694. - Оп. 3. - Д 420.
11. План общего расположения строений упраздненного ба- зилианского монастыря в местечке Бытень Гродненской губернии Слонимского уезда. 1833 г. // Российский государственный военно-исторический архив. - Фонд 349. - Оп. 5. - Д 212.
I.N. Ozheshkovskaya
Stylistic features of forming of a volume-plan decision of the Troitskoy church of базилианского monastery are in Bytene In the article the stylistic analysis of a volume-plan decision of the Troitskoy church of Basilianus monastery was conducted in Bytene. As one of not many examples of a volume-plan decision of temple, a church is considered the most bright standard of synthesis of orthodox and catholic traditions in architecture of Byelorussia.